Урок-путешествие "Причастие. Обобщение и повторение изученного"

Разделы: Русский язык


Цели: систематизация знаний о причастии: закрепление умения находить причастия в тексте, определять его грамматические признаки, находить и правильно писать орфограммы в причастии, выделять запятыми причастный оборот.

Оборудование:

  • карта страны “Причастие” <Рисунок 1>,

Рис. 1

  • макет дерева с плодами <Рисунок 2>,

Рис. 2

  • “Толковый словарь живого великорусского языка” В.И.Даля.

Ход урока

I. Вступительное слово учителя.

Всю третью четверть мы посвятили изучению причастия. Сегодня мы ещё раз совершим путешествие в эту страну. Здесь на каждом шагу нас ждут испытания, но я надеюсь, что мы их выдержим с честью.

II. Повторение изученного.

1. “Пропуск” в страну “Причастие”.

— Что такое причастие?

— Признаки каких частей речи оно унаследовало? (По ходу составляется таблица.)

Причастие

Глагол

  • вид
  • возвратность
  • время

Прилагательное

  • вопрос какой?
  • изменяется по родам, числам и падежам

Слова В.И.Даля о причастии: “Часть речи, причастная к глаголу, в образе прилагательного”.

2. “Начальная точка”.

— Мы оказались в саду, и, чтобы полакомиться плодами, нужно выполнить задания.

Распределите причастия по группам: действительные и страдательные. (Задание-эстафета.)

Проверка осуществляется 1 учащимся. В ходе проверки причастия распределяются на 4 группы: действительные причастия настоящего времени, действительные причастия прошедшего времени, страдательные причастия настоящего времени, страдательные причастия прошедшего времени.

Найдите слово, которое соответствует схеме ¬?^?

3. “Синтаксический лес”.

— Задание выполнено, и мы можем продолжить путешествие по стране.

Выпишите из текста словосочетания, распределяя их по группам:

  • причастие +существительное
  • причастие + существительное

Подчеркните причастия как члены предложения.

"Город, растрёпанный бурей, выглядел косматым и тёмным Рваные снасти хлестали по ветру. Даже в номере гостиницы, освещённом лампой с зелёным абажуром, были видны следы недавней бури: пыль веерами лежала на столе, около окон, рама была вдавлена внутрь, и за ней наискось торчала сорванная ветром водосточная труба". [1]

4. Возвышенность “Орфографическая”.

Отглагольные прилагательные “превратите” в причастия.

Рваные снасти, жареные пирожки.

Известного французского писателя Марселя Пруста вызвал на дуэль безграмотный писака. Вручая писателю свою визитную карточку, он сказал Прусту:

— Предоставляю Вам право выбора оружия.

— Превосходно, — ответил Пруст, — предпочитаю орфографию. Вы убиты!

Задание “Орфографическая дуэль”.

Взаимопроверка записанных под диктовку словосочетаний.

Собранный урожай, варёное яйцо, просеянная мука, невязаная кофта, подрезанные деревья, кошенный по росе, книга прочитана, выстроенная школа, коса заплетена.

Работа класса

  • (Не) замеченная ошибка;
  • гласные, (не) проверяемые ударением;
  • (не) продуманный ответ;
  • работа (не) закончена;
  • никем (не) нарушаемая тишина;
  • задача (не) решённая, а только начатая.

 Индивидуальная работа с карточками.

Карточка №1

(Не) забываемый подвиг; (не) скошенный луг; (не) выполненное мною поручение; ошибка (не) отмечена; (не) исправленная вовремя ошибка; (не) забываемое впечатление.

Карточка №2

Трава (не) скошена; (не) погасший костёр; ещё (не) окрепший после болезни; (не) расколотый орех; (не) прекращавшийся ни на минуту дождь; скамейки (не) покрашены; (не) написанное вовремя сочинение.

5. “Привал”

Дети показывают инсценировку “Сказки о Причастии” Нателы Баркалая. <Приложение 1>

6. Поляна “Пунктуационная”

Графически объяснить расстановку знаков препинания. ( Текст распечатан на карточках.)

"Мы вошли в лес, освещённый лучами осеннего солнца. Расчищенная дорожка вела к морю. На пожелтевшей листве лежали опавшими листья. Берёзы покрылись золотой листвой, сверкавшей на солнце. Очень красивы клёны, одетые в багряную листву. Часто мы видим жёлтые листья, тихо падающие на землю. И на дорожках листья, печально шуршащие под ногами. Иногда попадается дача, окруженная деревянным забором".[1]

III. Итог урока.

Литература.

  1. Богданова Г.А. Уроки русского языка в 7 классе: Кн. для учителя: Из опыта работы.— 2-е изд., испр. И доп.— М.: Просвещение, 1991.