Урок-путешествие в 5-м классе по теме "Словосочетания. Обобщение по теме"

Разделы: Русский язык


Цели урока:

  • систематизировать и обобщить теоретические знания по теме урока;
  • повторить и закрепить ранее изученное в данном разделе;
  • развивать умение грамотно выражать свои мысли в устной и письменной формах;
  • доказывать свое мнение, активизировать эмоциональную сферу учащихся.

Тип урока: повторение и обобщение изученного материала.

Вид урока: игра – путешествие “Словосочетательное кольцо” по станциям.

Технология: на игровой основе.

Оборудование: схематическое изображение (на доске) “словосочетательного кольца” со станциями; листы для записей ответов учащихся; карточки с заданиями.

Ход урока

I. Организационный момент.

Приветствие учителя. Выявление эмоционального состояния учащихся с помощью “мордашек” (ученикам необходимо показать ту “мордашку”, которая соответствует их настроению на данный момент). Повторение девиза уроков русского языка: “На уроках русского языка мы изгоняем бога сна Морфея и призываем бога смеха Мормуса”.

II. Работа по теме урока.

1. Вступительное слово учителя:

Знания мы в круг собрали,
Словосочетания мы изучали,
Все препятствия прошли
И к кольцу вот подошли.
Нам преграды все пройти, надо
И к концу пути,
Будем мы ещё умнее,
А от этого сильнее.
Сила наша не в руках,
А в умах и головах.
И сегодня всё расскажем
И запишем, и покажем.
Мы должны всё изучить,
Обобщить и закрепить.
Время даром не теряем,
Вспоминаем, повторяем.
И запомним навсегда
В добрый путь же, господа!

Урок мы проведем в форме путешествия по станциям. Условия игры “Словосочетательное кольцо”: двигаясь по часовой стрелке, мы будем выполнять задания в зависимости от названия станций. Путешественниками будут все учащиеся класса. Функции путешественников: работа в подгруппах, парах; участие в обсуждении вопросов на равных правах; помощь в выборе правильного ответа; совещание, обсуждение отдельных вопросов; работа под девизом: “Повторяем то, что знаем. Вспоминаем, что забыли”. Результатом сегодняшнего урока станет написание контрольной работы. Поэтому необходимо записать домашнее задание: Составить вопросы по теме “Словосочетание”.

2. Путешествие. Ход игры.

А) Станция “Теоретическая”. Выполняется самостоятельно, отвечают капитаны команд, все проверяют написанное, исправляют, дополняют.

Задание: допишите предложения.

Словосочетание – это сочетание слов, связанных между собой грамматически и по _________________.
В словосочетании различаются _____________________ часть и зависимая.
От ____________________ слова к _______________________ ставится вопрос.
В зависимости от того, какой частью речи выражено главное слово, словосочетания бывают ______________________ и __________________________.
Вид связи, при котором зависимое слово ставится в тех же формах, что и главное, ___________________________.
Вид связи, при котором зависимое слово ставится при главном слове в определённом падеже, ___________________________.
Вид связи, при котором зависимое неизменяемое слово связывается с главным только по смыслу, ______________________________.

Б) Станция “Схематическая”. Работа выполняется в группах.

Задание: вспомнить и начертить схему ответа по теме “Словосочетание. Строение. Связь слов. Разбор”. Привести примеры.

В) Станция “Практическая”. Работа выполняется самостоятельно. “Слабые” ученики работают по карточкам.

Задание по карточкам: из каждой пары слов образуйте словосочетание, запишите их, вставляя пропущенные буквы, обозначая стрелками зависимость между частями.

Прибл..жаться, пристань; дом, пов..рачиваться; участвовать, ж..ри; ше..ствовать, малыши; пор..жаться, крас..та; увл..каться, спорт; ноч.., лунный.

Задание по станции: заполните таблицу данными ниже примерами.

Именные Глагольные
   

Освещала комнату, безболезненный укол, Кощей Бессмертный, отдавал много сил, сдружился с девочкой, бесценный дар, бесчестный поступок, хороший рассказчик, безвкусно одетый, сшибли с ног, воскликнул артист, иззябнуть на ветру.

Динамическая пауза.

Мы, ребята, потрудились,
На уроке мы учились
Не пора ли нам размяться.
И немного посмеяться?
Превратимся в зайчиков
Приседайте, мальчики!
Приседайте, девочки.
Девочки – припевочки.
Потрясём теперь руками
Наши пальчики устали.
И наклоны нам полезны –
Физкультуре будем верны
Мы немножко отдохнули,
Очень глубоко вздохнули,
Косточки свои размяли
И учиться снова стали.

Г) Станция “Игровая”.

Д) Станция “Конструкторская”.

1 задание: образовать сложные словосочетания, записать их. Обозначить виды связи между словами (работа выполняется коллективно, в подгруппах).

Выйти (опушка, роща, берёзовый); запах (терпкий, полынь, степной); расположиться (берег, речушка, горный); играть (братишка, тень, дерево).

2 задание: выполнить письменный разбор данных словосочетаний (работа выполняется самостоятельно).

Дождливое утро, прочитать газету, заморозить рыбу, новые брюки, подарок брату, охотиться на зайца.

Е) Станция “Итоговая”.

Учитель:

- Уважаемые путешественники! Все станции, представленные в “словосочетательном кольце” нами исследованы. Вы показали свои знания и умения по теме урока. Предлагаю вам высказать своё мнение о сегодняшнем уроке и составить 5 словосочетаний, характеризующих наше путешествие.

Листы с ответами собираются на проверку.

Выборочное выставление оценок.

Список использованной литературы:

1. Афанасьев С. П., Коморин С. В. Триста творческих конкурсов – М., …1997.
2. Блинов Г. И., Антохина В. А.. Сборник диктантов по орфографии и пунктуации: 5 – 9 кл.: Книга для учителя – М.: Просвещение, 2002.
3. Кленицкая И. Я. Весёлые горошины: Сборник текстов для комментированного письма и диктантов. 2 – 7 кл. – М.: Новая школа, 1995.
4. Левина С. А., Тукачёва С. И. Физкультминутки. – Волгоград: Учитель, 2006.
5. Скоркина Н. М. Русский язык 5 класс. Поурочные планы. – Волгоград: Учитель – АСТ, 2000.
6. Угроватова Т. Ю. Тесты по русскому языку: Подсказки на каждый день: 5 класс – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2000.