Тип урока: закрепление и обобщение изученного.
Вид урока: урок-путешествие.
Технология урока: на игровой основе.
Средства обучения: оформление доски, таблица, перфокарты, сигнальные карточки, карточки-задания.
Учебно-методический комплекс: Русский язык 5 Кл./ Под ред. Н.М. Шанского (2001год)
Цели урока:
- Учебные: проверить знания учащихся по теме о принадлежности имён существительных к одному из трёх склонений; закрепить умения учащихся определять склонение ( кроме слов на -ия, -ие, -ий) падежи имён существительных, написание е – и в окончаниях существительных (сведения, известные учащимся по начальной школе);
- Развивающие: развивать умения учащихся высказываться на грамматическую тему, сопоставлять, анализировать, логически мыслить; развивать орфографическую зоркость, способствовать повышению уровня развития долговременной памяти, произвольного внимания и увеличению словарного запаса.
- Воспитательные: воспитывать любовь и чуткое отношение к слову, к традициям и таких нравственных качеств, как патриотизм, чувство дома, чести, красоты, порядочность.
Ход урока
I. Орг. момент.
II. Актуализация опорных знаний.
1. Языковая разминка.
Записать предложение, обозначить все известные орфограммы, предложение разобрать по членам.
Ст…пные м…ста бывают чудно хор…ши весной своей р…скошной свежей р…стительностью.
С. Аксаков
2. Словарно-орфографическая работа.
Вставьте и объясните орфограммы, которые встретились в словах. К каждому словосочетанию подберите синонимы.
Ч…рствый человек, деш…вые товары, ж…лтая краска, неприятная изж…га, кош…лка с грибами, спелый крыж…вник, свиная туш…нка, городские трущ…бы, короткие ш…рты.
III. Сообщение учащимся темы и цели урока.
Сегодня на уроке проверим ваши умения определять склонение, падежи имён существительных, написание е – и в окончаниях существительных.
Ребята, сегодня мы с вами отправляемся в дальнее плавание на крейсере «Кто самый быстрый, ловкий и смекалистый?», побываем на берегах океана. А как нужно вести себя в плавании? Что необходимо с собой взять? (Ответы учащихся).
(Демонстрируются репродукции морских пейзажей)
IV. Систематизация знаний по теме “Три склонения имён существительных”. Путешествие на крейсере «Кто самый быстрый, ловкий и смекалистый?”
СЛОВО УЧИТЕЛЯ: Вот мы в плавании на берегу №1 «Возобновить ещё раз в памяти известное, заученное». Видите, какое яркое солнце, помогающее нам успешно преодолеть этот берег.
1. Предлагаю вам подойти к доске, выбрав предмет первой необходимости (спасательный круг, спасательный жилет и др.), прочитать на нем вопрос и ответить на него.
Вопросы:
– Как называется изменение существительных по падежам?
– Вспомните, по какой форме имени существительного определяется склонение?
Работа по таблице (класс) (см. приложение)
Прокомментировать таблицу. Заполнить её своими примерами.
1-е склонение | 2-е склонение | 3-е склонение | |
Род | м.р. и ж.р. | м.р. и ср.р. | ж.р. |
Окончание | -а, -я | 0, Ь; -о, -е | -ь |
Примеры | Дедушка, тетя,… | Конь, стол, солнце, окно,… | Рожь,… |
– Какие склонения выделяются в русской грамматике?
– Как сложились и откуда были унаследованы современные типы склонения?
– Сколько в русском языке падежей?
2. ПРОВЕРКА ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЗАДАНИЯ – мини-стихотворения учащихся о падежах.
Учитель:
Ребята! Смотрите, к нашему берегу подплывают падежи! Давайте дадим им слово. (См. приложение)
– Что образуют падежные окончания: однокоренные слова или формы одного и того же слова?
– Почему важно определять склонение имён существительных?
– В форме какого падежа выступают имена существительные, являясь подлежащим? Обращением?
3. РАБОТА по таблице (см. приложение)
Обратите внимание на таблицу. Почему в неё включены только три падежа: родительный, дательный и предложный? Какое правило вы вспомнили? Подберите примеры существительных с предлогами в указанных падежах. Запишите эти слова, выделите окончания, обозначьте склонение и падеж. Сколько существительных вы записали?
Падеж | 1 скл. | 2 скл. | 3 скл. |
Р.п. | -и (-ы) | - | -и |
Д.п. | -е | - | -и |
П.п. | -е | -е | -и |
Вывод: Работа с учебником на стр. 197 с учащимися и обобщающее слово учителя.
4. Ребята! Мы с вами успешно проделали первые шаги. А теперь мы подплываем к берегу №2 «Внимательный, умеющий хорошо наблюдать, подмечать».
УЧИТЕЛЬ: Ребята, давайте прочитаем слова и определим склонение имён существительных:
- Сетка – сеть
- Заяц – зайчишка
- Соловей – соловушка
- Яблоко – яблоня
См. приложение.
Корабль | корабль | Задание: Ребята, что это за слова? |
Корабля | кораблик | (Ответы учащихся) |
Кораблю | Корабельный | УЧИТЕЛЬ: Значит, падежные окончания образуют формы одного и того же слова. |
5. Следующий берег №3 “Здоровый образ жизни”.
Физминутка.
- Сидя, руки на поясе: поворот головы направо, поворот головы налево, плавно наклонить голову назад. Голову наклонить вперёд.
- Сидя, руки поднять вверх. Сжать кисти в кулак, разжать кисти, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями.
- Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до пяти.
- Крепко зажмурить глаза (считать до трёх), открыть их и посмотреть вдаль (считать до пяти).
6. Перед нами берег №4 “Способный занять внимание, воображение, интересный”.
СЛОВО УЧИТЕЛЯ: Посмотрите, ребята, какая красивая местность, вся в ракушках.
Давайте, поищем самые привлекательные ракушки. Ой, видите, какую я редкую ракушку нашла! Интересно, что на ней написано? (Выполнение заданий, написанных на ракушках [см. приложение]).
А) Работа с сигнальными карточками
Цыпленок, капюшон, брошюра, аллея, мышь, просьба, Россия, рожь, ель, ветка, весна.
Б) Определите род имен существительных КАРУСЕЛЬ, ТЮЛЬ и допишите слова:
Закружил… карусель, загудел…, точно шмель (ж. р.)
Темн… тюль, бел... тюль (м.р.)
В) Слова, каких склонений использовал поэт А. Твардовский? Какие падежи отсутствуют?
«Переправа»
Переправа, переправа!
Берег левый, берег правый,
Снег шершавый, кромка льда…
Кому память, кому слава,
Кому темная вода, –
Ни приметы, ни следа.
Переправа, переправа…
Темень, холод. Ночь как год.
Он вцепился в берег правый,
там остался первый взвод.
Г) Проверка индивидуального задания – «Разделительный твердый и мягкий знак»
Учитель: К нам пожаловали Ъ и Ь знаки
Д) “Подскажи словечко!”
ЗАДАНИЕ: Определить склонение имен существительных и объяснить правописание Ь после шипящих в конце слова
Не шумит в реке камыш,
Не шуршит под полом (мышь).
В этот час такая (тишь).
Только слышно: “Спи, (малыш)!”
Мягкий Знак:
Он очень вежлив,
Мягкий Знак,
Не любит споров он и драк.
Он в слове мать и в слове дочь,
И в тихом лунном слове ночь.
Чтоб никого не огорчить,
Он все старается смягчить:
Отрежь – отрежьте!
Поешь – поешьте!
Исправь – исправьте!
Оставь – оставьте!
Так мягко просит Мягкий Знак,
Что отказать нельзя никак.
Задание: объясните орфограмму в слове исправьте.
Твердый знак:
Было сели, стало съели.
Догадаться вы сумели,
Почему случилось так?
Кто виновник?
Твердый знак.
Твердый знак нам нужен тоже,
Без него сказать не сможем:
Съезд, съедобный, объясненье,
И подъезд, и объявленье.
Задание: Объясните орфограмму в слове съедобный
Е) Объясните, почему слово ветка имеет здесь разное написание.
Я прилагаю всё старанье.
Хочу понять правописанье,
Но вызывает тем не менее
Правописанье удивление.
Летят на ветки воробьи.
Чтоб обсудить дела свои.
Сидят на ветке воробьи,
Сидят – на –е, летят – на –и.
Ж) Диктант-молчанка.
Задание: Составить словосочетание, определить род.
Жёлудь, цыплёнок, расчёска, бабочка, гриб, повидло, ель, яблоко, кофе.
З) Работа над предложением.
РЕБЯТА, помните наше увлекательное путешествие!
ЗАДАНИЕ: Чем является слово “ребята”? В каком падеже оно стоит? Переделайте предложение так, чтобы слово “ребята” не являлось обращением.
V. Подведение итогов урока.
Чтобы знания были впрок,
Следует повторить урок.
ВОПРОС: Так, что же, ребята, мы с вами повторили и какие открытия сделали для себя, побывав в нашем кругосветном путешествии? (Ответы учащихся).
ОБОБЩАЮЩЕЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ.
(Оценка работы на уроке. Выставление отметок. Самооценка с помощью сигнальных карточек.)
VI. Домашнее задание.
Чтоб упрочить ваши знания,
даю домашнее задание.
Задание у нас непростое, а творческое: Написать мини-сочинение о путешествии в необычную страну.
Список литературы:
- Александрова Г. Занимательный русский язык (серия «Нескучный учебник»). Санкт-Петербург, «Тригон», 1997. – 656 с., илл.
- Беляева О.В., Даценко О.А. Универсальные поурочные разработки по русскому языку: 5 класс. – М.: ВАКО, 2009. – 384 с. – (В помощь школьному учителю).
- Богданова Г.А. Уроки русского языка в 5 классе: кН. Для учителя / Г.А. Богданова. – 4-е изд., дораб. – м.: Просвещение, 2008. – 224 с.
- Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В.. Комисарова Л.Ю., Текучева И.В., (под редакцией Леонтьева А.А.). Русский язык. Учебник для 5-го класса основной школы. - М.: Баласс, 2006.
- Голуб И. Б. Русский язык без репетитора. – М., 2002.
- Ковадло Л. Я., Стариченок В. Д. 1750 экзаменационных вопросов, заданий и ответов по русскому языку. – М., 2001.
- Козлова Р.П., Чеснокова Н.В. Тесты по русскому языку: 5-7 классы. – М.: ВАКО, 2009. – 160 с. – (Мастерская учителя-словесника).
- Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка. – М., 2006.
- Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Русский язык. Орфография и пунктуация. – М., 2009.