Цели:
Образовательные:
- обобщить и систематизировать знания обучающихся по теме «Словообразование и орфография»;
- повторить название морфем;
- формировать умение отличать морфемный разбор от словообразовательного;
- закрепить умения по правописанию приставок пре и при, чередующихся гласных в корнях, букв ы-и после приставок на согласную, соединительных гласных о-е в сложных словах;
- формировать компетенции личностного самосовершенствования, учебно-познавательной, коммуникативной деятельности.
Развивающие:
- развивать у учащихся интерес к русскому языку, связную устную речь, аналитическое мышление, творческий потенциал;
- способствовать развитию у обучающихся самостоятельной и ответственной учебной деятельности;
- продолжить работу над формированием умения объективно и грамотно оценивать проделанную работу;
- формировать коммуникативную компетентность (сотрудничество, умение слушать собеседника и высказывать свою точку зрения)
Воспитательные:
- способствовать формированию интереса обучающихся к русскому языку;
- воспитывать такие личностные качества как смекалка, фантазия, коллективизм, внимательное и дружелюбное отношение к людям;
- воспитывать бережное отношение к своему здоровью.
Здоровьесберегающие:
- способствовать сохранению и укреплению здоровья через физкультминутки, отдых для глаз и др.
Тип урока: комбинированный (в игровой форме - путешествия)
Использование образовательных технологий: игровой, групповой, ИКТ, технологии сотрудничества, проблемной.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, презентация, сигнальные карточки, карточки-настроений, портфолио, тетрадь, учебник, кружки.
Ход урока
Эпиграф:
Слово делится на части,
Ах, какое это счастье!
Может каждый грамотей
Делать слово из частей.
Организационно-мотивационный момент
Вступительное слово учителя.
Начинается урок.
Он пойдёт ребятам впрок.
Постарайтесь всё понять,
Даром время не терять!
- Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас не совсем обычный урок, на нём присутствуют гости. Они посмотрят, насколько вы умеете быстро и легко справляться с полученными заданиями, а я вас в этом поддержу!
Подготовьте карточки, определяющие настроение. Покажите, с каким настроением вы пришли на урок?
- Хорошо! Постараемся его сохранить, а некоторым ещё приподнять. Сегодня мы продолжим наше путешествие по стране Грамматика. Скажите, какую тему мы изучали на протяжении многих уроков?
(Словообразование и орфография)
Правильно! И сегодня у нас урок повторения и обобщения изученного по этой теме. (1-й слайд). Давайте запишем в тетрадях тему урока. Обратите внимание на эпиграф к уроку. О какой науке идёт речь? Почему?
Давайте сформулируем цели урока. (2-й слайд)
- Откройте портфолио! Какие темы следует повторить в портфолио? (на повторение - 2 минутки)
- Закрыли портфолио. Проведём опрос. Определим группы: 1-й ряд - учителя; 2-й ряд - ученики; 3-й ряд - эксперты по оцениванию отвечающих: мальчики - девочек, а девочки - мальчиков.
- Молодцы!
Так как тема сегодня у нас повторение изученного, то повторять материал можно по-разному. И мы с вами совершим виртуальное путешествие на знакомом нам уже паровозике «Экспресс знаний».
1-я остановка - город Морфемика
А зачем здесь останавливаться? Что значит сделать морфемный разбор? И прежде, чем выполнить письменное задание, поиграем в игру «Веришь или не веришь?» (3-й слайд) Приготовьте сигнальные карточки (да-нет)
- Смотрите, в этом городе нас встречает забавный человечек (4-й слайд) Что бы это значило? (готовые ответы учеников). Он предлагает вам сделать морфемный разбор слов, записанных на доске (1ученик работает у доски, остальные в тетрадях)
Слова на доске: снежок, заснеженный, снежный, снеговик
Что общего у этих слов? (одинаковый корень) оценка за выполнение.
Физкультминутка
Продолжаем путь.
2-я остановка - город Словообразование
Ещё раз вспомним, что изучает словообразование? А что значит выполнить словообразовательный разбор? Такое задание выполните по учебнику
(упр. № 228первые 6слов) один ученик выполняет на доске. (Не забывайте о сотрудничестве, во время письма следите за осанкой, наклоном)
3-я остановка в городе Словообразование - «Шифровальная»
(5 слайд)
(работа по вариантам: 1 - письменно расшифровать сложносокращённые слова; 2-й - указать способ образования.
Теперь проведём «лингвистическую дуэль» К доске пойдёт Гергерт. Кого ты вызываешь на дуэль? Заменить предложенные пары слов одним словом (упр.215) Пишите по очереди, а вы, ребята, пишите сразу получившиеся слова, правильность ответа «дуэлянтов» можете просигнализировать карточками.
Ну что же, победила дружба! А какого человека можно назвать миролюбивым? (6-й слайд), (7-й слайд)
Физкультминутка
Продолжаем путешествие. Следующая остановка - город Орфография. А как орфография связана со словообразованием?
Поиграем в игру «Передай мелок»
Слова: разыскивать, сверхискусный, безыскусный, сыскать, сверхинтересный, разыграть.
Какой орфограммой объединены эти слова? С какими ещё орфограммами познакомились, изучая тему «Словообразование»? Проверим, как вы усвоили эти орфограммы!
Проведём «кодированный диктант» по вариантам. Расставьте в тетради цифры от 1-12, можно в два столбика. Ваша задача - выписать только букву, которая пропущена (8-й слайд) (2 минуты на выполнение)
Отгадайте загадку: (9-й слайд) Правильно - оценка
Поменяйтесь тетрадями друг с другом. Надеюсь, ваша проверка будет честной и объективной (ответы - 10-й слайд; шкала оценок - 11-й слайд) Кому поставили «5», «4», «3», «2».
Рефлексия
Вот и подошло к концу наше необычное путешествие, которое, думаю, вам понравилось. Что же мы повторили в ходе путешествия? У вас на партах у каждого карточки (теоретик, практик, ученик) определите свой уровень.
(12-й слайд)
Молодцы! Вы справились со всеми заданиями, и успех выполнения зависел также и от дружной, коллективной и групповой работы. Поэтому домашним заданием для вас будет небольшая творческая работа. Запишем домашнее задание. (13-й слайд)
Ну а теперь проверим ваше настроение.
- Урок окончен! Спасибо за внимание!