Урок-путешествие по Алтаю "Расскажу Вам о своем крае"

Разделы: Русский язык


Тема: “ Расскажу Вам о своём крае”

Человеку никак нельзя жить без родины,
как нельзя жить без сердца.
К.Г.Паустовский

Тип урока: урок развития речи ( подготовка к сочинению)

Вид урока: Интегрированный урок - путешествие

Цели:

  • способствовать развитию речи и повышению речевой культуры учащихся;
  • продолжить формирование навыков исследовательской деятельности;
  • создать условия для проявления познавательной активности школьников;
  • систематизировать материал по теме урока и подготовить учащихся к сочинению.

Оборудование: рисунки; выставка книг и альбомов, посвящённых Алтаю, и книг алтайских писателей; справочный раздаточный материал для учащихся.

Предварительная подготовка:

Учащиеся готовят краткие сообщения по темам: знаменитые люди Алтая, чем славится наш край, уникальность природы и животного мира Алтая; учат стихотворения.

Ход урока:

1. Вступительное слово учителя

Актуализация жизненного опыта учащихся

Ребята, любите ли вы путешествовать?

Доводилось ли вам выезжать за пределы Алтайского края?

Вспомните своё состояние, которое вы при этом испытывали. Подберите наиболее точные слова, описывающие ваши чувства и настроение в тот момент.

Восхищение, радость, волнение…грусть.

А вам хотелось вернуться в родные места? Почему?

Да потому что вас ждали родные люди, друзья. И Вас всегда будет тянуть туда, где вы родились, где вам всё знакомо и близко, где человек чувствует душевный покой и находит радость. Ведь неслучайно родилась такая пословица “Мила та сторона, где пупок резан”.

А называем мы эту милую сторону… родиной.

Очень точно, на мой взгляд, выразил эту мысль замечательный русский писатель К.Г. Паустовский, который сказал: “Человеку никак нельзя жить без родины, как нельзя жить без сердца”.

На данном этапе урока можно использовать слайдовую презентацию на основе краеведческого материала. Приложение1.

2. Задание на исследование языкового материала

Слово “Родина” входит в группу очень значимых слов и понятий в русском языке. И это вы постарайтесь доказать, выполнив следующее задание:

Назовите ряд однокоренных слов, в состав которых входит часть этого слова. Начните от наименьшего однокоренного слова род, родня, родной, родители, прародители, родник,… родина.

На доске составляется схема:

Каждый луч соответствует одному из однокоренных слов. С этими словами составляются словосочетания.

Человек ведёт свой род от своих прародителей, пьёт воду из родника, заботится о своих родных, знает свою родню, любит природу, живя на своей родине.

В этих словах слышится сама история, связь времён и связь целых поколений людей. Разве это не замечательное слово?

Образовав ряд однокоренных слов, мы заметили, что эти слова тесно взаимосвязаны друг с другом, так как восходят к одному слову “род”. Это слово объединяет их, образуя своеобразный круг. А форма круга издревле является у славян символом оберега. Вспомните детские игры. И если разрывается круг, теряется оберег. Человек становится незащищённым, одиноким. Поэтому каждого человека тянет в те места, где он родился, где его корни, его род, его родина. И кости по родине плачут - звучит народная пословица.

Но вы, возможно, слышали такое суждение, которое сложилось у некоторых людей, что родина для них там, где им хорошо. Выскажите своё мнение.

А что вы вкладываете в это понятие?

3. Вывод: итак, если вы хотите больше узнать о своей родине и вам нравятся путешествия, отправимся в путь по Алтаю. Ведь Алтай - это удивительное место, где много интересного и необычного, нам есть чем гордиться. Алтай имеет древнюю историю, не зря художник и учёный Николай Рерих называл Алтай “колыбелью человечества”.

Ну, а вы, как настоящие путешественники, будете вести записи, фиксируя интересные факты и впечатления. А итогом этого заочного путешествия будет отчёт – сочинение. Экскурсоводами в этом путешествии будете и вы…

4.Словарная работа. (Происхождение слова и работа с таблицей)

1) Алтай…

А задумывались ли вы о том, что обозначает это слово?

Что стоит за этим привычным и необычным, знакомым и неизвестным, кратким и ёмким словом?

По одной версии, “Алтай” произошёл от слова “Алтытау”, что означает шестигорье. По другой, слово “Алтай” происходит от тюркского “алтан” - “золотой”.

- А как бы вы объяснили выбор этого слова? Что у вас ассоциируется с этим словом? Есть ли в этом некая символичность?

Золото издревле ценилось за красоту, долговечность, нетленность, надёжность, символизировало богатство…Возможно, за сказочную красоту и богатство дано нашей земле такое выразительное название. Исторические корни этого слова можно обнаружить и в других названиях. Например, Телецкое озеро алтайцы с любовью называют “Алтын – коль” - “Золотое озеро”.

2) Заполните таблицу, используя слова, которые у вас ассоциируются со словом “Алтай”. Это задание активизирует ваш словарный запас и поможет вам при написании сочинения.

Существительные

Прилагательные ( эпитеты)

Другие части речи

Родина

Родня

Родители

Ширь полей

Просторы…

Родной

Заповедный

Суровый

Древний…

Цветущий

Заброшенный…

раскинулся

5.Чтение учащимися стихотворения В. Коростышевского “Алтай”

Каким представляется Алтай В. Коростышевскому? А ваше представление об Алтае совпадает?

Учащиеся делятся впечатлениями и высказывают собственное мнение.

6.Короткие сообщения учащихся об Алтае. Индивидуальные задания

Ребята, а что вы знаете интересного об Алтае из уроков, газет, ТВ? Послушайте сообщения, которые подготовили ваши одноклассники. Тетради – ваши помощники, фиксируйте всё, что вас поразило и привлекло внимание.

Природа и животный мир; (уникальность, своеобразие)

Знаменитые люди Алтая; (учёные, изобретатели, актёры, космонавты, писатели…)

Чем славится наш край.

7. Повторение основных понятий, связанных с текстом

Учащиеся работают в паре. На столе у каждого раздаточный справочный материал.

Беседа с учащимися.

Как бы вы определили главную мысль сочинения, которое нам предстоит написать?

Каким будет стиль и тип речи?

Сколько примерно будет микротем и соответственно абзацев в вашей работе?

О чём можно будет написать в заключении?

Советы: чтобы избежать простой информативности, представьте, что вы рассказываете об Алтае своим ровесникам, живущим где-нибудь в другой стране, поэтому выберите наиболее интересные факты, заслуживающие внимания, поделитесь своими впечатлениями. Вы можете дать оценку описываемым сведениям, выразить своё мнение, свою позицию. Используйте всё богатство и разнообразие лексики нашего языка.

8. Справочный раздаточный материал для учащихся

Текст – это последовательно, логически связанные между собой предложения, объединённые общей темой. Чтобы построить текст, необходимо соблюдать следующие условия: каждое последующее предложение развивает ранее высказанную мысль и в то же время содержит новую информацию. Основная мысль может быть выражена уже в начале текста. А затем эта мысль логически развивается. Здесь важен точный выбор языковых средств. (Избегайте повтора, следите за смысловой законченностью предложений). В тексте должно быть вступление, основная часть и заключение, уместным будет использование цитат. Это обогатит вашу речь и сделает её более выразительной.

Текст, включает несколько микротем. Содержание каждой микротемы выносится с новой строки.

Заголовок должен отражать последующее содержание текста.

Эпиграф – это чьё – либо высказывание, которое выражает основную мысль текста. Это высказывание может быть использовано другим автором для подтверждения своих мыслей.

Стиль речи – это совокупность языковых средств, используемых автором для воспроизведения картины мира.

Стилевые черты художественного стиля:

Воздействовать на чувства, будить воображение с целью нарисовать, показать, изобразить картину мира. ( используются эпитеты, сравнения, олицетворения.)

Э п и г р а ф ы к сочинению

выберите подходящий эпиграф и включите в свою работу

1) Какие радости в чужбине

Они в родных краях…

К. Батюшков

2) На свете лучше края нет! – считают земляки.

С. Викулов

3) Своя земля и в горсти мила.

Пословица

4) Родная сторона – мать, чужая – мачеха.

Пословица

5.) Человеку всё должно быть дорого на своей родине: и её народ, и её земля, и её история, и её завтрашний день.

Ю. Яковлев

6.) На чужой стороне и весна не красна.

Пословица

7). Глупа та птица, которой своё гнездо своё не мило.

Пословица

9. Работа над планом сочинения и его обсуждение

Примерный план:

1) Вступление. Моя родина – Алтай. ( Я живу на Алтае)

Во вступление можно включить размышления о том, что включает для вас понятие родины. Родина для меня – это…

Моё село – частичка большого края…

2) Основная часть. Своеобразие и уникальность нашего края.

2.1) Расположение.

2.2) Богатство природы и животного мира.

В этом пункте используйте материалы сообщений своих одноклассников, сведения из уроков истории, географии, литературы…

2.3) Знаменитые люди Алтая.

2.4) Чем славен наш край.

Информация ТВ, газет и др. источников.

3) Заключение. Каким я представляю будущее своего края.

Не бойтесь пофантазировать. Каким будет Алтай через …лет. Что вам хотелось бы изменить? А может быть и оставить что-то из наших дней

10.Подведение итогов урока. Поблагодарить всех учащихся за работу.

К следующему уроку принести наброски сочинений.

Материалы к уроку

Без малой родины нет родины большой.
Ты это осознаешь всей душой,
Когда вдруг к чуду прикоснёшься,
И в жаркий день у родника напьёшься.
Мой край родной! Я с родником
И с каждым ключиком знаком.
“Родник” и “родина” созвучны.
Близки как братья, благозвучны.
Без них и жизнь свою не мыслю,
Без них – я дерево без листьев.
Н. Смирнов

Ты в лес войдёшь, и он тебя поймёт:
Откроет сокровенные глубины,
К истокам вдохновенья подведёт,
Поделиться спокойствием надмирным.

Затронет душу шёпотом листва
И станешь ты и чистым и бездонным,
Как будто Богородица сама
Тебя коснулась тёплою ладонью.
С. Лучников

“Родной мой Алтай, чудесный край сибирский! Я вижу его то в зимнем уборе – в сугробах и снежных застругах, когда бескрайняя даль светится тысячами рассыпанных солнцем искр, то в буйном весеннем цветении садов, то в неповторимых фантастических красках осени. Да, хорош наш Алтай, чудесна его природа: уж если зима так зима, добротная, со всеми её прелестями, уж лето так лето! Ничего нет вполовину, всё даётся человеку полной мерой”

Г. С. Титов

“Родина… И почему же живёт в сердце мысль, что когда – то я останусь там навсегда? … Может потому, что Родина живёт постоянно в сердце, и образ её светлый погаснет со мной вместе…”

В. М. Шукшин

Справочный материал

Гордость и слава Алтая – его люди. Изобретатель первого в мире парового двигателя – И. И. Ползунов, выдающийся гидротехник К. Д. Фролов, металлург П. П. Аносов. Здесь жили и работали художник Г. И. Гуркин – продолжатель традиций русских мастеров живописи

(И.И. Шишкина), архитектор В. Я. Попов, просветитель В. К. Штильке, академик М.А. Лисавенко, космонавты Г.С. Титов, В.Г. Лазарев, кинорежиссёр и актёр В.М. Шукшин, М. Евдокимов, В.Золотухин, А. Панкратов – Чёрный, писатели и поэты: А. Новиков- Прибой, А. Караваева, Р. Рождественский, В.Шишков и др.