Цели.
- Способствовать закреплению изученного материала по теме “Служебные части речи”.
- Проверить качество знаний.
- Развить навыки работы в коллективе.
- Помочь становлению нравственной культуры.
Задачи.
- Повторить тему “Служебные части речи”.
- Закрепить изученный материал.
- Научить осознавать ответственность перед всеми членами коллектива, закрепить навыки работы в бригаде.
Методы и приёмы: исследовательский: нетрадиционная форма опроса, задачи исследовательского характера.
Оборудование: после служебных частей речи (слова – цветы), плакат, картинки с изображением камня, речки, моста, долина союзов, гора частиц и междометий, раздаточный материал: картинка “Предлоги перепутались” (Приложение 1), маршрутные листы с заданиями (по количеству команд) (Приложение 2), “Сигналы с номерами групп)
Ход урока
Учащиеся делятся на команды.
- Организационный момент.
- Слово учителя.
– Сегодня, ребята, вас ожидает путешествие по равнине служебных частей речи и восхождение на гору частиц и междометий. Отправитесь в путь вы от придорожного камня
(План на доске. )
– Все задания записаны в маршрутных листах. (Правила заполнения маршрутного листа учащиеся знают). Выполняете задания и записываете в нужные строчки.
Первым вашим препятствием будет поле служебных частей речи, где растут необычные цветы. Чтобы пройти вам это поле, необходимо заполнить таблицу, которая дана в маршрутах (показывает таблицу, объясняет правила заполнения). Но помните в каждом поле можно найти сорняки. Сорняки есть и здесь; это слова, не относящиеся к служебным частям речи. Поэтому их записывать в таблицу не нужно.
Второе ваше препятствие – мост. Каждая группа получает картинку. (Приложение 2)
Вот ваша задача – переписать предложения, данные в маршрутных листах.
Третье препятствие – речка. Её воды смешали в себе всё: и правильное, и неправильное написание.
Вам нужно в тексте найти “Галки” - ошибки (орфографические и пунктуационные) и исправить их прямо в тексте: зачеркнуть ошибку, написать правильную букву, поставить недостающие знаки препинания.
После того как вы перейдёте речку по мосту, перед вами откроется долина союзов. Эти задания вы выполняете на отдельных листах, которые в конце урока вложите в ваши маршруты.
Завершающее задание, за которое вы можете получить больше 30 баллов, - это гора частиц и междометий.
Количество набранных баллов и соответствующие оценки вы найдёте на первой странице маршрута. Будьте предельно внимательны и аккуратны. И помните, что от каждого из вас будет зависеть оценка ваших товарищей по команде. Любые дружеские подсказки и совещания не внутри команды, а между командами – это снижение баллов. Вы можете потерять набранные баллы также из-за плохого поведения ваших товарищей по команде.
Советоваться можно только внутри бригады, так как вы зарабатываете оценку себе и своим товарищам.
Если у вас в процессе работы возникнут какие-либо вопросы, поставьте сигнал красным кружочком. Если вам всё понятно, и вы не нуждаетесь в помощи учителя, то сигнал должен быть повёрнут номером команды.
Есть ли у вас какие-либо вопросы?
Если нет, то я выдаю вам раздаточный материал.
В конце урока учащиеся сдают работы.
- Ну что ж, ваше путешествие закончилось. Вы сегодня показали себя с хорошей стороны. Большое вам спасибо.