Цели:
Образовательные:
- повторить пройденный материал об обособлении определений, о разделах языка, предложениях и составе слова.
Развивающие:
- закрепить умение определять обособленные члены предложения,
- развивать выработку навыков распознавания обособленных членов,
- сформировать умение пользоваться ими в речи в соответствии с целью высказывания,
- сформировать навыки связной и выразительной речи,
- продолжить прививать навыки правильной расстановки знаков препинания при обособлении,
- отрабатывать правильное интонирование каждого из обособленных членов,
- обогатить словарь школьников.
Воспитательные:
- приобщить детей через малые фольклорные формы к истокам народной культуры,
- воспитывать любовь к Родине и природе.
Оборудование урока:
- учебник,
- книга Е. Каменевой «Какого цвета радуга»,
- магнитофон с кассетой,
- репродукции картин И. Левитана,
- картины художников о природе (можно использовать компьютерный вариант),
- изделия из бересты,
- словарь В. Даля.
Ход урока
1. Организация класса.
Отгадывание загадок:
а) Стоит красавица на поляне: в белом сарафане, в зелёном полушалке.
б) Церковь белена, кисти зелены.
в) Летом цветёт, зимой греет, настанет весна – потечет слеза.
(берёза)
а) Сообщение темы урока.
- Сегодня на уроке, повторяя предыдущий материал, мы будем говорить о берёзе. С незапамятных времен почитаема и любима берёза на Руси. Сенокосным июнем в старину справляли на селе праздник берёзы – именинницы, берёзкин день. Наряженные девушки выходили на игрища в берёзовые рощи и заплетали в косы тонкие ветви, украшали деревья яркими лентами. Была примета: увянут ветки – не будет удачи, если же останутся зелёными – жди щедрого урожая хлеба. [3]
б) Чтение стихотворения.
- Поэту О. Шестинскому принадлежит замечательное стихотворение. (Читает заранее подготовленный ученик).
Берёза.
Без берёзы не мыслю России -
так светла по-славянски она,
что, быть может, в столетья иные
от берёзы – вся Русь рождена.
Под берёзами пели, женили,
выбирали коней на торгах;
дорогих матерей хоронили
так, чтоб были берёзы на ногах.
Поэтому, знать, берёзы весною
человеческой жизнью живут:
то смеются зелёной листвою,
то серёжками слёзы прольют.
2. Словарная работа. Запись слов, объяснение.
- Обратимся к «Толковому словарю живого великорусского языка» В.И. Даля, великого русского лексикографа. Посмотрите на обложку, запомните его название. В.И. Даль приводит пословицы о берёзе.
- Берёза не угроза: где стоит, там и шумит.
- Берёза ума даёт (о розгах).
- Сотворил Бог дурака, сотворил и берёзу, и чилигу.
- По мне хоть бела берёза не расти! (Не забочусь)
- Услан берёзки считать (сослан в Сибирь, по большой дороге).
- Березовицы на грош, а лесу на рубль изведёшь.
Березовик – так называют не только белый гриб, но и птицу вальдшнепа (бекаса).
Березняк, березник – В.И. Даль для этих слов даёт ещё одно значение: березовый хлам, хворост.
Березовица, березица, березник, березовка – нацеживаемый весною березовый сок, который, перебродив, образует сладковатый напиток.
Берёзовка – певчая пташка, пером похожая на сороку и на птицу длиннохвостку.
Березозол – старое название марта или апреля.[1]
3. Повторение пройденной темы.
- Найдите главную значимую часть слова, в которой заключено общее значение этих родственных слов. (- берез-)
- Как она называется? (корень)
- Как называются такие слова? (однокоренные)
Молодцы, ребята. Вашему вниманию предлагается игра «Блеф-клуб». Напишем цифровой диктант. Я прочитаю утверждения, которые могут быть правильными или ошибочными. Если вы согласны со сказанным, ставьте цифру 1 в тетради, если нет – 0.
1) Синтаксис – греческое слово, которое означает «составление», «построение». (да)
2) Предложения бывают простые, сложные, составные. (нет)
3) Пунктуация – латинское слово, «punctum», означает «точка». (да)
4) Определения, выраженные одиночными причастиями или прилагательными, всегда обособляются. (нет)
Ответ: 1 0 1 0 .
4. Работа над развитием речи.
- Посмотрите на картину.
- Кто знает автора и название этой картины? (И. Левитан. «Берёзовая роща).
- Составьте предложение с обособленным определением. (Картина «Берёзовая роща», нарисованная художником Левитаном, мне понравилась.)
- Запишите.
- Прослушайте песню А.Кушнера, муз. Г.Гладкова «О картинах». Вспомните известные жанры живописи и художников, работающих по этим жанрам. (Портрет – портретисты, пейзаж – пейзажисты, море – маринисты, военные (батальные) сцены – баталисты, животные – анималисты.)
- Итак, что же такое пейзаж? Поможет нам книга Е. Каменевой «Какого цвета радуга?» - (Пейзаж – картина, где главным содержанием является природа.)
- Назовите пейзажистов и их картин. (А. Саврасов «Грачи прилетели», И. Шишкин «Утро в сосновом бору», «Корабельная роща», И.Грабарь «Февральская лазурь», К. Юон «Мартовское солнце», «Мартовский вечер», «Начало весны», Клод Моне «Утро в Арантее»). (Показ)
- Вряд ли кто-нибудь не слышал имени художника Исаака Левитана, блестящего мастера пейзажа. Долгими часами художник бродил по лесам Подмосковья, Поволжья, Тверской губернии. А потом на его полотнах возникали перелески, тоненькие берёзки, стоящие в талой весенней воде, мостик через реку, овражки, на которых ещё не стаял снег. (Показ картин И.Левитана «Март», «Весенний звон», «Весна. Большая вода».)
5. Закрепление и формирование умений применять пройденный материал.
- Работы Левитана называют «пейзажами настроения». Откройте учебники, стр. 158. Прочитайте упражнение 218,[2]. Что пишут Осокин В., Паустовский К. о его картине «Март»? Найдите предложения с обособленными определениями, запишите их, подчеркните обособленные определения.
- И только в картине «Март» передана настоящая весенняя яркость неба над тающими сугробами, желтый солнечный свет и стеклянный блеск талой воды, каплющей с крыльца дощатого домика. Главными в картине являются тёплые, рыжеватые тона, проступающие сквозь холодноватую синеву снега. Лимонно-желтая стена дома, освещенная солнцем, золотистые в лучах солнца сосны, искрящийся на свету снежный сугроб.
- Какие приметы весны, связанные с берёзой, знаете вы? (Если осенью листья берёзы начнут желтеть с верхушки, то весна будет ранняя. Из берёзы весною течёт много сока - лето будет дождливое.)
- Появление берёзового сока – одна из примет весны. Прочитайте текст «Берёзовый сок», стр. 116, [2]. Последние 2 абзаца измените в виде советов ребятам.
Берёзовый сок.
Много примет у весны. Одна из них – появление берёзового сока. Способность плакать по весне хрустальными слезами – главная особенность берёзы. Стоит чуть повредить кору дерева, как из него выступит холодная капля, за ней другая, третья – и побежит по берёзе прозрачный ручеек.
Берёзовый сок – не только вкусный напиток. Это ещё лечебное средство, применяемое издавна в народной медицине. Однако регулярное взятие сока приводит к полному истощению и гибели берёзы.
- Поэтому категорически запрещается брать сок от деревьев, растущих в парках и скверах. Не трогайте молодые берёзы. Собирайте сок, используя специальные приспособления. Много берёз в наших лесах, каждая из них – клад богатства. Но следует помнить, что богатство не бесконечно, пользуйтесь им бережно, чтобы даром не пропадало ни одно дерево. (Прочитайте предложение с обособлением, объясните, почему определение обособлено.)
- Прочитайте стихотворение. Проверьте орфографическую и пунктуационную правильность данного отрывка:
Здесь будет все небес голубизна,
Осенней паутины поволока,
Берёзы в золоте, лесная тишина
И просека зовущая далеко.
(П. Комаров)
(Объясняется слово «поволока», анализируются ошибки.)
- Рассмотрите внимательно картину Левитана «Берёзовая роща». Чем вас привлекает картина? (цветовым богатством, яркостью красок, хотя нет неба, можно почувствовать солнце, много зелени). А теперь напишем творческий диктант. Вставляя вместо точек подходящие обороты, выбирая их из данных. Откройте дидактический материал, стр. 76, карточка 194.[4]
Берёзовая роща.
Изумительна по своей красоте живописи небольшая картина И. Левитана «Берёзовая роща». В этом произведении солнце заставляет сиять и переливаться сочную, влажную зелень травы и деревьев. Только большой художник мог увидеть то цветовое богатство, которое показал Левитан в этом произведении. Бесчисленны оттенки изумрудной зелени, среди которых нежно розовеют стволы берёз, белые на открытом солнце и жемчужные в полутени. Это кусок жизни, воспринятой глазом художника, который пришёл в эту рощу и остановился, пораженный музыкой красок, вдыхая особый запах молодых зелёных берёз, смытых дождём и согретых солнцем. (Найти случаи обособления.)
6. Дополнительный материал к уроку.
а) Отгадывание загадки.
- Попробуйте отгадать старинную поэтическую загадку: «Стоит дерево цветом зелено, в этом дереве 4 угодья: первое - больным на здоровье, второе – свет от тьмы да тепло от стужи, третье – дряхлым пеленанье, а четвертое – жаждущим родник.
Что это за дерево? (Берёза)
Давайте отгадаем, что это за 4 угодья. 1 угодье – банный веник, 2 – это, конечно, лучина, применявшаяся прежде для освещения крестьянского жилища, и берёзовые – лучшие из всех прочих – дрова. Дряхлым пеленанье – давний обычай скреплять берестой расколотые глиняные горшки, кувшины, корчаги, кринки. И, наконец, 4 угодье – сладковатый берёзовый сок, утоляющий жажду. Берёза – одно из редчайших деревьев, древесина, кора, сок, почки и листья которых содержат ценные лекарственные вещества.
б) Рассказывает подготовленный ученик. Показ изделий из бересты.
- Бересту в иноземных краях прозвали «русским папирусом». Она донесла печатное слово наших далеких предков до нынешних времен. В Новгороде собрана уникальнейшая берестяная «библиотека». Переписка на бересте велась даже в XVIII веке – на Камчатке. Добрую службу сослужила береста советским партизанам в грозные дни Великой Отечественной войны. Среди сотен газет, выходивших в тылу врага, издавалась и белорусская «Партизанская правда». В лесной типографии часто не хватало бумаги, и тогда газету писали на бересте. Берёзовая кора испокон веков применяется для всевозможных поделок, а шелковистая ленточка бересты является отличным музыкальным инструментом. Береста красива, легка в обработке, гибка, прочна, не поддается намоканию и не гниет. Берёза – вдохновенное и вдохновляющее дерево. Многие картины русских художников, произведения скульпторов, композиторов навеяны её образом. Берёзы России одарили творческим вдохновением едва ли не каждого русского писателя. «Сколько берёз уже пошумело в русской поэзии!» - восклицал Ярослав Смеляков. Николай Рубцов сказал: «Русь моя, люблю твои берёзы!» Народный поэт Башкортостана Мустай Карим сравнивает нашу республику с берёзовым листком, Россию – берёзой.
в) Чтение стихотворения М.Карима.
- А ещё берёза издревле – образ светлой памяти. Она – символ памяти о погибших героях, о наиболее знаменательных событиях в жизни славянских народов. Левитан в «Берёзовой роще» увековечивает память о солдатах. Об этом мы поговорим на следующем уроке.
7. Подведение итогов урока.
- Чем понравился вам урок? (Выводы)
- Сегодня на уроке я отмечаю работу … (Комментирование, выставление оценок)
8. Домашнее задание.
- Очень много хвалебных слов можно говорить о берёзе. Вы, ребята, любите, когда вас хвалят, произносят добрые, приветливые слова, а вашим домашним заданием будет следующее: похвалите берёзу! В предложениях употребляйте обособленные второстепенные члены.
Литература.
- В.И. Даль. Толковый словарь русского языка. - М.: Эксмо – Пресс, 2001.
- Закирьянов К.З. и др. Русский язык: учебник для 7-8 кл. национальных школ Республики Башкортостан. – Уфа: Китап, 2006.
- Методическая газета «Русский язык»: №29, 2001.
- Закирьянов К.З. и др. Дидактический материал по русскому языку для 7-8 кл. национальных школ Республики Башкортостан. – Уфа: Китап, 2006.