Предмет: русский язык и литературное чтение.
Класс: 1.
Форма урока: урок-путешествие.
Цели:
– проверить у учащихся уровень сформированности основных понятий курса
русского языка и литературного чтения за первый класс; проверить умение
применять на практике изученные правила;
– расширять и углублять знания учащихся по русскому языку и литературному
чтению, расширять кругозор; побуждать к познанию нового, воспитывать любовь к
родному языку;
– развивать мышление, память, воображение.
Ход и структура игры
Игровая ситуация: дети отправляются в путешествие на необитаемый остров. Их встречает пират и, двигаясь по карте Острова сокровищ, предлагает выполнить задания. После озвучивание задания ведущим, участники путешествия отвечают или выполняют задание.
Оценивание. За каждый правильный ответ участники получают записку– подсказку о месторасположении клада.
Дети вместе с отважным капитаном Врунгелем пройдут сложный путь в поисках клада, а наградой за это будет – сюрприз.
Игра поможет первоклассникам освоить и повторить курс русского языка и литературного чтения.
Особенности игры: соответствие учебной программе российской начальной школы, за прохождение каждой мини-игры (их 8) дети получают бонус, который станет главным стимулом к обучению.
Для оформления презентации использовалась красочная анимация с диска “Остров сокровищ и знаний. 2 класс”. MultiSoft, 2006 ЗАО “Новый диск”.
Учитель: – Сегодня на уроке мы отправимся в путешествие. Вы окажитесь на необитаемом острове, пройдете, сложнейшие испытания на пути к заветной цели – таинственному кладу, после чего вы сможете отправиться к родным берегам. Однако будьте внимательны, если допустите много ошибок, то не найдете клад.
– А помогать вам в этом путешествии будет капитан Врунгель, который управляет яхтой “Победа”. (Под звуки моря.)
– Бороздить океан мы будем, строго двигаясь по карте. Наш путь выделен красными стрелками. Мы вышли из Бухты Зеленой, идем мимо Бухты Спасения. Чтобы достичь Пролива Спокойного, где находится клад, мы должны пополнить запасы провизии и найти карту Острова Сокровищ. А для этого надо выполнить задание.
1-е задание. Вставить пропущенную букву так, чтобы получилось имя:
__аня __ля __ра __ся
__аля __мма __нга атя
(Дети получают карту Острова Сокровищ и знаний.)
Учитель: Молодцы. Мы снова в пути. И вот долгожданный Пролив Спокойный и долгожданный Остров Сокровищ. Капитан Врунгель с матросами остается на корабле, а мы должны высадиться на острове. Что нам потребуется для этого?
Дети: – Шлюпка.
Дорогу нам перегородили. И кто же это мог сделать?
Дети: – Это пират.
Учитель: – Да. Нас встретил пират. Он оставлен на этом острове, следить за тем, чтобы клад получили самые достойные. А чтобы проверить, достойны вы клада или нет, вам необходимо выполнить все задания, придуманные пиратом. Дорогу переплели лианы. Разрушить преграду можно, если вы назовете имена сказочных героев.
2-е задание.
1. Железные зубы, костяная нога.
Все люди знают – это Баба – (Яга).2. У отца был мальчик странный,
Необычный, деревянный,
Но любил папаша сына,
Шалунишку... (Буратино)3. Фруктово-огородная страна.
В одной из книжек – сказок есть она,
А в ней герой – мальчишка овощной,
Он храбрый, справедливый, озорной. (Чипполино.)4. Появилась девочка
В чашечке цветка.
А была та девочка
Чуть больше ноготка,
В ореховой скорлупке
Девочка спала.
Вот какая девочка,
Как она мила. (Дюймовочка.)5. Скачет лошадь не простая,
Чудо– грива золотая.
По горам парнишку носит,
Да никак его не сбросит.
Есть у лошади сынок
Удивительный конек
По прозванью. (Горбунок.)6. Скорей бы приблизился вечер;.
И час долгожданный настал,
Чтоб мне в золоченой карете
Поехать на сказочный бал,
Никто во дворце не узнает1
Откуда я, как я зовусь,
Но лишь полночь настанет,
К себе на чердак я вернусь. (Золушка.)
(Получают первый фрагмент схемы.)
Учитель:– С этим заданием мы справились. Дорога расчищена. Двигаемся дальше. Мы оказались на берегу, через которую надо перебраться. Нам повезло, дощечки, из которых можно сделать переправу, плывут по реке. На них написаны слова. Нужно выловить только те, которые начинаются с буквы, обозначающей гласный звук.
3-е задание. Рак, Рая, Аня, Эмма, валик, Алла, Ася, утюг, нора, Коля, Оля, бор.
(Получают второй фрагмент схемы.)
Учитель: – Мост построен, продолжаем путь по джунглям. Кокосы – это райское наслаждение, но не для нас. Это следующее испытание. Вспомнить и записать 5 слов с сочетанием жи-ши.
4-е задание. Называют и записывают слова с комментированием.
(Получают третий фрагмент схемы.)
Учитель: – Кокосы собраны, и мы отправляемся дальше в путь. Из-за своей невнимательности мы попали в яму. Чтобы выбраться мы должны составить из слогов слова.
5-е задание. ка, пень, сту; чи, тель, у; тель, та, чи; пус, ка, та;
(Получают четвертый фрагмент схемы.)
Учитель: Чтобы не устать, сделаем небольшой привал.
Физкультминутка.
Учитель: – Двигаясь дальше, нам надо быть внимательнее. Блуждая в поисках дороги мы натолкнулись на огромное дерево. В нем есть секретный вход, который охраняет стая попугаев. Чтобы попугаи пропустили нас нужно списать слова, исправляя ошибки.
6-е задание. Печька, чючело, ножы, варона, наташа, Васъка.
(Получают пятый фрагмент схемы.)
Учитель: Сейчас дерево приоткроет завесу своей тайны. Но, как только мы вошли в потайную дверь, она сразу захлопнулась, преградив нам путь. Вдалеке виднеется спасительный свет, но путь преграждают качающийся маятник. Остановить его можно, если правильно разделите на слоги.
7-е задание. День, полдень, денек, дни, денечек, дневной, деньки.
(Получают шестой фрагмент схемы.)
Учитель: Двигаемся на свет. И мы попадаем в пещеру. Проход закрыт решеткой. Чтобы решетка поднялась нужно изменить букву, которая заблудилась.
8-е задание.
Неизвестно, как случилось,
Только буква заблудилась,
Заскочила в чей-то дом
И хозяйничает в нем.
Но едва вошла туда буква-озорница,
Очень странные дела начали твориться!Посмотрите-ка, ребята,
Раки выросли на грядке! (Маки.)На виду у детворы
Крысу красят маляры! (Крышу.)Закричал охотник: “Ой!
Двери гонятся за мной!” (Звери.)Тает снег, течет ручей,
На ветвях полно врачей! (Грачей.)Мы собрали васильки,
На голове у нас щенки. (Венки.)Синеет море перед нами
Летают майки над волнами. (Чайки.)
(Получают седьмой фрагмент схемы.)
Учитель: Стоило нам выйти из одной пещеры, попадаем в другую. Вернуться невозможно, как только зашли в пещеру с сокровищами, решетка опустилась. Перед нами дверь с загадочным замком. Чтобы его открыть надо найти и записать слова, которые спрятались внутри данных слов.
9-е задание. Пушки, олень, лайка, веточка, сорняк, макушка.
(Получают восьмой фрагмент схемы.)
Учитель: Дверь открыта. И сейчас узнаем, какой клад мы нашли. Нужно сложить фрагменты рисунка. (На схеме класса обозначено место, где скрыт клад. Дети находят его. Это может быть что-нибудь сладкое или какие-нибудь призы.)
Учитель: С этим “сладким кладом” отправляемся на нашу яхту. Нам предстоит отправиться к родным берегам. Сегодня на уроке все очень активно работали, старались е подвести своих товарищей. И за это, на борту яхты, которую заменил наш кабинет, мы устроим чаепитие.