Цель урока:
развитие письменной и устной монологической речи учащихся, обогащение словарного запаса, формирование навыков описания картины, составления словесного этюда, обучение выразительному чтению, интонационному разнообразию;
развитие образного, ассоциативного мышления, творческих способностей учащихся.
Оформление и оснащение урока:
рисунки учащихся; репродукция картины И.С.Глазунова "Чудо"; Рабочая тетрадь №1 "Задания по развитию речи на основе иллюстративного материала" Соколова Л.Э. М.:АПК и ПРО Мин. Образования России, 2009; учебник "Русская речь: Развитие речи" Никитина Е.И. М.:Дрофа, 2006;опорная лексика записана на доске.
Ход урока
1. Организационный момент.
Учитель: Тема сегодняшнего урока звучит не совсем обычно - "Просто чудо, удивительное чудо:". Как вы думаете, какое слово будет ключевым в нашей предстоящей работе? ("чудо") Что оно по-вашему означает, каково его лексическое значение? (Чудо - это что-то волшебное, необыкновенное, замечательное.) Запишем тему нашего урока в тетради. (Оформление записей в тетрадях)
2. Беседа с классом по материалу домашнего задания.
Учитель: Стихотворение, которое вы учили наизусть, готовясь к выразительному чтению, и из которого взяты строки, ставшие темой нашего урока, тоже называется "Чудо". Написал его поэт Р.Сеф. (См. упр.99 в книге Е.И.Никитиной "Русская речь: Развитие речи. 5 кл.") О чем это стихотворение? Почему так называется? Почему автор называет увиденное "просто чудо"? А почему это "удивительное чудо"? Каким настроением проникнуто стихотворение, какими чувствами оно наполнено? (Восторженное удивление, сожаление, призыв, тайна, открытие) Попробуйте передать это в своем чтении стихотворения наизусть. Помните: выразительно прочитать стихотворение - это значит не только передать его смысл, но и все разнообразие интонаций, эмоций. (2-3 ученика выразительно читают наизусть стихотворение, учитель и класс комментируют выразительность их чтения)
Р.Сеф Чудо.
Ты еще не видел чуда?
Никогда не видел чуда?
Вот беда -
Не видел чуда!Так сходи
И посмотри.
Ты увидишь
Просто чудо,
Удивительное чудо:
Там, где магазин "Посуда",
Возле дома номер три,Сквозь асфальт
У перекрестка
Пробивается
Березка.
А теперь пришло время обратиться к вашим рисункам. Как вы проиллюстрировали стихотворение? Каким увидели чудо? (2-3 ученика рассказывают о своих рисунках)
Рисунок 1. Новиков Илья 5 "Б" класс
Рисунок 2. Желиховская Анастасия 5 "Б" класс
Все вы на своих рисунках в центре обязательно изображали березку. Какой вы представляли ее? (Маленькой, хрупкой, тоненькой, беззащитной, крохотным росточком - всего несколько листочков) А почему именно такой вы увидели березку? Какое слово в стихотворении подсказало вам именно такой образ? (Слово "пробивается") Объясните его значение: "Сквозь асфальт на перекрестке пробивается березка". (Пробивается - значит, прорастает с трудом, прилагает огромные усилия, борется с тяжестью асфальта) Мне понравились все ваши рисунки, в них точно передан сюжет стихотворения, вы точно уловили настроение, правильно поняли идею автора.
3. Работа с репродукцией картины И.С.Глазунова "Чудо".
Учитель: У очень известного в России художника, нашего современника И.С.Глазунова есть картина, которая тоже называется "Чудо". Откроем цветную вклейку в учебнике "Русская речь", найдем репродукцию этой картины и внимательно ее рассмотрим.
Рисунок 3. И.С.Глазунов "Чудо"
Что изобразил И.С.Глазунов на своей картине? (Серый асфальт, он занимает все пространство на картине, а в центре нарисован маленький беленький цветок, который пробивается через трещину в асфальте) Есть ли что-то общее, схожее в сюжете стихотворения, ваших иллюстрациях к нему и сюжете картины И.С.Глазунова? (Да, стихотворение и картина похожи: они одинаково называются, и поэт, и художник рассказали об обыкновенном чуде - о маленьком растении, которое пробивается к жизни сквозь толщу асфальта) А чем то, что нарисовали вы на своих иллюстрациях к стихотворению, отличается от изображенного художником? (На наших рисунках показана улица, дома, магазин, люди, а у художника этого нет - только асфальт и цветок)
Как вы думаете, почему И.С.Глазунов отказался нарисовать улицу и изобразил на своей картине только асфальт и цветок? (Потому что это и есть самое главное, остальное неважно; цветок и асфальт - два главных героя, они противопоставлены друг другу)
4. Составление словесного этюда.
Опишите, каковы эти два героя. Внимательно еще раз рассмотрим картину, подберем опорную лексику. (Учитель записывает на доске предлагаемые учениками слова)
Асфальт - серый, мрачный, безжизненный, давящий землю.
Какое чувство возникает у вас, когда вы видите серый, безжизненный асфальт?
Нерадостное чувство, сумрачное, становится грустно.
А цветок? Каким показал его художник?
Цветок - маленький, беленький, тоненькие стебельки, крошечный, единственный, жалобный листочек, хрупкий, беззащитный, трогательный, нежный.
Какие чувства он вызывает?
Радость, тепло, становится светло на душе, удивление, восхищение.
Что же удивляет, восхищает вас в этом крошечном растении?
Сила, мужество, смелость; то, как он борется с тяжестью асфальта; жажда жизни.
Какого литературного героя напоминает вам этот цветок?
(Он напоминает героя рассказа Андрея Платонова "Неизвестный цветок")
Задание: используя опорную лексику, составить и записать в тетради словесный этюд "Чудо" (8-12 предложений); это может быть описание картины, небольшая история с придуманным вами сюжетом, просто зарисовка или любая другая предложенная вами форма. (На выполнение задания отводится 10-15 минут, затем несколько работ учащиеся зачитывают)
На картине И.С.Глазунова изображен серый мрачный асфальт. И вдруг посреди этого безжизненного пространства мы видим цветок, похожий на ландыш. Разве это не чудо! Он тоненький, у него малюсенькие беленькие цветочки на хрупкой ножке и один-единственный листочек. Ему неуютно среди асфальтовой пустыни. Но когда смотришь на этот цветок, понимаешь, какой он храбрый и сильный, ведь он пробился сквозь давящую толщу и теперь изо всех сил тянется к солнцу, к жизни.
(Голубева Кристина 5 "Б" класс)
5. Работа с иллюстративным материалом Тетради №1.
Откройте ваши тетради по развитию речи, обратимся к заданию №1 (стр.2).
Ученики по просьбе учителя зачитывают вопросы, предложенные в задании:
Рассмотрите картину эстонского художника Томаса Винта.
Рисунок 4. Томас Винт "Твоя бабочка летит на твой луг..."
Что на ней изображено? (Зеленый огромный луг, весь в цветах; разноцветные бабочки порхающие над ними; на заднем плане - стена густого зеленого леса; яркое небо, залитое золотым солнечным светом) Каким увидел мир художник? (Ярким, красочным, радостным, счастливым, чудесным) Как передано его настроение? (Сочными, яркими красками)
Учитель: Попробуйте сравнить две картины - И.С.Глазунова и Томаса Винта. (Они очень разные, совсем непохожи)
На первый взгляд эти картины действительно непохожи, но есть вдуматься, то поймешь, что они об одном - о чуде! О простом и в то же время удивительном чуде жизни! Только каждый художник увидел это чудо по-своему.
Картина И.С.Глазунова так и называется "Чудо". А как назвал свою картину эстонский художник Томас Винт? ("Твоя бабочка летит на твой луг:") Подумайте, почему именно такое название - "твоя бабочка", "твой луг"? (Художник хочет, чтобы мы переживали вместе с ним, радовались, восхищались красотой мира, вспомнили что-то дорогое, близкое)
Заключительное слово учителя: Сегодня на уроке мы говорили с вами о чуде, обыкновенном чуде, которое происходит рядом с нами, но чтобы его увидеть, нужно уметь удивляться самым обычным вещам, любить мир, который нас окружает, и делать его светлее, добрее, чудеснее
6. Домашнее задание.
В Тетради №1 (стр.3) напишите сочинение-миниатюру (10 -15 предложений) "Чудесный мир" (по картине Т.Винта) или "Моя (мой) :." (цветок, бабочка, луг, лес, поляна, река, озеро и т.д. - продолжите название по своему выбору и напишите небольшую зарисовку по собственным жизненным впечатлениям).