Урок-путешествие "Повторение местоимения как части речи". 6-й класс

Разделы: Русский язык, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 6


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (115 кБ)


Тип урока: урок-обобщение (систематизация изученного и контроль качества знаний).

Цели:

  • Обучающая: повторение изученных сведений о местоимении; закрепление знаний о данной части речи (морфологических признаков и синтаксической роли) посредством игры.
  • Развивающая: создание положительной мотивации на уроке; вовлечение класса в активный процесс познания; обеспечение творческого развития и заинтересованности учащихся в приобретении знаний; развитие воображения.
  • Воспитательная: воспитание интереса к русскому языку, эстетического вкуса.

Оборудование: мультимедийный проектор, карточки с заданиями.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Сообщение темы и цели урока.

(слайды 1, 2) Приложение.

3. Слово учителя.

Ребята, вчера мне пришло сообщение из необычной страны Местоимений. Король этой страны по имени Я просит нас с вами о помощи. Дело в том, что все жители Местоимений пропали, и король не знает, что ему без них делать. Страна без жителей не может существовать. А кто же, если не мы, поможет бедному королю? Мы придём на помощь и вернём местоимения домой. Король узнал, что это злая колдунья похитила всех жителей и заколдовала их. Чтобы спасти местоимения, вам придётся выполнить ряд заданий, после чего все колдовские чары спадут, а жители вернутся в свои города.

3. Работа по теме урока.

1) Итак, я буду вашим гидом по стране Местоимений и приглашаю вас в путь.

Но прежде чем попасть в страну, мы должны перейти границу, ответив на вопрос:

- Что такое местоимение? Для чего же оно служит? Как изменяется? Чем бывает в предложениях? (слайд 3)

(ответы учеников)

Проверим правильность ваших ответов (слайд 4)

Вы ответили на эти простые вопросы, поэтому мы можем зайти наконец-то в страну.

А сейчас откройте тетради и запишите сегодняшнее число.

2) Но вернемся к нашему путешествию. Для начала из данного стихотворения выберите местоимения и распределите их по городам-разрядам, указанным на карте страны Местоимений.

(слайд 5)

(раздаются карточки с текстом стихотворения, ученики выписывают местоимения в тетрадь с указанием их разрядов)

Завёлся озорник у нас.
Горюет вся семья.
В квартире от его проказ
Буквально нет житья!
Никто с ним, правда, не знаком,
Но знают все зато,
Что виноват всегда во всём
Лишь он один - Никто!
Кто, например, залез в буфет,
Конфеты там нашёл
И все бумажки от конфет
Кто побросал под стол?
Кто на обоях рисовал?
Кто разорвал пальто?
Кто в папин стол свой нос совал?
Никто, Никто, Никто!

3) Ну что же, мы с вами закрепили наши знания о жителях страны Местоимений и можем смело двигаться дальше. Для этого вам нужно преодолеть следующее препятствие: вспомните правила правописания отрицательных и неопределенных местоимений.

(ответы учеников)

Теперь закрепим правила правописания отрицательных и неопределенных местоимений.

(слайд 6)

Однажды кто(то) зачем(то) взял что(то) в каком(то) месте. Его(то) и искали почему(то) за кражу чего(то) какие(то) двое. Искали слева, искали справа по каким(то) следам. И узнали они, что (н..)когда (н..)(в) каком месте (н..)кто (н..)чего (н..) брал.

4) Ребята, а где чаще всего мы употребляем местоимения?

(в художественных произведениях, в пословицах, поговорках, в разговорной речи)

Да, конечно, в разговорной речи мы употребляем местоимения чаще всего. И очень часто мы употребляем их неверно. Поэтому при устных ответах, в разговоре мы всегда должны следить за тем, как и что мы говорим, особенно, как мы употребляем местоимение.

Перед вами сейчас появятся предложения, в которых есть речевые недочеты. Ваша задача исправить эти недочеты и переписать предложения в тетрадь в исправленном виде (работа по вариантам, каждому из вариантов по 3 предложения).

(слайд 7)

1. Пограничники зорко охраняют рубежи нашей Родины. О ее службе написано много книг. (Пограничники зорко охраняют рубежи нашей Родины. О их службе написано много книг).

2. Партизаны шли (не)проходимыми тропами, у ихних пр..следователей не было (н..)какой надежды на успех. (Партизаны шли непроходимыми тропами, у их преследователей не было никакой надежды на успех)

3. В егонном отряде (н..)кто не сомневался в победе. (В его отряде никто не сомневался в победе)

4. По ихним словам, пастуш..к (н..)какого всадника не видел и (н..)(о)каких разведчиках не слышал.

5. Чудес(?)ный дворец построен для московских ребят. Ле..чики-косм..навты были его гостями. (Чудесный дворец построен для московских ребят. Летчики-космонавты были их гостями)

6. Проводник шел впереди, а сзади (него - его) ехала нагруженная вещами повозка. (Проводник шел впереди, а сзади него ехала нагруженная вещами повозка).

Теперь, я надеюсь, вы поняли, как необходима нам такая часть речи как местоимение. Очень важно знать и уметь правильно употреблять местоимения в своей речи. Они необходимы нам, чтобы правильно строить наши ответы на вопросы, необходимы нам при общении друг с другом.

5) Вот и снято, практически, заклятие злой колдуньи. Осталось только помочь королю страны Местоимений, а то он из-за сильных переживаний растерял все свои падежные формы. (слайд 8)

На месте пропусков вставьте ту форму, которая подходит к каждому из падежей.

(в тетрадях ребята записывают все падежные формы в столбик)

Моя грамматика.

Я талантлив от рождения!
Не дурак и не простак!
И моё местоимение
Все вокруг склоняют так,
Перво-наперво решительно
Скажет вам семья моя,
Что, конечно, именительный -
Это :. и только ....!
Мать склонилась умилительно,
А за ней и вся родня.
Жизнь легка и упоительна
За родительской спиной!
Нет, друзья, падеж творительный
Сотворён совсем не :.!
И не зря. Падеж родительный
Для кого? А для :..;
Все заботятся старательно
И заслуженно вполне
И дают подарки. Дательный
Это значит- только :.!
Не смотрите подозрительно,
У меня родня - броня!
И запомните: винительный
Не касается :.!
Ждёте, видимо, предложного?
Новых данных обо :.?
Не просите невозможного,
Хватит с вас и так вполне.
(М.Раскатов.)

4. Итог урока.

(слайд 9)

Вот и закончилось наше путешествие. Жители страны Местоимений вернулись домой, да и наше странствие не прошло даром. Вы еще раз убедились, как важна такая часть речи как местоимение. А главное, надеюсь, вы не забудете наше путешествие по стране Местоимений и не станете нарушать правила правописания и употребления их в нашей речи. Ведь благодаря именно местоимениям наша речь становится более выразительной, яркой и точной.

5. Домашнее задание.

(слайд10)

Написать мини-сочинение на тему "Что стало бы, если бы местоимения исчезли из речи?"

6. Учитель собирает тетради учеников на проверку.