Продолжительность учебного занятия: 45 минут
Тип учебного занятия: комбинированный урок
Цели урока:
1) Формирование представления об именах существительных, обозначающих одушевленные и неодушевленные предметы;
2) Развитие умения различать существительные одушевленные и неодушевленные.
3) Воспитание внимания, трудолюбия, интереса к урокам русского языка.
Оборудование:
- Карта путешествия
- Наглядность
- Таблицы
- Учебный класс с демонстрационным проектором
Дидактические материалы: Презентация.
Ход учебного занятия
1. Организационный момент.
Деятельность учителя | Деятельность ученика |
Приветствие учащихся и гостей. Проверка готовности к уроку. Сообщение темы и целей урока. Знакомство с картой путешествия. | Подготовка к уроку. Приветствие
учителя. Прослушивание инструктажа: знакомство с
картой путешествия. - Начинаем путешествие. |
Знания: Знание правила поведения на уроке, подготовка к уроку;
Умения: Умение готовиться к уроку, умение сконцентрироваться на теме урока;
Методы: словесный
Формы: фронтальная
2. Работа в тетрадях. (БЛОК АКТУАЛИЗАЦИЯ) Путешествие.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Учитель: Предлагаю отправиться в путешествие вот на этом замечательном корабле (СЛАЙД) Но для того чтобы подняться на палубу корабля, необходимо сделать записи в бортовом журнале. Взяли тетради, ручки – записываем число. ШЕСТОЕ ФЕВРАЛЯ - Вот мы и на палубе. Теперь вперёд - покорять трудности, которые нам будут встречаться на пути. ! (ОСТАВИЛИ ДВЕ СТРОЧКИ, ПОСТАВИЛИ ТОЧКУ) |
Учащиеся записывают в тетрадях число. |
3. “Остров Незнайки”.
- Первая наша остановка – “Остров
Незнайки”. Здесь нас ждет Незнайка. Он, как всегда, что-то не понял. Поможем ему? (СЛАЙД) Учащиеся выполняют задание. - Давайте зачитаем выписанные вами словосочетания.
Молодцы! - Но Незнайка не знает, что же обозначают имена существительные и на какие вопросы отвечают? (ПРЕДМЕТ, КТО? ЧТО?) - Правильно. По местам. Плывём дальше. |
– Работа в тетрадях. Задание: Из данных словосочетаний выпишите словосочетания типа:
Во мгле холодной |
4. “Остров Ошибок”.
- Наш корабль приближается к острову
“Ошибок”. - Но что это? Нас пытаются захватить пираты! (СЛАЙД) Они хотят нам помешать. Чтобы оторваться от них, нужно решить ребус и выполнить задание. (СЛАЙД) - ! Проверяем: Зачитайте свои предложения. Обратите внимание на свои записи. Каким членом предложения является слово (АКУЛА) у 1 варианта? А у 2 варианта? ? – Какой вывод можно сделать по этой работе? (Имя существительное в предложении может быть подлежащим или дополнением, а может быть обстоятельством. МОЛОДЦЫ!! ВЕРНО!) - Плывём дальше. |
Задание: Составьте и запишите
в тетрадях предложения с данным словом по схемам,
подчеркните слово АКУЛА как член предложения.
(Пример: 1. Огромная акула плывёт в океане. 2. Мы поймали огромную акулу.) |
5. Остров “Кто? Что?”. (ПРОБЛЕМНЫЙ БЛОК)
- Мы приближаемся к острову “Кто? Что?”.
На нем живут два добродушных весёлых дельфина.
Одного зовут – КТО, а другого – ЧТО. Они очень
любознательные. Хочется им узнать как можно
больше об имени существительном. - Поможем им? (СЛАЙД) |
Знакомятся с жителями острова,
выполняют задания. Задание: распределите имена существительные в два столбика: КТО? ЧТО? Кит, берег, брызги, чайка, дно, акула, матрос, небо, звёзды, океан, море, русалка. |
6. Физическая минутка.
- Вы устали, давайте бросим якорь и
немного отдохнем. - Встали и повторяем за мной. |
Учащиеся повторяют за учителем движения. |
7. Продолжение.
- Сверим ваши записи со слайдом.
(СЛАЙД)
|
Учащиеся проверяют выполнение работы, сопоставляя со слайдом. |
8. Новый материал. (ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ БЛОК)
- Сейчас, ребята, мы с вами познакомимся
с двумя понятиями, о которых вы ещё не говорили,
но, возможно, уже слышали. - Имена существительные бывают одушевленные и неодушевленные. (СЛАЙД) Имена существительные одушевленные служат названиями живых существ (людей, животных, птиц...) и отвечают на вопрос КТО? Имена существительные неодушевленные служат названиями неживых предметов, а так же предметов растительного мира и отвечает на вопрос ЧТО? - У вас на столах есть памятка - подсказка по данной теме. Так вот руководствуясь данной памяткой, давайте выполним такое задание: (СЛАЙД) - Вывод. - Плывём дальше. |
Учащиеся слушают учителя и наблюдают за
слайдами. (картинки) Задание: Какое слово в каждой строчке лишнее:
ПАМЯТКА – ПОДСКАЗКА
|
9. Рифы.
- До “Плавучего острова” осталось
совсем немного. Но что это – РИФЫ. Сделаем
небольшую передышку. - Вывод: Автор стихотворения “одушевляет” явления и предметы неживой природы, которые в разговорной речи являются неодушевлёнными. - Перенос свойств одушевленных предметов на неодушевленные называется ОЛИЦЕТВОРЕНИЕМ. Например:
- Вывод: Далее при анализе поэтического текста вы будете всегда находить изобразительные средства. |
Задание: Найдите и выпишите из
стихотворения имена существительные.
Определите, одушевленные они или нет:
Ученики слушают учителя и следят за слайдами. |
10. Заключение. (БЛОК ОБОБЩЕНИЕ)
- Скажите, что нового вы узнали
сегодня на уроке? - Запишите самостоятельно тему сегодняшнего урока. - Как она звучит? (СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ ОДУШЕВЛЁННЫЕ и НЕОДУШЕВЛЁННЫЕ). - Ну что ж, завершается наше путешествие. Вот и “Плавучий остров”.
Дома: У вас на партах лежат листочки, на них домашнее задание. Подпишите свой листочек и завтра сдайте своему учителю. - Спасибо вам за урок. Наше путешествие закончилось. |
Учащиеся обобщают материал по теме. Получают домашнее задание. |
Карточка № 1
Спишите. Вставьте пропущенные буквы. Подчеркните волнистой линией словосочетания с олицетворением. Глубинные рыбы.
В глубине моря царит т...мнота. Там плавают св...тящиеся рыбы. У каждого вида ры...сверкают разные ог...ньки. У многих рыбок очень сильный свет. Такие ры...ки даже хищника могут ...сл...пить.
Карточка № 2
Спишите. Вставьте пропущенные буквы. Подчеркните волнистой линией словосочетания с олицетворением. Рыбки.
Есть ры...ки – д...моседы. Всю жизнь ...ни ж...вут на одном месте. А другие рыбки вечно в движении. Они коч...ют по м...рям и океанам.
11. Домашнее задание:
1) Распределить данные существительные в два столбика:
Одушевлённые | Неодушевлённые |
Трамвай, пассажир, ласточка, тюльпан, дирижёр, троллейбус, астронавт, заяц, подснежник, берёза, ромашка, священник, коридор, парашют, нарцис.
2) Выпишите из учебника “Литература” примеры олицетворений.