Тема урока: Сочинение на тему «Все весны дыханием согрето…»
Цели урока:
Повторить с учащимися сведения об составных
частях сочинения (композиции); развивать умение
логически последовательно излагать свои мысли,
делать выводы на основе личных наблюдений,
закрепить правописание и употребление в речи
имени прилагательного.
Ход урока.
Оборудование: репродукция картины И. Левитана «Март», рисунки детей о весне; стихи о весне, поговорки, пословицы, народные приметы, магнитофонная запись музыки П.И. Чайковского «Времена года» и «Пение птиц в весеннем лесу»; плакаты, карточки, «волшебная палочка», бумажный кораблик, разноцветные листики.
Вступительное слово учителя.
Ребята, улыбнитесь друг другу, сядьте удобно. Расслабьте лоб, брови, закройте глаза… Ваши руки и ноги теплеют. Дыхание становится свободным, спокойным, ровным…
(Включается запись пения птиц)
Вы на лесной полянке. Ярко светит весеннее солнышко. Весело щебечут птицы. Легкий ветерок развевает ваши волосы. У вас прекрасное настроение. Вы можете выполнить любое трудное задание. Я буду считать до «5». Когда скажу «пять», вы откроете глаза. Я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что сегодняшний день принесет всем только радость общения друг с другом. Успехов вам и удач!
Сегодня мы с вами совершим увлекательное путешествие. А вот куда – догадайтесь сами.
Тает снежок,
Ожил лужок.
День прибывает,
Когда это бывает ?
Мы совершим путешествие в мир звуков и красок весны. Будем слушать ее песни, всматриваться в ее краски. Постараемся понять, о чем щебечут птицы, журчит ручей, тихонько шепчут первые листочки…
Учитель читает стихотворение.
Пришла, улыбнулась –
Затихли метели.
Позванивать стал
Колокольчик капели.
Река пробудилась,
Растаяли льды.
Наряд белоснежный
Надели сады.
Взревев, за работу
Взялись трактора,
А птицы провели:
«Вить гнезда пора!»
Дети рассказывают пословицы, поговорки, приметы о весне.
1. Увидел грача – весну встречай.
2. Не пугай зиму – весна придет.
3. Если перелетные птицы летят стаями – к дружной весне.
4. Из березы течет много сока – к дождливому лету и др.
Давайте все вместе произнесем слово «весна». Что вы представляете, когда слышите это слово?
А теперь, выбрав нужный цвет, постарайтесь передать свои чувства, настроение от этого слова определенным цветам. (Дети поднимают цветные листики)
А сейчас проведем игру «Весенняя эстафета».
Передавая друг другу «волшебную палочку», вы называете слово, которое связано с весной.
(Дети говорят слова: сосульки, капель …)
Игра “Собери весенний букет».
(На доске написаны слова: ванчикиоду, дышилан, кифиал, кильваси …)
Самостоятельная работа.
(Задания написаны на зеленых листочках, которые «принес» в своем волшебном мешке гномик).
Слово учителя.
5. Чтение стихотворения:
Полюбуйся: весна наступает,
Журавли караваном летят,
В ярком золоте день утопает,
И ручьи по оврагам шумят…
Слышите, какие необычные слова? Вот сейчас и у нас в классе зажурчал ручеек, но не обычный, а поэтический. Он подхватил наш бумажный кораблик и несет по весенним волнам. Кто хочет прочитать стихи о весне?
(Дети передают друг другу кораблик и читают стихи А.С. Пушкина, В.А. Жуковского, …)
- А как вы считаете, трудно сочинять стихи?
Давайте побываем в гостях у поэта, в его поэтической мастерской.
(Учитель раздает отрывок из стихотворения А. Плещеева, в котором пропущены прилагательные. Ученики вставляют подходящие прилагательные. Затем учитель открывает записанное на доске стихотворение поэта, ученики находят в нем прилагательные, сравнивают со своими, дают оценку…)
И весел звучный лес, и
Ветер меж берез.
Уж веет ласково, а
Белые березы
Роняют тихий дождь своих
Алмазных слез,
И улыбаются сквозь слезы.
VIII. Ребята, а какой вид искусства передает красоту мира через звуки? (Музыка).
Вот как услышал музыку весны П.И. Чайковский. Послушайте и постарайтесь представить весеннюю картину. (Пьеса «Апрель. Подснежник.»)
IX. Физкультминутка.
X. Легенда о подснежнике.
Плакала Снегурочка,
Зиму провожая.
Шла за ней печальная,
Всем в лесу чужая.
Там, где шла и плакала,
Трогая березы,
Выросли подснежники –
Снегурочкины слезы.
XI. Конкурс рисунков учащихся о весне.
(Оформлен стенд в классе).
XII. А вот как изображали весну известные русские художники.
(Вывешивается репродукция картины И. Левитана «Весна»).
Включается музыка.
1. Молчаливое рассматривание картины.
2. Анализ картины. Беседа.
- Какое впечатление произвела на вас картина?
- Какие чувства вызвала?
- Какие изменения в природе дают почувствовать, что приближается весна?
- Каким стал снег?
- Каков цвет неба?
- Каков весенний воздух?
- Какие весной деревья?
- Что вы видите на переднем плане?
- Какие звуки весны можно услышать, стоя на крыльце?
- Чем вам понравилась картина?
3. Устное рассказывание по плану.
(План написан на доске).
План.
1. Весна – чудесное время года.
2. Природа весной:
а) небо;
б) воздух;
в) снег в марте;
г) солнце;
д) деревья.
3. За что я люблю зиму.
XIII. Словарная работа.
Снег – плотный, серый, грязный, потемнел, осел, подтаял…
Небо – голубое, ясное, высокое…
Воздух – теплый, прозрачный… (см. карточку).
IX. Работа учащихся над сочинением в черновиках. Редактирование.
(Слабым учащимся дается дифференцированное задание на карточках).
X. Работа учащихся в чистовиках.
(Красочно оформленные учащимися открытки).
XI. Сдача работ.
XII.Обобщение.
Вот и подошло к концу наше путешествие.
- Чем мы занимались сегодня на уроке?
- С какими видами искусства вы познакомились?
- Что особенно понравилось на уроке?
- Любите ли вы писать сочинения?
XIII. Задания на дом : подобрать загадки о весне.