Урок-путешествие "НЕ с причастиями"

Разделы: Русский язык


Цель: Знать условия выбора слитного и раздельного написания не с причастиями, прилагательными, существительными, глаголами.

Задачи:

  • уметь правильно писать не с причастиями;
  • графически обозначать условия выбора правильных написаний;
  • разграничивать приставку не- и частицу не с причастиями;
  • определять виды орфограмм, связанные со слитным и раздельным написанием не со словами других частей речи;
  • находить и исправлять ошибки в группировке примеров со слитным и раздельным написанием не с разными частями речи (существительными, прилагательными, глаголами, причастиями).

Ход урока

Слайд 1, см. Приложение 1

Учитель: Доброе утро, мои шестиклассники! Мы очень давно не виделись с вами. Последнее время я много путешествовала, поэтому я предлагаю сегодня отправиться и вам вместе со мной в дорогу по стране Грамматике. Но сначала в тетрадках запишем сегодняшнее число.

На доске.

– Итак, мы сегодня отправляемся в путешествие, но сначала надо собрать багаж, то есть вспомнить то, что изучали. Поэтому синтаксическая разминка. На интерактивной доске.

(Повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространённое, осложнено причастным оборотом.)

– Какие орфограммы встретились в этом предложении?

На доске.

  • Дворе – двор (безударная проверяемая гласная в корне слова)
  • воет – выть, глагол I спряжения (правописание безударных личных окончаний глаголов)
  • неистовая – прилагательное не употребляется без НЕ, непроверяемая безударная гласная в корне слова
  • разбуженная – приставка РАЗ-, НН в суффиксе полного страдательного причастия, так как есть приставка
  • королевой – король (безударная непроверяемая и проверяемая гласная в корне слова)

– Подберите синоним к слову неистовая – СТРАШНАЯ.
– Назовите способ образования слова разбуженная – разбудить СУФФИКСАЛЬНЫЙ.
– Как вы думаете, какая орфограмма вызывает затруднение при написании причастий?

Правописание Н и НН в суффиксах причастий.

– Давайте вспомним.

Работа с тренажёром “Фраза” (вариант 387).

Ученики по очереди выходят к доске, в тетради из каждого блока должно быть записано по два словосочетания.

  1. Отточенный карандаш, выструганные половицы, белённые мелом стены, купленный товар.
  2. Позолоченный купол, тёсанный плотниками сруб, проданный инструмент, централизованные поставки.
  3. Гружённая камнями машина, распиленный брус, обиженный малыш, стриженная ёжиком голова.
  4. Выстиранное бельё, штопанные бабушкой чулки, сказанное слово, наигранная печаль.
  5. Обретенное спокойствие, цивилизованное общество, созванная конференция, радиофицированная аудитория.

– Молодцы! Сегодня в путешествие отправляются три команды. Каждая должна прибыть в пункт назначения, сделав остановку в указанном месте. Ваша задача – сформулировать название вашей станции (то есть орфограмму), для этого необходимо по цепочке раскрыть скобки, вставить пропущенные буквы, сформулировать правило. Встречаемся в пункте назначения через 3 минуты. (Каждая команда получает маршрутный лист с заданием.)

Слайд 2 с “Маршрутными листами”.

Команда 1. Правописание НЕ с существительными

  1. (Не)былица
  2. (Не)правда, а лож…
  3. (Не)друг
  4. (Не)в…димка
  5. (Не)приятель
  6. Учен…е без умен…я (не)польза, а беда.
  7. (Не)смерть страшна, а твоя (не)милость.
  8. (Не)вежда
  9. (Не)вн…мательность

Команда 2. Правописание НЕ с прилагательными

  1. (Не)взрач…ный
  2. (Не)чес…ный, а лживый
  3. Отнюдь (не)инт…ресный
  4. (Не)верный ответ
  5. (Не)чёрств, а свеж…
  6. (Не)навистный
  7. (Не)ясные огни
  8. Река (не)глубокая, но широкая
  9. Далеко (не)робкий

Команда 3. Правописание НЕ с глаголами

  1. (Не)годовать
  2. (Не)понять
  3. (Не)сделать
  4. (Не)волить
  5. (Не)успеть
  6. (Не)истовствовать
  7. (Не)ймётся
  8. (Не)волноваться
  9. (Не)доумевать

– Итак, с какой орфограммой работала 1, 2, 3 команды?

Слайд 3 с ответами к заданиям “Маршрутных листов”.

Правописание НЕ с существительными, прилагательными, глаголами.

– Сформулируйте правила. Ещё раз посмотрите на таблицу “Правописание НЕ с существительными, прилагательными, глаголами”.

Слайд 4, таблица “Правописание НЕ с существительными, прилагательными, глаголами”.

Правописание НЕ с существительными, прилагательными, глаголами

Слитно

Раздельно

1) слово не употребляется без НЕ

Недоучка
Несуразный
Нелепо
Недоумевать

1) есть или подразумевается противопоставление

Не правда, а ложь
Не весёлый, а грустный
Не далеко, а близко живёт

2) есть синоним без НЕ, то есть с помощью НЕ образовано новое слово

Нездоровье (болезнь)
Невесёлый (грустный)
Не высоко (низко)

2) есть слова, усиливающие отрицание

Далеко не интересный
Нисколько не весёлый
Ничуть не скучный
Вовсе не горячий
Совсем не новая рубашка

  3) с глаголами

Не испортил
Не нарушил

– Чтобы попасть в пункт назначения, мы должны выполнить несколько заданий. Итак, первое – необходимо ответить на вопрос: “Какое слово является лишним в каждой группе?” и выписать в тетрадь “лишнее” слово, объяснив правописание.

Игра “Четвёртый лишний”

Слайд 5.

(Не)вежливый, (не)вежественный, (не)аккуратный, (не)нужный.
(Не)друг, (не)дуг, (не)ожиданность, (не)забудка.
(Не)годовать, (не)доумевать, (не)успеть, (не)взлюбить.
(Не)тревожь, (не)прячь, (не)волить, (не)волноваться

Слайд 6 с ответами к игре “Четвёртый лишний”.

– Второе задание гораздо сложнее. Мы должны выполнить тест, объясняя орфограмму.

Работа с диском КМ-ШКОЛЫ. Русский язык, 7 класс, урок 8, тест “Не с разными частями речи”.

(Ученики по очереди выходят к доске, 5 словосочетаний должно быть записано в тетради у каждогоучащегося.)

НЕ правда, а сила на его стороне (сущ.)
Здесь НЕ говорят громко (гл.)
Здесь говорят тихим, а НЕ громким голосом (прил.)
Он был полный Невежа (сущ.)
Путей было Несколько (мест.)
Неширокую речку мы перешли вброд (прил.)
Давно НЕ было дождей (гл.)
Ей Некуда было идти (нар.)
НЕсметные тучи комаров были ужасны (прил.)
Он НЕ рассказывал об этом (гл.)
Этот зверь вовсе НЕ опасный (прил.)
Подошёл Незнакомый человек (прил.)
В этих краях ему НЕ за кем было охотиться (мест.)
Путь НЕ близкий, а далёкий (прил.)
Задача была Нетрудная, но запутанная (прил.)

– Я думаю, что вы достойно выполнили это задание и получили пропуск в пункт назначения. А теперь попробуйте сформулировать название станции, то есть тему нашего урока.

Правописание НЕ с причастиями

Слайд 7 с темой урока.

– К сожалению, проводник куда-то исчез, но оставил записку. Мы должны записать предложение, раскрывая скобки и объясняя орфограммы.

Слайд 8

(Не)смогу сопровождать в путешествии по станции “Правописание НЕ с причастиями”: (не)предвиденные обстоятельства заставили (не)надолго покинуть пределы нашей (не)обыкновенной страны Грамматики.

Проблемная ситуация.

Как пишется НЕ с выделенным словом? (Варианты ответов учеников.)
Определите часть речи.
Вспомните, в чем особенность этой части речи? (Совмещает признаки глагола и прилагательного.)
Как вы считаете, правилу какой части речи – глагола или прилагательного – будет подчиняться причастие в случае его правописание с НЕ? (Варианты ответов учеников с доказательством своей точки зрения, которая, скорее всего, будет основана на морфологических признаках причастия.) Слайд 9 с правильным вариантом написания слова.

Непредвиденные обстоятельства

– Итак, нам самим придётся разобраться в тонкостях правописания НЕ с причастиями, правда проводник оставил нам схемы движения по станции.

Слайд 10 с примерами.

– Проанализируйте примеры и попробуйте сформулировать правило. (Ученики, анализируя данные словосочетания, формулируют правило правописания НЕ с причастиями.)

Ненавидевший писать сочинения
Ненаписанное сочинение
Не написанное, а списанное сочинение
Не написанное мною сочинение
Сочинение не написано

На интерактивной доске рисую таблицу-схему под диктовку детей, ученики работают в блокнотах. Примеры учащиеся приводят, используя материал с 10 слайда.

Правописание НЕ с причастиями

Слитно

Раздельно

1) слово не употребляется без НЕ

Ненавидевший писать сочинения

1) есть или подразумевается противопоставление

Не написанное, а списанное сочинение

2) с помощью НЕ образовано новое слово

Ненаписанное сочинение

2) есть ЗАВИСИМЫЕ слова

Не написанное мною сочинение

Примечание 1. При наличии в качестве пояснительных слов наречий меры и степени не с причастиями пишется слитно, например: совершенно невычитанная рукопись, совсем непроверенные цифры. Но если помимо таких наречий при причастии имеются еще другие пояснительные слова, то предпочтение отдается более общему правилу и не пишется отдельно, например: совершенно не подготовленная к набору рукопись, совсем не решенная до сих пор проблема.

  3) с КРАТКИМИ причастиями

Сочинение не написано

– Откройте учебник на с.160, прочитайте, пожалуйста, материал 29 параграфа. М. М. Разумовская. Русский язык. 6 класс// М., Дрофа, 2002.
Давайте посмотрим, как работает правило на практике. Выполним упражнение 364, стр. 160.
Запишите данное словосочетание.
Распространите причастия зависимыми словами.
Образуйте краткую форму

Слайды 11, 12.

Данное словосочетание Причастия зависимыми словами (причастные обороты) Краткая форма причастия
Непрочитанная книга Не прочитанная мною книга Книга не прочитана
Неукрашенная ёлка Не украшенная мишурой ёлка Ёлка не украшена
Невыполненное задание Не выполненное учениками задание Задание не выполнено
Незамеченная ошибка Не замеченная товарищем ошибка Ошибка не замечена
Несожжённое письмо Не сожжённое ещё письмо Письмо не сожжено
Неполученная посылка Не полученная на почте посылка Посылка не получена
Незаконченная работа Не законченная вовремя работа Работа не закончена
Незавершённая стройка Не завершённая за лето стройка Стройка не завершена

– Какое условие написание НЕ с причастиями не прозвучало в этой таблице?

Раздельное написание НЕ с причастиями, если есть противопоставление.

– Приведите примеры.

В тазу лежало не выстиранное, а только что замоченное бельё.
Не разбросанные, а сложенные вещи.
Не открытые, а плотно прикрытые двери.
Не спроектированное, а только задуманное здание

– Итак, я думаю, что мы неплохо освоились на станции Правописание НЕ с причастиями. Тогда подведём итоги.
Назовите условия слитного написания причастий с НЕ, проиллюстрировав их примерами.
Назовите условия раздельного написания причастий с НЕ, проиллюстрировав их примерами.

Домашнее задание

Слайд 13

– Составьте словарный диктант на изученную сегодня орфограмму (25 слов: 5 слов на каждое условие).