Урок развития речи в 6-м классе

Разделы: Русский язык


Тип урока: Урок комплексного применения знаний

Вид урока: Лабораторная работа.

Технология проведения урока: Проектная, с элементами развиваюшего обучения.

Виды и формы работ на уроке: ответы на вопросы, составление синтаксических конструкций, нахождение орфограмм, словарная работа, составление описания, работа по опорным словам, работа по инструкции, выполнение творческого задания, работа в группах и микрогруппах, работа с таблицей.

Цели урока:

  • Обучающие: Подготовка к сочинению-описанию; сбор материала для описания предмета, повторение некоторых ранее изученных тем из разделов “Лексика”, “Синтаксис”, “Орфография”.
  • Развивающие: Обогащение словарного запаса учащихся, развитие устной речи, активизация творческих потенциала и познавательных способностей учеников.
  • Воспитательные: Воспитание интерес к русскому языку, к окружающей социокультурной среде.

Материалы и оборудование к уроку: листы для записи хода лабораторной работы (по кол-ву обучающихся), планы-схемы лабораторных работ № 1 и № 2, иллюстрации по теме (спроецированные с помощью мультимедийного проектора).

ХОД УРОКА

I. Вступительное слово учителя.

- Здравствуйте, ребята. Присаживайтесь. Попробуйте отгадать загадку:

Двое стоят, двое лежат, один ходит, другой водит.

- Перед вами на доске три предложения:

  1. Двери лаборатории были плотно закрыты, чтобы ничто не помешало проведению эксперимента.
  2. Лаборант Артём стоял перед дверью и всё никак не решался постучать.
  3. Створка лабораторной двери словно приглашала войти, но мы стояли в оцепенении.

/ Анализируем состав предложений, рисуем на доске их схемы./

- А теперь посмотрите на предложения и попробуйте догадаться, ЧТО является темой нашего урока и в КАКОЙ ФОРМЕ мы проведём урок.
- Правильно, сегодня у нас лабораторная работа по сбору материала к описанию предмета. И темой нашего исследования станет обычная дверь.

II. Основная часть.

- Уберите с парт всё, кроме ручек; переверните, пожалуйста, листы, лежащие на партах. На доске записан ход лабораторной работы. (Приложение № 1) Результаты исследования мы будем записывать в лабораторные листы. (Приложение № 2)

- Итак, таблица №1. /Приём напряжённого зрения/ (Приложение № 2)

Давайте подумаем, какой может быть дверь по форме… цвету… местонахождению… возрасту… истории появления… материалу… на ощупь… на что похож… для чего нужен…

(По мере обсуждения учащиеся делают записи в лабораторных листах).

- По каким ещё параметрам можно охарактеризовать дверь? (звук)
- Обратимся к таблице № 2. (Приложение № 2)

- Как называется приём? /Метод фокусированных объектов/ Что нам необходимо сделать сначала? /Подобрать определения-прилагательные к существительному море/. (По мере нахождения записываем в таблицу).

- А теперь что мы сделаем? /Согласуем эти прилагательные с существительным дверь, объясняя каждое получившееся словосочетание/.

- Какой приём будем применять сейчас? /Бином фантазии/. Распределитесь, пожалуйста, по своим обычным группам. Я раздаю карточки с парой существительных. Одно из них – существительное дверь, а другое – какое-либо одушевлённое существительное. Что вам необходимо сделать? /Найти, чем эти предметы похожи. Результаты всех групп записать в таблицу № 3/. (Приложение № 2)

III. Закрепление – реализация творческого потенциала.

- А теперь посмотрите в свой лабораторный лист и попробуйте составить 3 – 4 предложения по одной из тем, записанных на доске, используя при этом сложные синтаксические конструкции.

IV. Подведение итогов - рефлексия.

- Лабораторная работа проведена. Дома вы напишете творческий отчёт по результатам исследования. А теперь давайте ещё раз посмотрим, какой необычной, таинственной, да что там – волшебной – может быть обыкновенная, казалось бы, ДВЕРЬ… (Просмотр изображений двери). (Приложение № 3)

V. Домашнее задание.

- Домашнее задание даётся на выбор:

  1. Описать дверь, выбрав одну из предложенных тем и используя материал урока.
  2. Придумать сюжетную историю (можно сказку) про Дверь, “оживив” её.