ТЕМА: Три склонения имён существительных.
ЦЕЛИ:
- Проверить знания учащихся по теме о принадлежности имён существительных к одному из трёх склонений; закрепить умения учащихся определять склонение ( кроме слов на -ия, -ие, -ий) падежи имён существительных, написание е – и в окончаниях существительных (сведения, известные учащимся по начальной школе);
- Развивать умения учащихся высказываться на грамматическую тему, сопоставлять, анализировать, логически мыслить; развивать орфографическую зоркость, способствовать повышению уровня развития долговременной памяти, произвольного внимания и увеличению словарного запаса.
- Воспитывать любовь и чуткое отношение к природе, стремление беречь и защищать окружающую среду, прививать интерес к предмету.
Тип урока: закрепление и обобщение изученного.
Вид урока: урок-путешествие.
Технология урока: на игровой основе.
ОБОРУДОВАНИЕ: оформление доски, таблица, перфокарты, сигнальные карточки, карточки-задания, фонограмма.
ХОД УРОКА
I. Орг.момент.
II. Актуализация опорных знаний.
1. Синтаксическая минутка.
Прочитайте предложение. Применяя свои знания, впишите недостающее.
Пр…рода – это волшебник, она не только дарит нам радость, но и с…зд…ет разные уд…вительные вещи.
Словарно-орфографический футбол.
Объясните орфограммы, которые встретились в словах. К последнему словосочетанию подберите синоним.
Вырастить крыжовник, предлагать шоколад, шёлковый костюм, весёлый цирк, чёрствый человек.(какой это человек?)
III. Сообщение темы и цели урока.
Сегодня на уроке мы с вами проверим ваши умения определять склонение, падежи имён существительных, написание е – и в окончаниях существительных (сведения, известные вам по начальной школе.)
Ребята, сегодня мы с вами отправляемся в лес, побываем на лесных полянках. А как нужно вести себя в лесу? (Ответ учащихся).
Вывод: Наша природа красива, и мы с вами должны не только любоваться ею, но и оберегать её. Русскую природу воспели многие художники, писатели, поэты. (Демонстрируются репродукции пейзажей).
IV. Систематизация знаний по теме “Три склонения имён существительных”. Путешествие “по лесным полянкам”
(Звучит фонограмма.)
СЛОВО УЧИТЕЛЯ: Вот мы на лесной опушке “Повторительной”. Видите, как приветливо кивают нам головками цветы.
1. Предлагаю вам подойти к доске, оторвать лепесток ромашки, прочитать вопрос и ответить на него.
Вопросы:
1) Что такое склонение существительных?
2) Сколько типов склонения в русском языке вы знаете?
3) Вспомните, как определяется склонение существительных?
Примеры (приводят учащиеся).
4) Сколько в русском языке падежей, назовите их вопросы.
2. ПРОВЕРКА ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЗАДАНИЯ – РАССКАЗ СКАЗКИ “ОТКУДА ПОШЛИ НАЗВАНИЯ ПАДЕЖЕЙ”.
5) Что образуют падежные окончания: однокоренные слова или формы одного и того же слова?
6) Почему важно определять склонение имён существительных?
7) В форме какого падежа выступают имена существительные, являясь подлежащим? Обращением?
3. РАБОТА ПО ТАБЛИЦЕ.
Что можно сказать, глядя на таблицу, о правописании имён существительных 1-го, 2-го, 3-го склонения в родительном, дательном, предложном падежах?
Падеж | 1 | 2 | 3 |
Р.п. | -и(ы) | - | -и |
Д.п. | -е | - | -и |
П.п. | -е | -е | -и |
Вывод: Работа с учебником на стр. 197 с учащимися и обобщающее слово учителя.
4. А теперь мы с вами на полянке “Наблюдательной”.
УЧИТЕЛЬ: - Ребята, давайте прочитаем слова и определим склонение у имён существительных:
Ветка – ветвь
Яблоко – яблоня
Берёзки
Ножницы.
Лес | лес | Задание: Ребята, что это за слова? |
Леса | лесник | (Ответы учащихся) |
Лесу | Лесной | УЧИТЕЛЬ: Значит, падежные окончания образуют формы одного и того же слова. |
5. Следующая полянка “Оздоровительная”.
Физминутка.
- Сидя, руки на поясе: поворот головы направо, поворот головы налево, плавно наклонить голову назад. Голову наклонить вперёд.
- Сидя, руки поднять вверх. Сжать кисти в кулак, разжать кисти, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями.
- Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно. Медленно считая до пяти.
- Крепко зажмурить глаза (считать до трёх), открыть их и посмотреть вдаль (считать до пяти).
6. Перед нами полянка “Применительно-занимательная”.
СЛОВО УЧИТЕЛЯ: Посмотрите, ребята, какая она красивая, вся окружена орешником.
А вот и белка.
Белка песенки поёт
Да орешки всё грызёт,
А орешки непростые,
Все скорлупки золотые.
ЗАДАНИЕ: Откуда эти строчки? Кто автор? (Ответы учащихся.)
(“Сказка о царе Салтане” А.С. Пушкин).
Давайте, поищем и мы орехи. Ой, видите, какую я корзиночку красивую нашла! Интересно, что на ней написано? (Грамматические орешки).
Ну что ж, будем грызть грамматические орешки!
А) Работа с сигнальными карточками.
Цыган, брошюра, шорох, аллея, мышь, просьба, Россия, рожь, ель, ветка, весна.
Б) Определите род имени существительного КАРУСЕЛЬ и допишите слова:
Закружил… карусель, загудел…, точно шмель.(жен. род.)
В) Слова, какого склонения использовал поэт, создавая свой зимний пейзаж? Какой падеж отсутствует?
ЗИМНЯЯ БАХРОМА.
На сосне и на берёзе – | И оставила |
Бахрома: | Распутывать весне |
Белой пряжей | Эту пряжу на берёзе |
Их запутала зима. | И сосне. |
Г) Загадки.
- Красный петушок по жёрдочке бежит. (Огонь).
- В тесной избушке ткут холсты старушки.(Пчёлы).
Вопрос: Какую орфограмму вы слышите в этом слове?
- Один льёт, другой пьёт, третий растёт.(Дождь, земля, растение.)
Задание: Объясните орфограмму в слове растение.
Д) Запись под диктовку с проговариванием способа действия по выбору написания е – и безударных падежных окончаний существительных.
Идти по дорожке к деревне, писать в тетради, в тетрадке; Лежать в постели, в постельке; на высокой ели, ёлке; висит на ветке.
Е) Ручное программирование. Работа с перфокартой.
- Рисовать в альбоме.
- Оказаться на опушке.
- Просить о помощи.
- петь от радости.
- расположиться на поляне.
- Идти по аллее.
- Запах полыни.
- В солнечном блеске.
- Край рощи.В пышной зелени.
Ж) Объясните, почему слово ветка имеет здесь разное написание.
Я прилагаю всё старанье.
Хочу понять правописанье,
Но вызывает тем не менее
Правописанье удивление.
Летят на ветки воробьи.
Чтоб обсудить дела свои.
Сидят на ветке воробьи,
Сидят – на –е, летят – на –и.
З) Диктант-молчанка.
Задание: Составить словосочетание, определить род.
Жёлудь, цыплёнок, расчёска, бабочка, гриб, повидло, ель, яблоко, кофе.
И) “Подскажи словечко!”
ЗАДАНИЕ: Определить склонение имен существительных и объяснить правописание ь после шипящих в конце слова.
Не шумит в реке камыш,
Не шуршит под полом (мышь).
В этот час такая (тишь).
Только слышно: “Спи, (малыш)!”
К) Работа над предложением.
РЕБЯТА, БЕРЕГИТЕ ЛЕС!
ЗАДАНИЕ: Чем является слово “ребята”? В каком падеже оно стоит? Переделайте предложение так, чтобы слово “ребята” не являлось обращением.
Звучит фонограмма.
V. Подведение итогов урока.
Чтобы знания были впрок,
Следует повторить урок.
ВОПРОС: Так, что же, ребята, мы с вами повторили, гуляя по лесным полянкам? (Ответы учащихся).
ОБОБЩАЮЩЕЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ.
(Оценка работы на уроке. Выставление отметок. Самооценка с помощью сигнальных карточек.)
VI.
Чтоб упрочить ваши знания,
Даю домашнее задание.
УЧИТЕЛЬ: Задание у нас тоже непростое, а творческое:
Из учебника литературы на стр. 152–154 из стихотворений о природе выпишите словосочетания прилагательное + существительное и глагол + существительное, определить склонение и падеж имён существительных или написать мини-сочинение о природе.