Цели:
- создать условия для формирования учащихся коммуникативной компетенции через проектирование речевых ситуаций;
- привлечь внимание к проблемам речевого этикета;
- воспитывать в учениках ответственность за то, как они говорят на родном языке.
Форма работы:
- групповая;
- тестирование.
Оборудование:
- презентация;
- раздаточный материал.
Ход урока
Слайд 1
1. Приветствие. Организационный момент.
2. Выход на тему.
Слайд 2
Сегодня мы с вами поговорим о речевом этикете. Нет, наверное, в наше время ни одного человека, который бы не знал, что такое телефон. А что такое телефон? Какого его назначение?
Ответы.
Немного истории. Слово “телефон” пришло к нам из греческого языка.
“Теле” - далеко, “фон” - звук.
Слайд 3
Телефон изобрел американский учёный Александер Беллл в 1876 году.
Слайд 4
Первый разговор по телефону состоялся между Нью-Йорком и Чикаго.
- Перечислите жизненные ситуации, когда мы обращаемся к телефону.
Слайд 5
3. Задания по группам: разыграть речевые ситуации.
- Звонок другу домой с целью узнать домашнее задание;
- Вызвать “Скорую помощь”;
- заказать билеты в театр на новогодний спектакль;
- позвонить классному руководителю с какой-либо целью.
Помните, что разговор по телефону – это диалог. Значит, вы должны продумать речь каждого: того, кто звонит, и того, кому звонят.
Позвольте вам напомнить, на какой слог падает ударение в этих словах.
Слайд 6-7
4. Выступления групп. Оценка.
После телефонного разговора группы “Скорая помощь” вспоминаем местные телефоны
Слайд 8
5. В заключение предлагаю вам выполнить тест “Проверь себя”. Ответьте “да” или “нет” на следующие вопросы, и вы узнаете, насколько владеете телефонным этикетом.
Слайд 9
Тест распечатан на листках у каждого учащегося.
1. Вы всегда здороваетесь, когда звоните, даже если к телефону подошёл кто-то другой.
2. Поздоровавшись, вы дождётесь, когда собеседник ответит на приветствие и лишь, потом зададите свой вопрос.
3. Разбудив друга или подругу телефонным звонком, вы извинитесь и скажете, что перезвоните позже.
4. Никогда не занимаете телефон больше 20 минут.
5. Вы не перебиваете собеседника, не отключаете телефон, а если куда-то спешите, то тактично объясните причину, по которой не можете продолжать разговор.
6 .Вы никогда не жуёте (даже жвачку) во время разговора по телефону.
7. Вы никогда не тараторите, а говорите спокойно и размеренно.
8. Когда вам звонят, вы всегда уменьшаете громкость музыки или телевизора.
9. У вас дома есть телефонная книга, в которую записываются координаты друзей, знакомых, магазинов и т.п.
10. Вы никогда не звоните знакомым после 22.00 (кроме экстренных случаев).
11. Вы всегда представляетесь, когда звоните, чтобы вас не переспрашивали.
Сколько раз вы ответили “да”?
Слайд 10
1-4. Вы совсем не умеете разговаривать по телефону и никогда не задумываетесь, что этому надо учиться. Не забывайте простое правило: разговаривайте с людьми так, как вы хотите, чтобы они разговаривали с вами.
5-8. Есть над чем работать! Вы человек настроения: когда хотите, бываете само обаяние и вежливость. Но если вы не в духе, то лучше не попадаться вам под руку. Старайтесь контролировать свои эмоции и будьте приятным в общении в любой ситуации.
9-11. У вас отличная манера ведения разговоров по телефону. Вы тактичны, вежливы и аккуратны, поэтому вашим друзьям можно только позавидовать. Продолжайте в том же духе и показывайте пример окружающим.
6. Итоги урока.
На память ребята получили памятки с правилами телефонного разговора.
Памятка
- Любой разговор начинайте с приветствия.
- Выясните, туда ли вы попали, куда нужно.
- Не забудьте представиться.
- Вежливо обращайтесь с просьбой.
- Ясно излагайте цель своего звонка.
- Если разговор прервался, то перезвонить должен тот, кто звонит первым.
- Если вы ошиблись номером, нельзя спрашивать: “Куда я попал?” - лучше переспросить: “Это номер такой-то?”.
- Если вы звоните кому-то, не кладите трубку, пока не услышите 4-6 длинных гудков – собеседнику может потребоваться некоторое время, чтобы подойти к телефону.
- Идя в театр, в музей, следует отключить звонок или вообще отключить сотовый телефон.
- Громкий и без особой нужды продолжительный разговор в окружении многих людей наверняка не прибавит вам авторитета в их глазах.