Урок-путешествие в 6-м классе "Полет в космос" по теме "Повторение раздела «Лексика»"

Разделы: Русский язык


Цель урока – повторение материала по теме.

Задачи урока:

  • учить употреблять лексику разных слоёв в различных ситуациях,
  • развивать речь учащихся,
  • обогащать их словарный запас,
  • расширять кругозор учащихся, развивать чувство прекрасного.

Ход урока

1. Подготовка к полёту.

Прослушивание стихотворения. Работа с изобразительно-выразительными средствами.

Определение типа лексики.

2. Взлёт ракеты.

Распределение лексики по группам.

Работа со словарём.

3. Работа в открытом космосе.

Устаревшие слова.

Жаргонизмы.

Диалектные слова.

4. Стыковка кораблей.

Неологизмы.

Фразеологизмы.

5. Возвращение на Землю.

Общеупотребительные слова.

Текст по впечатлениям.

6. Адаптация космонавтов.

1. Внимание! Внимание! Идёт репортаж с космодрома Байконур – школа! Говорит центр управления полётом! Сегодня команда 6 класса отправится в космические путешествие с заданием Академии Наук РФ. Она проведёт знакомство жителей других планет с лексикой русского языка и стыковку с научно-исследовательским кораблём “Мерчендайзер”, возвратится на Землю и познакомит учёных со своими исследованиями.

Команда будет работать под девизом: “Навстречу знаниям и звёздам!”.

Прослушайте отрывок из стихотворения и определите тип использованной лексики:

Я верю, друзья, караваны ракет
Помчат нас вперёд
От звезды до звезды.
На пыльных тропинках далёких планет
Останутся наши следы!

Найдите изобразительно-выразительные средства и скажите, на каком значении слова они образуются? Постарайтесь, чтобы ваши объяснения были понятны инопланетянам.

2. Распределите слова по группам:

Космос, стыковка, обвлака, отрыв, космодромище, очи, микрокомпьютер, ракета, гашетка, прикольно, звёздочка, выя, чип.

Поработайте со словарём: найдите значения указанных слов и определите их принадлежность к типу лексики.

Аршин, бахилы, грунтовать, ендова, колча, коробейник, лапотник, литера, октава, пунсон, ротационный, светец, харатья, яр.

3. Рассмотрите репродукцию картины Боровиковского “Портрет Марии Лопухиной” и составьте описание женщины, используя в её портретной характеристике архаизмы, называющие части человеческого тела. Описание должно привлечь своей красотой так, как и сама картина!

Отрывок из разговора перед дверью кабинета начальника. Послушайте его и выполните задания.

… - Я вот второй день припухаю здесь, а мой самосвал загорает на морозе! А ведь я сдельно вкалываю. Позавчера подшиб я сотнягу. Вчера сорок хрустов. А сегодня что буду иметь? Шиш с маслом! И всё из-за этого деятеля! Жлоб чистопробный…

  1. Какая лексика использована в отрывке?
  2. Замените данные необщеупотребительные слова на общеупотребительные синонимы. Запишите синонимы в тетрадь. Объясните инопланетным жителям происхождение и назначение такого типа лексики.

Подберите опорные диалектные слова для описания картины Перова “Спящие дети”.

Используйте, если нужно, Толковый словарь. Поясните, что такое диалекты, для ориентировки инопланетян на Земле.

4. Внимание!!! К нам приближается корабль с планеты “Зелёная грудь”! Стыковку начать!

Составьте отчёт о стыковке с кораблём “Мерчендайзер”, используя как можно больше неологизмов. Например, “для проведения данной работы потребовались современные микрокомпьютеры…”.

Нам прислали с планеты Зелёная грудь несколько видеофрагментов. (Видеофрагменты могут быть любые, но такие, где со словами, называющими основных объектов фильма, можно было бы составить побольше фразеологизмов. (Например, водоем с животными и птицами, медведь на рыбной ловле)).

Посмотрите их и подберите как можно больше фразеологизмов, ориентируясь по главным героям фрагментов. Объясните инопланетянам назначение фразеологизмов.

5. Используя общеупотребительную лексику, поделитесь впечатлениями от “полёта”.

6. Слово для подведения итогов: отмечаю, что больше им удалось, что затрудняло.

Предоставляю слово “космонавтам”: впечатления от урока и оценка собственной работы.

Домашнее задание: написать мини-сочинение – отзыв об уроке “Полёт в космос”.

Для желающих – нарисовать рисунок.

Презентация