Русский язык
-
"Усердней с каждым днем смотрю в словарь" (Словарь русского языка. Урок-практикум в 5-м классе) 2012
Два урока развития устной речи, методическая цель которых - формирование информационной компетенции обучающихся, проведены в 5-м классе (программа С.И. Львовой). Предлагаемые задания: умение работать с учебной информацией, с разными видами школьных словарей, умение передавать объёмный материал в виде "свёртка информации" (например, заполнение таблицы), умение воспринимать информацию из разных источников, составлять задания и памятки - направлены на реализацию образовательной цели.
-
"Устаревшие слова". 6-й класс 2014
Урок соответствует требованиям ФГОС. Технологическая карта и презентация помогут учителю интересно провести урок, направив учащихся на самостоятельную, творческую работу.
-
Уроки речеведения при изучении темы "Прошедшее время глагола" 2008
В статье рассматриваются вопросы повышения коммуникативной компетенции учащихся через соединение линий языка и речи на уроке грамматики. Опираясь на функциональный принцип изучения единиц языка, автор предлагает методику изучения глагола «от текста к тексту»: от анализа функций глагола в тексте-образце – через осознание признаков грамматических категорий – к продуцированию текста, в котором глагольные формы участвуют в реализации авторского замысла.
-
Уроки речеведения при изучении темы: "Настоящее время глагола" 2006
В статье представлены речевые фрагменты уроков - анализ текста в аспекте стилистики языковых единиц. Рассмотрение глагольных форм в тексте "крупным планом" отражает содержание лингвистического анализа, ориентированного на определение позиции автора и "опознавательные знаки" его присутствия в тексте. Считаем актуальной разработку методики вхождения ученика в идейно-образное содержание текста через языковую форму, что обеспечивает сознательность отбора языковых средств при создании текста.
-
Уроки русского языка в 10-м классе по теме "Разговорная речь" 2009
Конспекты, представленные в этой работе, ставят своей целью: обобщить и углубить сведения об особенностях разговорной речи по цели высказывания, по сфере применения; совершенствовать навыки и умения анализа речевого высказывания; привить любовь к родной речи.
-
Уроки русского языка в 6-м классе по теме "Имя прилагательное. Мотивация" 2009
В предложенных конспектах – возможные варианты создания мотивационной ситуации на уроке, которые способствуют дальнейшему развитию познавательной мотивации и интереса к предмету у подростков.
-
Уроки русского языка в 6-м классе по теме: "Имя существительное". Мотивация 2007
Вашему вниманию я представляю серию конспектов уроков русского языка в 6-м классе по теме "Имя существительное". В основе учебник по русскому языку за 6-й класс под редакцией М.Т. Баранова, методическое пособие "Уроки русского языка в 6-м классе" Г.А. Богдановой. В предложенных конспектах я старалась подсказать коллегам возможные варианты создания мотивационной ситуации на уроке, которые способствуют дальнейшему развитию познавательной мотивации и интереса к предмету у подростков.
-
Уроки русского языка в 6-м классе с использованием методики КСО 2004
Работу в парах постоянного и сменного состава можно с успехом применять как на уроках освоения орфографических ЗУН, так и при изучении синтаксиса и пунктуации на всех этапах обучения: объяснения нового, повторения, обобщения. Важно только, чтобы тема такого урока делилась на несколько подтем ("входов") таким образом, что ученику было бы безразлично, с которой из них начинать.
-
Уроки русского языка в 7-м классе по теме "Признаки прилагательного и глагола у причастий" 2008
Уроки русского языка в 7-м классе по теме "Признаки прилагательного и глагола у причастий". Цель уроков: закрепить знания о причастии; выяснить, какие признаки прилагательного и глагола имеют причастия. К уроку разработана компьютерная презентация, которая помогает сделать урок более ярким и эмоциональным.
-
Уроки русского языка в 8-м классе "Вводные слова и предложения" 2010
Представлены два урока русского языка в 8-м классе по педагогической технологии развития критического мышления через чтение и письмо, разработанной американскими педагогами Дж. Стил, К.Мередитом, Ч.Темплом и С.Уолтером.
-
Уроки русского языка и информатики в 8-м классе по теме: "Стили речи. Строение текста. Простейший текстовый редактор WordPad и использование здоровьесберегающих технологий" 2007
Интегрированные уроки знакомят учащихся с видами и средствами связи предложений в тексте, развивают умение определять стиль и тип речи, главную мысль текста, помогают совершенствовать навыки редактирования и орфографическую зоркость, показывают возможности простейшего текстового редактора и применение тестирующей оболочки, обобщают знания основного материала по информатике, прививают навыки здорового образа жизни.
-
Уроки русского языка по теме "Пунктуация как система правил правописания знаков препинания" (11-й класс) 2010
Уроки русского языка в 11-м классе носят, как правило, обобщающий характер. При этом на обобщение и систематизацию знаний по пунктуации отводится не более 2–3 часов. Такой дефицит времени требует от учителя тщательного отбора учебного материала, методов, приемов и форм работы. На данных уроках в ходе индивидуально-групповой деятельности учащиеся систематизируют знания о принципах русской пунктуации, основных типах знаков препинания, их функции, сочетании знаков.
-
Уроки русского языка по теме "Род, число, падеж имен существительных", 5-й класс 2008
В работе представлен материал трех уроков для 5-го класса, составленных к учебному комплексу "Русский язык: Теория. Практика. Русская речь. 5–9 кл." А.Ю. Купаловой, Т.М. Пахновой, С.Н. Пименовой, Ю.С. Пичугова. Материал уроков позволяет использовать самостоятельную дифференцированную работу.
-
Уроки с использованием ИКТ в 8-м классе по теме "Портретный очерк" 2009
Уроки развития речи в 8-м классе проводятся с использованием презентации Power Point. Время проведения – 3 часа. Цель первого урока: сформировать у школьников общее представление о жанре портретного очерка, его композиции, используемых в нём типах речи и языковых средствах. Два последующих урока посвящены работе над изложением с элементами сочинения (на основе картины Б.М. Кустодиева "Портрет Ф.И. Шаляпина" и фрагмента из очерка В.Липатова).
-
Уроки словесности (интегрированный урок русского языка и литературы) 2007
Планирование уроков русского языка и литературы - это один из главных педагогических приемов, используемых в работе. Речевая деятельность учащихся многообразна: слушание, чтение, говорение, письмо. Наше время требует грамотного, осмысленного овладения не просто речью, а хорошей речью. У кого же учиться, как не у мастеров слова - писателей и поэтов. В условиях сельского безденежья, когда сложно обновить учебники по предметам, я составляю свое тематическое и поурочное планирование во взаимосвязи русского языка и литературы, которое позволяет добиваться положительных результатов.
-
Уроки словесности в 5–8-х классах 2008
Уроки словесности – интеграция двух предметов: русского языка и литературы. Цель – открыть для учеников мир внутри Слова, пережить то, что называется эстетическим наслаждением и переживанием. Уроки словесности в нашей гимназии – это уроки поэзии, а в 5–8 классах – уроки-откровения. Модель уроков словесности: чтение наизусть учителем – чтение вслух детьми – осмысление прочитанного – рефлексия (письменная работа).
-
Уроки словесности в контексте ситуативной педагогики: твори, дерзай и увлекай 2024
Классическая русская литература формирует в каждом человеке любого возраста стандарты морального поведения. Кроме того, как считает нейролингвист Т.В.Черниговская, сложная литература формирует сознание, а также вырабатывает алгоритмы сложного думания. Мозг пластичен в любом возрасте, он образовывает новые нейронные связи до конца жизни. Приобщать детей в школе к вдумчивому чтению очень важно. Работа учителя нацелена на то, чтобы ребёнок приходил на урок с желанием познать новое, полезное лично для него. Поэтому очень важно учителю самому внимательно прочитать и пережить идею анализируемого текста, языковой материал, подумать до урока над тем, как подавать знания, чтобы дети заинтересовались.
-
Усвоение глаголов речи 2007
Продуманное и целенаправленное обогащение словарного запаса учащихся служит предпосылкой развития их речи. Коммуникативный характер обучения языку предполагает систематизацию словаря, вычисление в учебных целях отдельных микросистем. Наиболее приемлемой формой является работа с определёнными лексикосемантическими группами слов такими, как глаголы движения, чувств, мышления, речи и т.п.
-
Усиление внимания к смысловой стороне речи, овладение нормами современного русского литературного языка, развитие речи учащихся 2008
Данная научная статья расскажет преподавателям русского языка и литературы об усилении внимания к смысловой стороне речи, овладении нормами современного русского литературного языка, развитии речи учащихся. Руководители методических объединений могут использовать в качестве теоретического вопроса на заседании МО.
-
Условное наклонение глагола. 6-й класс 2007
Урок русского языка, на котором учащиеся продолжают знакомство с особенностями глаголов; учатся находить глаголы в тексте, различать формы изъявительного наклонения и условного наклонения; отрабатывают навыки правильного написания глаголов в условном наклонении; составлять мотивированные связные высказывания в качестве ответа на поставленный вопрос; систематизировать и обобщать теоретический материал.
-
Устная работа на уроках русского языка 2005
Русский язык - письменный предмет, но без масштабной устной работы он становится однобоким, массивным и страшным. Поэтому задача учителя - выстраивая устную работу на уроках русского языка, показать предмет с другой стороны, продемонстрировать, что он многогранен, разнообразен и интересен.
-
Устное высказывание как эффективное средство подготовки учащихся к сочинению на лингвистическую тему 2014
В статье рассматриваются причины затруднений учащихся при выполнении творческого задания на итоговой аттестации в 9-м классе, обосновывается выбор особого типа упражнения «Устное высказывание», представленного в УМК по русскому языку С.И. Львовой, В.В. Львова, являющегося эффективным средством подготовки к сочинению-рассуждению на лингвистическую тему.
-
Устное выступление как жанр публицистического стиля речи 2010
Данный урок позволяет учащимся понять, как сделать речь яркой, эмоциональной, выразительной; как заинтересовать слушателя; научит, как пользоваться в речи изобразительно-выразительными средствами языка; даёт детям возможность проявить творческие способности.
-
Устное публичное выступление на морально-нравственную тему 2005
Основные цели урока - развитие понятия "публичное выступление", формирование умения строить устное публичное выступление; развитие устной речи, умения выделять главное, сравнивать; воспитание культуры речи, нравственных качеств личности, взаимовыручки при работе в группах.
-
Устное собеседование по русскому языку в 9-м классе и работа над осмысленным чтением 2019
Никто не оспорит тот факт, что интерес к чтению приходит только тогда, когда читатель владеет осмысленным чтением и у него развиты учебнопознавательная мотивация. Чтобы чтение было не только полезным, но и продуктивным, нужно научить работать с текстом. И здесь не обойтись без навыка осмысленного чтения. Осмысленное чтение - это чтение, при котором достигается понимание информационной, смысловой и идейной сторон произведения.
-
Устное сочинение - описание картины И.Э. Грабаря "Февральская лазурь" (интегрированный урок) 2009
Урок развития речи в пятом классе проведен c целью формирования у учащихся единой картины мира, понимания взаимосвязи явлений. Также описание картины требует знаний искусствоведческого характера, внимания к использованным художникам средствам живописи. Задача учителя состоит в том, чтобы показать обучающимся, каким видит предмет художник и как он это передает.
-
Устное сочинение на основе восприятия музыки 2013
Учитель кратко рассказывается о К.Сен-Сансе, его сюите «Карнавал животных», по которому ребятам предстоит работа. Выполняется словарная работа со словом «аквариум». С помощью небольшого опроса учитель настраивает ребят на прослушивание пьесы. Ребята делятся своими впечатлениями и описывают картинки, которые им представились в воображении, слушая музыкальное произведение; пытаются составить устное сочинение по пьесе.
-
Устное сочинение по картине Ф.П. Решетникова "За мир!" 2003
Очень сложно проводить уроки по развитию речи, особенно по описанию картин, так нет хороших подробных разработок. В своей статье я показала особенности уроков развития речи, исходя из собственного опыта работы. В качестве примера - один из уроков, который разработала и провела в 5-м классе.
-
Устный журнал "Из русского языка он сделал чудо" (Пушкин как основоположник русского литературного языка) 2008
Устный журнал "Из русского языка он сделал чудо..." расширяет представление о Пушкине как "великом реформаторе российской словесности".
-
Устный журнал "Искусство владения словом" 2008
Сценарий этого мероприятия может быть использован во внеклассной работе учителями русского языка и литературы. Мероприятие имеет воспитательное значение, способствует развитию речи учащихся. Коммуникативная воспитательная направленность мероприятия способствует формированию социально-активной личности. Устный журнал развивает культуру общения учащихся, творческие способности, эстетический вкус, учит осознанно и свободно пользоваться богатством русского языка для передачи мыслей и чувств.