Цель:
- Систематизация знаний о написании орфограммы-гласной в корне слова;
- Отработка навыка находить корень слова с орфограммой, умение видеть изученную орфограмму.
- Показать богатство и разнообразие написания гласных в корне. Быть уверенным в своих знаниях.
Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков.
Форма урока: Повторение и обобщения материала в занимательной форме путешествия в “Страну Орфографию” в целях воспитания интересе к родному языку. (Моя личная фантазия)
Оборудование:
- таблицы-схемы;
- напечатанные карточки;
- индивидуальные задания отдельным учащимся.
ОФОРМЛЕНИЕ ДОСКИ
- Число
- Класная работа
- “Строна Орфография”
Ребята! На уроке вам необходимо:
- слышать друг друга;
- быть внимательными;
- думать.
Мальчик полоскал собаку.
Я поседел на диване.
Мама отварила дверь
КАРТОЧКИ
Сп..шите
Сп..шиите
Река-речка, речкой, реченька, речь, речушка.
Собирайте – соберайте?
Ход урока
I. Вступительная часть
В прошлом царстве Грамматика есть удивительная Страна Орфография. населяют ее разные люди: и Лентяйкины, и и Непонимайкины, и Лодырниковы, и Забывайкины, и Ошибкины, и Всезнайкины и Граматейкины. И вот мы с вами в течение 40 минут побываем в этой загадочной стране, встретимся с интересными тайнами орфографии.. но путешествие наше будет нелегким, так как на нашем пути будут встречаться разные препятствия, непроходимые лабиринты, трудные испытания. Как вы, ребята, думаете, кто нам будет мешать? (Лентяйкины, Забывалкины, Ошибкины и т.д.). А мы с вами кем будем? (Граматейками). А вы не испугаетесь?
Прежде чем отправиться в путешествие, я хочу вас немножко проверить, можно ли мне с вами отправиться в путь, надежные ли вы попутчики.
II.Оформление рабочей тетради.
Посмотрите внимательно на доску. Все ли там в порядке? (Учащиеся находят ошибки в классной работе и в теме уроке).
III.Разминка.
Вот на доске поселилась целая семейка. (ученик читает).
Река-речка, речкой, реченька, речь, речушка.
- а) Что можете сказать об этих словах?
- б) Какие это слова? Нет ли здесь “Чужака”
(учащиеся объясняют лишнее слово речь) – способ говорения, говоришь - в) А почему во всех корнях гласная е? Назовите проверочные слова.
Молодцы, ребята! Надежные спутники.
Итак, отправляемся в страну Орфографию. Но чтобы не сбиться с верного пути, давайте внимательно посмотрим на таблички-схемы, они нам помогут определить маршрут путешествия, чтобы нам не заблудиться.
- а) Что общего вы видите в этих схемах?
- б) Значит, по какой морфеме мы будем путешествовать?
- в) А какие орфограммы будем искать в корне: орфограмму-гласную или орфограмму-согласную?
Посмотрим. Какие слова растут из этих корешков.
Итак, Граматейкины, в путь!
А вот мы слышим какой-то спор. Подойдем поближе. Ага! Незнайкина и Ошибкина никак не могут решить орфографитческую задачу, поэтому и спорят. Посмотрим, что это за задача.
IV. Решение орфографической задачи.(читается текст)
Учитель написал отдельные слова на доске и сказал ребятам:
- Спишите их. Только - не спешите!
Все ребята пишут. А Петя - нет.
Почему ты не работаешь, Петя?
Я не знаю, что надо делать. То вы говорите спишите, то не спешите.
- а) Как вы, ребята, думаете, почему расстроился Петя?
- б) Какое правило он забыл? Где эта орфограмма на доске? Поможем Пете? (учащиеся объясняют написание слов “спешите” и “спишите”, рассказывают правило).
Знали лексическое значение слова.
V. Самостоятельная работа.
Есть ли ошибки в предложениях, записанных на доске. Учащиеся списывают, объясняют.
Мальчик полоскал собаку.
Я поседел на диване.
Мама отварила дверь.
Вывод: Из корней выросли слова с безударной гласной.
Молодцы! Продолжаем наше путешествие. А чтобы вы в пути не скучали, я прочитаю вам стихотворение. Вам нужно угадать, о какой орфограмме идет речь.
Есть очень тихие слова,
Они шуршат едва-едва,
Ну, например, шалаш, камыш,
Иль, скажем, шорох, шина, мышь.
(Слова с шипящими)
Какое правило мы изучали, связанное с шипящими звуками? Найдите на доске табличку. Примеры.
Ой, ребята, я забыла правило. Помогайте. (отвечает ученик)
VI. Работа в тетради.
Распределите по столбикам. ( Учитель читает слова, учащиеся записывают).
Ё | О |
пчёлка | шорох |
желтый | крыжовник |
решётка | шорты |
чёлка | шов |
шёлковый | трещотка |
(проверяется с объяснением орфограммы).
Вывод: Какие замечательные “слова” выросли из корня.
Чу, какой-то шум. Вы не слышите? Ну конечно, опять эти Забывалкины, Незнайкины, Ошибкины. В руках они держат какой-то листок. Видно, никак не могут прочитать. Граматейкины, поможем?
Карточка №1 (см.Приложение)
(ученик читает выразительно стихотворение).
а) Кто узнал орфограмму? Где она на доске?
- А, я вспомнила это правило, - закричала Ошибкина – В корне слова после ц всегда пишется буква ы, так как ц – твердый согласный.
- Молодец, Ошибкина! Хоть одно правило выучила. Я с ней тоже согласна. А вы?
(учащиеся объясняют правило, приводят примеры).
VII. Самостоятельная работа.
В карточке №1 вставьте карандашом буквы. Можно работать в паре. Затем ученик объясняет орфограмму.
- Молодцы! И с этим заданием справились. Вот что значит Граматейкины.
Снова собралась компания Лодырниковых. Что-то они там затевают! Видно, хотят сбить нас с верного пути.
- Подумаешь, Граматейкины, все они знают. Вот попробуйте, разберитесь с этими схемами-табличками. Нарисовали какие-то каракули, - заворчали Незнайкины, Ошибкины.
Что, ребята, попробуем разобраться?
VIII. Анализ оставшихся схем на доске.
- а) посмотрите внимательно на схемы, сравните:
есть ли в них что-нибудь общее?
(корни с чередованием о-ё). - б) А чем они различаются?
(условием написания чередующихся гласных). - в) Вспомним правило. Что-то мне очень хочется
поспорить.
(Учащиеся задают провокационные вопросы друг другу по орфограммам, учащиеся класса не соглашаются и отвечают правило). - г) В каких корнях для чередования гласных о-а роль играет суффикс-консультант а? Почему? Примеры.
Вывод: Если а стоит за корнем, в корне пишем тоже а. ( -кас-кос-, -лаг-лож-).
- д) В каких корнях для чередования гласных о-а роль играет ударение? Примеры. (-гар-гор-, -зар-зор-).
- е) В каких корнях для чередования гласных о-а роль играют согласные звуки? Примеры. (-раст, -ращ, -рос).
Молодцы! Правило все знаете. А вот посмотрим, справитесь ли с заданием.
Карточка №2 (см.Приложение).
Вот это да! Все перепутали Лентяйкин, Ошибкин. Получилась целая путаница. Ну что, ребята, попробуем распутать?
IX. Сгруппировать словосочетания по орфограммам самостоятельно.
Карточка №2
А я кое с кем пошепчусь. (работа учителя со слабыми учащимися).
Проверка задания с карточки №2
Ну что, доказали Ошибкиным, Лентяйкиным. Что, лучше Граматейкиными быть? Почему?
На этом наше путешествие заканчивается.
X. Обобщение.
Ребята, что же мы увидели сегодня в корне слова?
(разные орфограммы-гласные, разные орфографические правила).
А вы увидели богатство и разнообразие корней? Почему корень - главная часть слова, из которой “растут” интересные слова. А разнообразие и богатство орфограмм говорит о красоте и богатстве нашего родного русского языка.
XI. – Подумаешь, богатство, красота! Какая разница, писать “гореть” или “гареть”, - зоворчали Лодырниковы, Лентяйкины, Ошибкины.
А как вы, ребята, думаете?
Давайте обратимся к словам выдающегося русского языковеда и педагога Льва Владимировича Щербы. Что же он говорил о грамотном письме?
Карточка №3 (см.Приложение).
Читает ученик вслух. В чем основная мысль высказывания?
XII. Итог урока.
Кто был самым лучшим Граматейкиным? (ребята оценивают друг друга).
Ой, ребята, осталась еще одна нерешенная задача.
Поручили как-то Незнайкину написать плакат. Начал он было писать – “соб…”, да задумался. Думал он долго, да так ничего и не придумал. Но тут вспомнил о справочном бюро.
- Скажите, пожалуйста, как написать: собирайте или соберайте?
Сейчас вам ответит суффикс-консультант.
а) Как вы думаете, что ответит суффикс-консультант?
Кто он? Выделите корень. А это какая орфограмма?
Это – следующий урок.
Конечно, тайны языка
Не все открыли мы пока.
Но снова ждет нас впереди
Мир увлечений, красоты!
Спасибо за урок!
XIII. Итог урока
Используемая литература:
- Разработка урока Чупина Т.И.
- В.Волкова “Веселая грамматика”. Издательство “Знание”. Москва 1995 год