Цели урока:
- познакомить учащихся с понятием “эпистолярный жанр”;
- учить правильному написанию письма: делового, официального, личного.
Ход урока
На доске записана тема урока: “Как написать письмо?”.
Эпиграф к уроку:
“Всякое письмо, кем бы оно написано не было, изображает нравственный облик пишущего, умственное мерило его образования и знания, так сказать, светской формалистики”. (Сазонов, Бельский. Полный письмовник.)
1. Объяснение нового материала учителем.
В жизни часто возникает необходимость обратиться к кому-либо с посланием, т.е. написать письмо. Существуют правила написания письма. Эпистолярная литература. Обратимся к словарю и почитаем, что же такое эпистолярная литература. (Л.И. Тимофеев и Н. Венгров “Краткий словарь литературоведческих терминов”. Учпедгиз. 1963г. Стр. 179.).
Эпистолярная литература (от греческого epistole – послание, письмо); переписка, изначально задуманная или позднее осмысленная как художественная или публицистическая проза, предполагающая широкий круг читателей. Такая переписка легко теряет двусторонний характер, превращаясь в серию писем к условному или номинальному адресату. Однако именно ориентация на адресата, пусть воображаемого, составляет важный опознавательный признак эпистолярной литературы, отличающий её от записок и дневника.
- Как же давно начали писать письма? Обратимся к истории.
- В античности уже сочинялись письма. Известны письма Эпикура и Цицерона.
Естественная для писем дидактическая тенденция становится основной функцией в посланиях апостолов и “отцов церкви” (Киприана, Августина и др.)
В средние века в Европе межмонастырская переписка была средством публичной богословской полемики. Образцом русской средневековой публицистики служит переписка Ивана 4 с кн. Курбским и письма протопопа Аввакума.
В XVII-XVIII вв. форма эпистолярной литературы используется как способ придания непосредственности интеллектуальному общению. (“Письма провинциала” Б. Паскаля, переписка Вольтера, “Письма к сыну” Ф. Честерфилда). Известны очерково-документальные “Письма русского путешественника” Н.М. Карамзина и письма из Франции Д.И. Фонвизина П.И. Панину. Опыт и форма эпистолярной литературы использованы в художественной повести “Бедные люди” Ф.М. Достоевского.
В XX веке сохраняется многообразие видов эпистолярной литературы (“Опавшие листья” В. Розанова, “Неизвестный друг” И.А. Бунина и др.).
2. Представьте, что вы получили письмо. Вам интересно его содержание. Но ваш взгляд всё равно остановится на листе. Вы увидите красоту и четкость почерка, порядок в расположении абзацев, аккуратность оформления, качество бумаги и многие другие “мелочи” внешнего оформления письма. Значит пишущий проявил вежливость к читающему. Или же наоборот, в глаза адресату бросится обилие помарок, опечаток или исправлений, отсутствие формул вежливости, даты, подписи, некрасивое расположение текста (с очень большими полями или вообще без полей), отсутствие абзацев и т.д.
И вот перед глазами читающего встает образ пишущего. Заметьте, уже почти сформированный образ, когда ещё не прочитано ни строки, когда не осмыслено содержание письма.
Вывод напрашивается сам собой: аккуратно оформленное письмо производит впечатление о пашущем как о культурном, организованном человеке. Так что мудрая пословица “по одежке встречают, по уму провожают” абсолютно права. Ведь “встретив по одежке”, читающий уже формирует своё отношение к корреспонденту своего рода предвзятость, на основе которой и будет формироваться отношение к содержанию письма. В ваших интересах, чтобы форма письма помогла, или, по крайней мере, не помешала произвести благоприятное впечатление на вашего корреспондента. Во многих странах искусство оформления писем доведено почти до совершенства.
Правила оформления:
1. Слева, справа, сверху и снизу должны быть оставлены поля (разумеется, не превышающие разумные пределы).
2. Письмо может быть написано от руки или напечатано (напечатанные теряют в “личности”).
Необходимо помнить: не принято печатать письма-соболезнования, письма-благодарности за приглашение на семейный праздник, письма-поздравления, т.е. все письма, посвященные событиям в личной жизни корреспондента.
3. Писать следует разборчиво, без ошибок ( грамматических, орфографических, пунктуационных или стилистических).
4. Не пользуйтесь ластиком – это не принято в современном письменном этикете.
5. Логически законченные части письма необходимо оформлять в абзацы. Соблюдать расстояние между строчками и абзацами.
Оформление конверта.
Адрес отправителя пишется в левом верхнем углу.
Адрес получателя помещается в нижнем правом углу.
Следует начинать не с “куда”, а с “кому”.
Композиция (построение) письма:
- Обращение.
- Текст письма.
- Заключительные формулы вежливости.
- Подпись отправителя.
- Дата.
Обращение пишется с новой строки, включает в себя имя получателя или его фамилию. (После обращения ставится восклицательный знак или точка. А если письмо за границу, то запятая или двоеточие).
Текст письма начинается с красной строки и естественно с заглавной буквы. После текста письма идет заключительная формула вежливости, подпись и дата.
Заключительную формулу вежливости и подпись лучше написать справа, внизу.
Дату не следует обозначать цифрами (12.4.2005). Дело в том, что в США первая цифра обозначает месяц, а в Англии первая цифра обозначает число. Следует написать 12 апреля 2005г.
Заключительная формула вежливости (так же, как и обращение) зависит от того, в каких отношениях вы находитесь с адресатом. Здесь могут быть два варианта.
Первый – вы пишете другу или родственнику, хорошему знакомому. В этом случае можно закончить письмо следующим образом:
- Искренне твой (ваш).
- Преданный тебе (вам).
- Твой (Ваш).
- Твой искренний друг.
- Любящий тебя.
- Твой любящий сын.
- Целую.
Второй. Недостаточно хорошо знакомым людям или официальным лицам обычно пишут:
- Искренне ваш.
- С почтением.
- С уважением.
Вывод: Мы рассмотрели структуру и содержание всех частей письма. Но написание письма – это творческий процесс. Он не задан какими-то жесткими правилами, тем не менее соблюдение правил написания письма поможет вам успешнее и эффективнее вести переписку.
3. Зачитываю образцы писем (Частные письма и деловые письма).
4. Д/з. Написать письмо по нижеследующим номинациям:
“Письмо моей семье”.
“Письмо другу”.
“Письмо президенту”.
“Пишу тебе о том, как мы можем построить лучшее будущее”.
“Письмо ветерану”.
5. Во второй половине дня веду детей на экскурсию в отделение связи (на почту), где работники почты рассказывают о своей работе и о том, как правильно вести переписку. Показывают образцы деловых бумаг.
После проделанной работы детям, на мой взгляд, легче справиться с написанием письма.