Урок развития речи в 5-м классе. Тема: "Поговорим по телефону"

Разделы: Русский язык


Цели:

- создать условия для формирования учащихся коммуникативной компетенции через проектирование речевых ситуаций;

- привлечь внимание к проблемам речевого этикета;

- воспитывать в учениках ответственность за то, как они говорят на родном языке.

Форма работы:

- групповая;

- тестирование.

Оборудование:

- презентация;

- раздаточный материал.

Ход урока

Слайд 1

1. Приветствие. Организационный момент.

2. Выход на тему.

Слайд 2

Сегодня мы с вами поговорим о речевом этикете. Нет, наверное, в наше время ни одного человека, который бы не знал, что такое телефон. А что такое телефон? Какого его назначение?

Ответы.

Немного истории. Слово “телефон” пришло к нам из греческого языка.

“Теле” - далеко, “фон” - звук.

Слайд 3

Телефон изобрел американский учёный Александер Беллл в 1876 году.

Слайд 4

Первый разговор по телефону состоялся между Нью-Йорком и Чикаго.

- Перечислите жизненные ситуации, когда мы обращаемся к телефону.

Слайд 5

3. Задания по группам: разыграть речевые ситуации.

- Звонок другу домой с целью узнать домашнее задание;

- Вызвать “Скорую помощь”;

- заказать билеты в театр на новогодний спектакль;

- позвонить классному руководителю с какой-либо целью.

Помните, что разговор по телефону – это диалог. Значит, вы должны продумать речь каждого: того, кто звонит, и того, кому звонят.

Позвольте вам напомнить, на какой слог падает ударение в этих словах.

Слайд 6-7

4. Выступления групп. Оценка.

После телефонного разговора группы “Скорая помощь” вспоминаем местные телефоны

Слайд 8

5. В заключение предлагаю вам выполнить тест “Проверь себя”. Ответьте “да” или “нет” на следующие вопросы, и вы узнаете, насколько владеете телефонным этикетом.

Слайд 9

Тест распечатан на листках у каждого учащегося.

1. Вы всегда здороваетесь, когда звоните, даже если к телефону подошёл кто-то другой.

2. Поздоровавшись, вы дождётесь, когда собеседник ответит на приветствие и лишь, потом зададите свой вопрос.

3. Разбудив друга или подругу телефонным звонком, вы извинитесь и скажете, что перезвоните позже.

4. Никогда не занимаете телефон больше 20 минут.

5. Вы не перебиваете собеседника, не отключаете телефон, а если куда-то спешите, то тактично объясните причину, по которой не можете продолжать разговор.

6 .Вы никогда не жуёте (даже жвачку) во время разговора по телефону.

7. Вы никогда не тараторите, а говорите спокойно и размеренно.

8. Когда вам звонят, вы всегда уменьшаете громкость музыки или телевизора.

9. У вас дома есть телефонная книга, в которую записываются координаты друзей, знакомых, магазинов и т.п.

10. Вы никогда не звоните знакомым после 22.00 (кроме экстренных случаев).

11. Вы всегда представляетесь, когда звоните, чтобы вас не переспрашивали.

Сколько раз вы ответили “да”?

Слайд 10

1-4. Вы совсем не умеете разговаривать по телефону и никогда не задумываетесь, что этому надо учиться. Не забывайте простое правило: разговаривайте с людьми так, как вы хотите, чтобы они разговаривали с вами.

5-8. Есть над чем работать! Вы человек настроения: когда хотите, бываете само обаяние и вежливость. Но если вы не в духе, то лучше не попадаться вам под руку. Старайтесь контролировать свои эмоции и будьте приятным в общении в любой ситуации.

9-11. У вас отличная манера ведения разговоров по телефону. Вы тактичны, вежливы и аккуратны, поэтому вашим друзьям можно только позавидовать. Продолжайте в том же духе и показывайте пример окружающим.

6. Итоги урока.

На память ребята получили памятки с правилами телефонного разговора.

Памятка

  1. Любой разговор начинайте с приветствия.
  2. Выясните, туда ли вы попали, куда нужно.
  3. Не забудьте представиться.
  4. Вежливо обращайтесь с просьбой.
  5. Ясно излагайте цель своего звонка.
  6. Если разговор прервался, то перезвонить должен тот, кто звонит первым.
  7. Если вы ошиблись номером, нельзя спрашивать: “Куда я попал?” - лучше переспросить: “Это номер такой-то?”.
  8. Если вы звоните кому-то, не кладите трубку, пока не услышите 4-6 длинных гудков – собеседнику может потребоваться некоторое время, чтобы подойти к телефону.
  9. Идя в театр, в музей, следует отключить звонок или вообще отключить сотовый телефон.
  10. Громкий и без особой нужды продолжительный разговор в окружении многих людей наверняка не прибавит вам авторитета в их глазах.

Приложение