Цель урока – повторение материала по теме.
Задачи урока:
- учить употреблять лексику разных слоёв в различных ситуациях,
- развивать речь учащихся,
- обогащать их словарный запас,
- расширять кругозор учащихся, развивать чувство прекрасного.
Ход урока
1. Подготовка к полёту.
Прослушивание стихотворения. Работа с изобразительно-выразительными средствами.
Определение типа лексики.
2. Взлёт ракеты.
Распределение лексики по группам.
Работа со словарём.
3. Работа в открытом космосе.
Устаревшие слова.
Жаргонизмы.
Диалектные слова.
4. Стыковка кораблей.
Неологизмы.
Фразеологизмы.
5. Возвращение на Землю.
Общеупотребительные слова.
Текст по впечатлениям.
6. Адаптация космонавтов.
1. Внимание! Внимание! Идёт репортаж с космодрома Байконур – школа! Говорит центр управления полётом! Сегодня команда 6 класса отправится в космические путешествие с заданием Академии Наук РФ. Она проведёт знакомство жителей других планет с лексикой русского языка и стыковку с научно-исследовательским кораблём “Мерчендайзер”, возвратится на Землю и познакомит учёных со своими исследованиями.
Команда будет работать под девизом: “Навстречу знаниям и звёздам!”.
Прослушайте отрывок из стихотворения и определите тип использованной лексики:
Я верю, друзья, караваны ракет
Помчат нас вперёд
От звезды до звезды.
На пыльных тропинках далёких планет
Останутся наши следы!
Найдите изобразительно-выразительные средства и скажите, на каком значении слова они образуются? Постарайтесь, чтобы ваши объяснения были понятны инопланетянам.
2. Распределите слова по группам:
Космос, стыковка, обвлака, отрыв, космодромище, очи, микрокомпьютер, ракета, гашетка, прикольно, звёздочка, выя, чип.
Поработайте со словарём: найдите значения указанных слов и определите их принадлежность к типу лексики.
Аршин, бахилы, грунтовать, ендова, колча, коробейник, лапотник, литера, октава, пунсон, ротационный, светец, харатья, яр.
3. Рассмотрите репродукцию картины Боровиковского “Портрет Марии Лопухиной” и составьте описание женщины, используя в её портретной характеристике архаизмы, называющие части человеческого тела. Описание должно привлечь своей красотой так, как и сама картина!
Отрывок из разговора перед дверью кабинета начальника. Послушайте его и выполните задания.
… - Я вот второй день припухаю здесь, а мой самосвал загорает на морозе! А ведь я сдельно вкалываю. Позавчера подшиб я сотнягу. Вчера сорок хрустов. А сегодня что буду иметь? Шиш с маслом! И всё из-за этого деятеля! Жлоб чистопробный…
- Какая лексика использована в отрывке?
- Замените данные необщеупотребительные слова на общеупотребительные синонимы. Запишите синонимы в тетрадь. Объясните инопланетным жителям происхождение и назначение такого типа лексики.
Подберите опорные диалектные слова для описания картины Перова “Спящие дети”.
Используйте, если нужно, Толковый словарь. Поясните, что такое диалекты, для ориентировки инопланетян на Земле.
4. Внимание!!! К нам приближается корабль с планеты “Зелёная грудь”! Стыковку начать!
Составьте отчёт о стыковке с кораблём “Мерчендайзер”, используя как можно больше неологизмов. Например, “для проведения данной работы потребовались современные микрокомпьютеры…”.
Нам прислали с планеты Зелёная грудь несколько видеофрагментов. (Видеофрагменты могут быть любые, но такие, где со словами, называющими основных объектов фильма, можно было бы составить побольше фразеологизмов. (Например, водоем с животными и птицами, медведь на рыбной ловле)).
Посмотрите их и подберите как можно больше фразеологизмов, ориентируясь по главным героям фрагментов. Объясните инопланетянам назначение фразеологизмов.
5. Используя общеупотребительную лексику, поделитесь впечатлениями от “полёта”.
6. Слово для подведения итогов: отмечаю, что больше им удалось, что затрудняло.
Предоставляю слово “космонавтам”: впечатления от урока и оценка собственной работы.
Домашнее задание: написать мини-сочинение – отзыв об уроке “Полёт в космос”.
Для желающих – нарисовать рисунок.