Урок развития речи в 6-м классе по теме "Зимние краски", а также презентация к уроку

Разделы: Русский язык


Ход урока:

Слайд № 1 до начала урока

Учитель:

- Ребята, сегодня у нас необычный урок. На нашем уроке присутствует очень много гостей. Некоторые из них приехали из других школ, чтобы познакомиться с работой наших учителей и, конечно же, с вами, учениками. Так что мы сегодня должны постараться произвести хорошее впечатление.

1 этап. Начало урока.

Запись темы в тетрадь по развитию речи. (Слайд № 2)

Учитель:

- Основа нашего урока - ваши предварительные наблюдения и этюды с изображением зимней природы, которые вы приготовили к сегодняшнему дню. Нашим помощником сегодня будет компьютер.

Прежде чем мы с вами начнём работу, я хотела бы у вас спросить, как вы понимаете значение слова «красота»? Но здесь, ребята, хотелось бы немного уточнить: существует два представления о красоте: красота внутренняя и красота внешняя. Говорить мы с вами будем сегодня о красоте внешней, о той, которую мы видим нашими глазами в окружающем мире. Так что же такое красота?

(Ответы учеников)

В помощь слайд № 3, на котором два строения – обычное здание и собор. Ученики должны сравнить и ответить, какое строение красивое и почему?

Учитель подводит итог. «Красота есть сочетание цвета и формы». Запомнить!

Учитель:

- Но о форме мы сегодня вести речь не будем. Об этом мы поговорим попозже, а вот о цвете или о красках, которыми щедро наградила природа все времена года, я думаю, побеседовать нам с вами будет интересно.

Объявление целей и задачи. (Слайды № 4, 5)

Цели:

  • продолжение обучения составлению текстов типа речи «описание»
  • определение роли прилагательных со значением цвета в текстах описания природы
  • формирование эстетического восприятия окружающего мира (формирование способности воспринимать и ценить красоту окружающего мира)

Задача: собрать материал и составить описание-миниатюру на тему «Зимние краски»

2 этап. Работа с текстами художественных произведений. (Начало сбора материала)

Учитель:

- Для этого, ребята, вы все на некоторое время должны представить себя писателями. За материалом и впечатлениями мы чуть позже отправимся на прогулку по зимнему лесу. Прежде давайте выясним значение слова «миниатюра».

Сообщение подготовила Кристина З.

Звучит сообщение ученика + слайды № 6,7

«Миниатюра» - заимствование из французского «миниатюре», от латинского «миниум»- «киноварь», «сурик». Художественное произведение (обычно в живописи) малых размеров, отличающееся особо тонкой манерой наложения красок.

В литературе, театре, музыке «миниатюра» – жанр «малых форм», небольшое по размеру произведение.

Всем известно имя писателя Михаила Пришвина. М.Пришвин считается в русской классической литературе одним из непревзойдённых мастеров создания маленьких пейзажных зарисовок. Особую ценность в творчестве писателя представляют пейзажные зарисовки из сборника «Лесная капель». В этих описаниях-миниатюрах Пришвину удалось запечатлеть самые прекрасные и неповторимые мгновения из жизни природы.

Учитель:

- Ребята, запишите в тетради, что такое миниатюра и отодвиньте их пока, положите перед собой блокнотики для записей, ведь вы же писатели.

Диалог учителя с ученицей, приготовившей сообщение:

- Кристина, ты очень хорошо сказала о творчестве М.Пришвина, но хотелось бы узнать, сколько описаний-миниатюр из этого сборника ты прочитала? (Предполагаемый ответ: «Все»)

- Какие больше всего тебе понравились? (Ученица перечисляет названия миниатюр)

- Кристина, а ты обратила внимание на объём? Сколько предложений в самом маленьком? (Ответ ученицы: «Одно предложение»)

- В самом большом? (Ответ ученицы: «Несколько страниц»)

- А если говорить о среднем объёме? (Ответ ученицы: «5-10 предложений»)

- Что бы ты порекомендовала ребятам? (Ученица порекомендовала прочитать миниатюры)

На слайде № 8 описание-миниатюра М.Пришвина. (Звучит выразительное чтение миниатюры одним из учеников)

Цветосозидающая сила.

Отдыхая в машине, гляжу на лес, засыпанный снегом, расцвеченный лучами заходящего солнца, и мне возвращается старая душевная мысль о том, что удержать эту красоту можно лишь красками и что в красках всё дело. И мне вспомнилось одно подслушанное определение: пространство – это цветосозидающая сила.
М.М.Пришвин

Учитель делает вывод:

- М.Пришвин также подтверждает наши выводы о том, что красота и краски – понятия неразрывно связанные между собой.

Ребята, хочу, чтобы вы ответили ещё на такой вопрос: если сравнить времена года, какое из них считается самым ярким и красочным? (Ответы учеников: «Осень», «Лето»)

- Почему? (Очень много красок, они яркие, сочные)

Слайды № 9, 10, 11 с осенними и летним пейзажами как подтверждение выводов учеников.

Учитель:

- Ребята, а что мы можем сказать о зимних красках, если сравним их с красками осени?

Слайд № 12 с осенним и зимним пейзажами. (Ученики сравнивают, говорят, что зима не богата красками, что она белая, почти бесцветная и т.д.)

Учитель обобщает сказанное:

- Действительно, существует представление о том, что зима белая, что она не богата разнообразием и яркостью красок. Но тем не менее зимой тоже очень много самых красивых и необычных цветов и оттенков. А если собрать их все вместе, то получиться довольно-таки весёлая картинка.

Слайд № 13 с рисунком ученицы, на котором очень много самых различных красок. (Ученики называют цвета, составляют словосочетания: «рыжая лиса», «розовый снег», «зелёная ель» и другие)

Учитель замечает, что начинает меняться представление о том, что зима только белая.

- А теперь обратимся к произведениям художественной литературы. Посмотрим, какие великолепные картины природы рисовали знаменитые писатели и поэты в своих произведениях. Только рисовали они с помощью … (ученики добавляют «слов») .

Послушаем Копылову Кристину . (звучит стихотворение А.С.Пушкина «Зимнее утро»)

Учитель:

- Ребята, каким настроением проникнуто это стихотворение?

(Весёлым, радостным)

- А что помогает создать это настроение?

(Красота зимней природы)

На слайде № 14 3-я строфа стихотворения:

Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.

Учитель продолжает беседу:

- С помощью каких образов автор изображает эту красоту? (Ответы учеников, затем они сверяют с образами, перечисленными на слайде)

На слайде № 15: голубое небо, блестящий снег, зеленеющая сквозь иней ель, речка, блестящая подо льдом.

- Какие строки вы подберёте к этюдам слайда № 16? (На слайде два этюда с зимней природой. Ученики подбирают строки «под голубыми небесами великолепными коврами», «прозрачный лес один чернеет»)

- Какие это краски? (Можно сравнить со второй строфой)

(Светлые, весёлые)

- Сделайте выводы о роли цвета в нашей жизни. (Ответы учеников, учитель обобщает сказанное: цвет играет огромную роль в нашей жизни. Чем больше мы замечаем красок, чем они ярче, тем красивее и радостнее мир вокруг нас)

Учитель:

- Рассмотрим ещё один текст. Автор И. Т. Соколов-Микитов. (Текст на слайде № 17 )

«Красив, чудесен русский лес зимою.

Глубокие, чистые лежат под деревьями сугробы. Кружевными белыми арками согнулись под тяжестью инея стволы молодых берёз. Тяжёлыми шапками белого снега покрыты тёмно- зелёные ветви высоких и маленьких елей. Высокие вершины елей унизаны ожерельем лиловых шишек.

С весёлым свистом перелетают с ели на ель, качаются на шишках стайки красногрудых клёстов.»

Учитель предлагает выполнить задания по группам: (распечатки с текстом на партах)

1-я группа: (зелёные карточки)

Выписывает слова с пропусками орфограмм, объясняет орфограммы.

2-я группа: (красные карточки)

Выписывает словосочетания прилагательное со значением цвета + существительное.

3-я группа: (фиолетовые карточки)

(Задание посложнее) Определяет стиль речи, находит приметы стиля.

Проверка с помощью слайдов № 18, 19, 20, 21 / Учитель объявляет оценки.

- Ребята, а какими ещё по цвету могут быть шишки? (Учитель предлагает использовать эпитет «бронзовые») Слайд № 22

Физминутка (Проводит ученик)

3 этап. Составление словосочетаний и предложений по картинкам и видеофрагментам слайдов (продолжение сбора материала)

Учитель:

- А теперь, ребята, мы будем составлять свой текст. Небольшая часть материала у нас уже есть, за остальной мы отправляемся на прогулку по зимнему лесу. Только учтите, что мы будем составлять художественный текст, а значит мы должны использовать все образные средства: метафоры, эпитеты, сравнения. Чтобы разглядеть все краски, мы должны определиться со временем суток.

(Ученики предлагают «утро», «день»)

Учитель:

- На что мы обратим внимание в лесу?

(Ученики перечисляют: небо, деревья, снег, птиц, зверей, тени на снегу, следы, какие-то фантастические фигуры и т. д. ) Слайд № 23

Учитель:

- Опишите небо по картинкам слайда (№ 24), можете добавить своё. Обязательно используйте образные средства: метафоры, эпитеты и сравнения.

(Ученики составляют словосочетания по картинкам слайда. Небо может быть покрыто белыми пушистыми облаками, оно может быть чистым, безоблачным, голубым, может быть залитым лучами восходящего солнца и т. д.)

Учитель:

- Какие деревья мы увидим? И какими мы их увидим?

Cлайды № 25, 26, 27 с картинками заснеженных, покрытых тяжёлыми шапками снега, зеленеющих сквозь иней сосен, обсыпанных инеем, покрытых мягким пушистым снегом берёз, краснеющих из-под снега гроздьев калины и т. д.

Учитель:

- Кого мы можем увидеть на деревьях? (Птиц) Слайды № 28,29, 30, 31

- Составьте словосочетания или предложения по картинкам слайда.

(Ученики составляют примерно предложения: «Невысокий куст калины облепила стайка красногрудых снегирей». «Красногрудые снегири и гроздья калины великолепны на фоне белого пушистого снега». На одной из веточек заснеженной черёмухи одиноко сидит красногрудый снегирь. «На одной из заснеженных веточек черёмухи примостился красногрудый снегирь» и т. д.)

Учитель:

- Кого и что мы можем еще увидеть в лесу? Слайды № 32, 33, 34, 35 с картинками зайца, лисы.

(Ученики составляют словосочетания и предложения: «белый зайчишка», «голубые и розовые тени на снегу», «синие следы зверюшек», «рыжая лисичка» и т. д.)

4 этап. Составление текста.

Учитель:

- А теперь собираем материал и составляем текст. Возможно, вы увидели в лесу что-то ещё яркое, красочное неповторимое. Обязательно используйте это в своём сочинении. Составлять текст вы можете, объединившись с товарищем. Тема вашего текста «Зимние краски». Не забудьте про основную мысль. Слайд № 36

(Ученики составляют текст)

Учитель:

- Зачитаем ваши тексты, посмотрим, что получилось.

(Ученики зачитывают тексты, на экране проходят слайды с 37 по 54 с картинами зимней природы, показ можно сопроводить звучанием музыки)

Заключительный этап урока

  1. Учитель объявляет оценки за работу на уроке и тексты, которые получились более удачными.
  1. (Слайд № 55) Мотивированность рассмотрения данной темы: учитель задаёт вопрос о целесообразности разговора о красоте? (Сочинение ученицы; сформулировать основную мысль сочинения )

Первый день зимы.

«Мороз и солнце: день чудесный!» - написал когда-то А.С. Пушкин. Какие красивые строки! Как точно определяет поэт явление природы. Как будто это сказано о сегодняшнем зимнем дне.

Первый день зимы… он заворожил меня своею красотой. Наш школьный двор похож на заснеженное царство. Земля покрыта тонким слоем мягкого пушистого снега. Он серебрится на солнце, будто какой – то великан прошёл с огромным мешком и рассыпал бисер. А пылинки поднялись в воздух и мерцают золотыми огоньками на солнышке.

На деревьях и кустах иней. Ветви берёз и ранеток словно жемчугом обсыпаны. У невысокой молодой сосны каждая иголочка инеем покрылась. И стоит она, вся пушистая, сказочная. Сухие травинки ещё не скрылись под снегом. Головки тысячелистника тоже инеем покрыты. Они похожи на снежные одуванчики. Но не только деревья и кусты в инее. Заборы, крыши домов, и даже фонарный столб пушистыми стали.

Как красива наша сибирская природа зимой! Хочется, чтобы все замечали её красоту и относились к ней с любовью.

(Ученики находят основную мысль текста – предложения последнего абзаца.)

Учитель:

- Ребята, зачем говорить о красоте природы? (Ответ учеников: «Чтобы замечать и восхищаться этой красотой, беречь природу»)

Слайд № 56 Учитель просит учеников рассказать, как они чувствовали себя на уроке, легко или трудно было им работать над составлением текста.

Ученики рисуют вертикальную линию ближе к слову «легко» или «трудно» и делятся своими впечатлениями.

Домашнее задание: (Слайд № 57)

  1. Составить описание-миниатюру «Зимние краски» (подумайте, возможно добавите что-то ещё)
  2. По выбору:
    а) нарисовать зимний пейзаж
    б) найти примеры описания зимней природы в текстах художественной литературы

Презентация.