Урок-путешествие по "Грамматическому кольцу" - имя числительное. Повторение

Разделы: Русский язык, Внеклассная работа


Цели:

  • Закрепить понятие о числительном как части речи, входящей в группу именных частей речи.
  • Закрепить умения учащихся о правописании числительных; развивать умение самостоятельно находить в словах изученные орфограммы; обозначать их графически и объяснять их правописание; повторить правописание ь знака в числительных.
  • Уметь разграничивать числительные количественные и порядковые; простые, составные и сложные; целые, дробные и собирательные; отличать их от других частей речи.
  • Развитие навыков, связанных с употреблением числительных в устной речи (пользоваться числительными в нужной форме, соблюдать нормы управления и согласования в сочетании числительного с существительным).

Оборудование: презентация (приложение 1); раздаточный материал, тексты с грамматическим заданием, тесты по теме, карточки-задания (приложение 2); схема движения по «Грамматическому кольцу» (приложение 3); маршрутный лист (приложение 4); кроссворд (приложение 5).

Ход урока

1. Организационный момент

Запись числа, темы урока в тетради.

2. Сегодня у нас урок не совсем обычный, мы с вами отправимся в путешествие по «Грамматическому кольцу», где все задания будут связаны с именем числительным. Так как вы учитесь в 6 классе, поэтому  вам предстоит преодолеть 6 станций, каждая из которых содержит свои задания (теоретическая, синтаксическая, морфологическая, морфемная, творческая, орфоэпическая).

Перед вами схема движения, вы видите названия станций. Вся ваша работа будет оцениваться на маршрутной карте, которую вы видите на доске. В конце урока каждый из вас должен получить оценку по теме «Имя числительное».

3. Первая станция «Теоретическая». Я вам задам несколько вопросов, вы должны ответить на них, поднимая руку.

  • Чем отличается имя числительное от других частей речи?
  • На какие 2 группы делятся числительные по значению?
  • Назовите разряды количественных числительных.
  • Чем отличаются простые числительные от составных?
  • С помощью каких суффиксов образуются собирательные числительные?
  • В чем особенность склонения количественных числительных, называющих круглые десятки и сотни?
  • Как склоняются дробные числительные?
  • Как склоняются составные количественные числительные?
  • Какие числительные имеют только две падежные формы?
  • В каких числительных пишется Ь знак в середине?

(За каждый правильный ответ ученик получает 1 балл).

4. Станция «Синтаксическая»

Вам предлагается произвести синтаксический разбор предложений, чтобы увидеть, чем в предложении может быть имя числительное.

Два да два – четыре.
Разделите шесть на три.
Мы живем на втором этаже.
Занятия спортивной секции начинается в три часа.

(Подчеркнуть числительное так, каким  членом предложения оно является).

5. Станция «Морфологическая»

- Я вам предлагаю буквенный диктант, называю слова, а вы должны определить, какая это часть речи: существительное, прилагательное, числительное, наречие, глагол, записывая начальную букву в строчку через запятую.

«Пятерка» за ответ, пять товарищей, пятиместная палатка, упятерить усилия, пятый по списку, пять деревьев, пятилетний сын, новенький пятак, стал пятиклассником, громадная пятерня, пять секунд, пятый день, пятиэтажный дом.

 (С, Ч, П, Г, Ч, Ч, П, С, С, С, Ч, Ч, П) – ответы.

- Предлагаю прослушать предложение, выписать из него числительное и произвести морфологический разбор его.

Петя выучил пятнадцать английских слов.

Пятнадцать – сколько?- числительное, н.ф. пятнадцать, количественное, простое, целое, В.п., дополнение.

(Один работает у доски, остальные – в тетрадях)

6.Станция «Морфемная» (словообразовательная)

Здесь мы проверим, знаете ли вы строение числительных: если простое – поднимаем правую руку, составное – левую, сложное – обе руки.

2, 25,12, 200,221,
 двухтысячный, двухэтажный, тысяча, двухсотый,
10,18, 173, третий, 333, 557, 40, 100.

(Результат заносится в маршрутный лист, если нет ошибок – один балл, есть ошибки – ноль.)

7. Станция  «Творческая»

2008 год объявлен годом семьи, поэтому я предлагаю вам ответить письменно на несколько вопросов;  числительные записывая словами.

a) В каком году вы родились?
b) Сколько лет вы проучились в данной школе?
c) Сколько лет вашей маме, папе?
d) В какой квартире и в каком доме вы живете?
e) Сколько детей в вашей семье?

(Проверяем ответы, проверка выборочно у тех, кто к данному заданию набрал наименьшее количество баллов)

Работа с учебником – выполните упражнение № 464 – первую часть; письменно в тетради (если будет хватать времени).

Цифры 15, 40, 581 – образовать сначала количественное числительное, затем порядковое и записать их в форме  Р.п. и П.п. (один у доски, остальные – в тетради, если позволит время)

Тест «Имя числительное»

1. Укажите имя числительное:

а) семь;
б) семерка;
в) удвоить.

2. В каком ряду расположены количественные числительные?

а) сто, двести, семьсот;
б) девятый, трехсотый, тысячный.

3. Определите составное имя числительное:

а) десять;
б) семнадцать;
в) тридцать восемь.

4. В числительных 5-20 и 30 мягкий знак пишется:

а) на конце числительного;
б) в середине числительного.

5. Числительные 40, 90, 100 имеют падежных форм:

а) три;
б) четыре;
в) две.

6. Числительное полтораста имеет падежных форм:

а) три;
б) две;
в) четыре.

7. При склонении дробных числительных изменяется:

а) обе части;
б) первое слово.

8. Найдите ошибку в разборе имени числительного по составу:

а) пят-ер-о;
б) тр–о(й)–э;
в) семе-ро.

9. Найдите ошибку в сочетании числительных оба-обе :

а) обеими подругами;
б) обеими окнами.

10. Выберите правильное написание:

а) к празднику 8 Марта;
б) к празднику 8 марта.

(Ответы: 1-а, 2-а, 3-в, 4-а, 5-в, 6-б, 7-а, 8-в, 9-б, 10-а.)

9. Станция «Орфоэпическая»

Предлагается игра «Я диктор!». Диктор, выступающий перед публикой,  должен говорить всегда правильно даже совсем незнакомый текст. У каждого из вас на столе лежит текст, ваша задача - прочитать его правильно вслух.

- Первый международный телефонный разговор состоялся 31 декабря 1898 года между Петербургом и Москвой.

- В этом крае намолотили свыше 6250 тысяч тонн зерна.

- Он взял эту высоту – планка была поднята на 198 сантиметров.

- Наибольшая глубина Балтийского моря - около 459 метров, а Азовского - не более 14.

- В Мировом океане обитает свыше 1800 видов рыб.

- Длина этого участка около 840 метров.

- Свыше 1,5 тысяч подписей собрали активисты этого движения.

- Берега 68 рек, каналов, проливов, пересекающих город Петербург, соединяют более 300 мостов.

- Первой печатной книгой в России является «Апостол»- церковная книга, выпущенная в Москве Иваном Федоровым в 1564 году.

- Печатание первой книги начиналось19апреля 1563года и было завершено 1марта 1564 года.

- В русских летописях первые сведения о погодных условиях относятся к 860году.

- В 1881году во время извержения вулкана на островах Индонезии образовалась волна, достигавшая 35 метров в высоту и 148 километров в длину.

- Самая глубокая скважина нашей планеты не превышает 15 километров, а расстояние от поверхности до центра Земли около 6370 километров.

10. Подведение итогов урока

Подсчет результатов на маршрутном листе, выявление победителя, самого грамотного, справившегося со всеми заданиями игры – путешествия по «Грамматическому кольцу» по теме «Имя числительное». Вручение грамот (приложение 6).

11. Оценки

12. Домашнее задание

Имя числительное часто встречается в различных пословицах, поговорках, а также известно много фразеологических оборотов и русских народных сказок, где присутствуют имена числительные. Ваша задача – записать в тетрадь несколько примеров. Можно составить сказку о числительном. Подойдите к заданию творчески.