Урок развития речи в 5-м классе. Сочинение-описание по картине В.М. Васнецова ''Алёнушка''

Разделы: Русский язык, Литература


Цели урока:

  • осуществить подготовку к написанию сочинения-описания по картине В.М.Васнецова «Алёнушка»;
  • способствовать обогащению словарного запаса учащихся;
  • способствовать развитию связной устной и письменной речи учащихся;
  • способствовать развитию творческих способной учащихся, умению высказывать свое мнение по поводу прочитанного или увиденного;
  • продолжить знакомство с живописью как видом искусства;
  • приобщать учащихся к прекрасному и его восприятию.

Тип урока: развитие речи (подготовка к сочинению).

Оборудование: репродукции картины В.М.Васнецова «Алёнушка»; тетрадь учащихся для творческих работ.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Сообщение темы и цели урока

(На доске репродукция картины В.М.Васнецова «Аленушка».)

Сегодня нам предстоит окунуться в мир настоящего искусства, почувствовать себя творцами и художниками, создающими прекрасное. Мы будем писать сочинение-описание по картине замечательного художника В.М.Васнецова «Алёнушка».

Прочитайте эпиграф к уроку. Попробуйте объяснить эти строки: «Самое высокое качество всякого искусства его искренность» (С.В.Рахманинов).

(Эпиграф выносится на доску, записывается в тетрадь, подчеркиваются ключевые слова.)

Искусство всегда прекрасно, в нем не может быть ошибок, если творец вкладывает в работу душу. Искусство - это голос души.

III. Вступительная беседа

(Во время обсуждения учащиеся заполняют таблицу в тетради (см.Приложение 1)

Что такое искусство? Какие виды искусства вы знаете?

С каким видом искусства мы сегодня познакомимся ближе?

(Искусство  

выписать на доске как словарное слово, записать в тетрадь)

Каждое искусство имеет свой язык, свой инструмент, помогающий творить. Назовите эти инструменты (в музыке - звук, в литературе - слово, в живописи - цвет и краски).

Живопись — живо «пишу», «пишу красками». Картина — приведение живописи. Мы не можем увидеть настоящую картину, написанную рукой мастера. Мы видим лишь ее копию - Репродукцию. Где мы можем увидеть подлинник? (в Московской Государственной Третьяковской галерее).

(Живопись

Картина

Репродукция

Подлинник

Галерея

вынести на доску как словарные слова, записать в тетрадь)

Какие еще картины В.М.Васнецова вы знаете?

IV. Знакомство с картиной «Алёнушка»

Виктора Михайловича Васнецова особенно хорошо знают и любят дети. Почему?

Художник красками рассказывает о самом любимом - о сказках.

Все свое внимание он уделял народу и его творчеству. По мотивам народного творчества созданы его картины: «Алёнушка», «Богатыри», «Иван-царевич на сером волке» и др.

Вспомните, наша «Алёнушка» - героиня какой известной сказки? («Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»). 

Чему учит нас эта сказка?

(Учащиеся рассматривают репродукции картин В.М.Васнецова)

Только ли героиня русской сказки перед нами?

(Это собирательный образ крестьянской девушки, помогающий посмотреть через него на жизнь простого народа).

(Собирательный образ

вынести на доску как опорные слова, записать в тетрадь)

Так какая она – Алёнушка? Попробуем ее описать.

(Учащиеся рассматривают репродукцию картины «Аленушка», см. Приложение 2)

(Возможно, Алёнушка сирота, бедно одета, платье в некоторых местах порвано, волосы растрепаны).

Как ее изобразил художник?

(Девушка сидит на камне, голову склонила к коленям – пребывает в глубокой задумчивости).

Какое настроение у Алёнушки?

(Взгляд Алёнушки словно в никуда - мысли тяготят ее. Из  этого взгляда рождается печаль и тревога. Природа вокруг Алёнушки передает ее настроение - тоскует вместе с ней).

(Задумалась, взгляд, тоска, тревога, грусть

вынести на доску как опорные слова, записать в тетрадь)

Вокруг Алёнушки создана особенная атмосфера. Обратим внимание на пейзаж. Попробуем описать природу вокруг Алёнушки.

(Осень, золотые листья на земле и на черной воде, камыши, одинокие осинки, а за ними чаща - горе и тоска за спиной Алёнушки, клочок светлого неба – надежда, вера и любовь Алёнушки).

(Пейзаж

выписать на доске как словарное слово, записать в тетрадь)

Почему художник выбрал именно осенний пейзаж? (Увядание природы, грусть, но в тоже время необыкновенная красота и обилие красок).

(Опорные слова: осенний пейзаж, чаща, клочок неба, черная вода, сумерки, камыши и др.)

Что еще передает настроение картины? (краски).

Какой цвет преобладает?

(Золотистые оттенки, темно-зеленый, бурый).

(Опорные слова: оттенки, краски, золотистый, темно-зеленый, бурый и др.)

Каково общее настроение картины?

Какие чувства появляются при ее рассмотрении

(Грусть, нежность).

А сам художник любит свою героиню?

(Не случайно название картины «Алёнушка» (не «Алёнка» и не «Алёна»). В этом ласковом и нежном имени проявляется любовь художника к   народу, к родной природе).

Подведем итог. Рассмотрим таблицу.

Какие слова помогут нам написать сочинение?

Какой тип речи мы будем использовать?

Какие части речи будут преобладать в нашем описании? (Имена прилагательные).

Посмотрите внимательно на картину, добавьте что-то свое в графу «Лексический материал».

Составим план к нашему сочинению.

VI. Составление плана

(Учитель составляет план вместе с детьми. Желательно, чтобы к каждому пункту плана были подобраны опорные слова.)

1. Какую картину буду описывать?

2. Кто изображен на картине?

а) внешний вид (одежда, выражение лица);

б) поза;

в) эмоциональное состояние.

3. Гармония чувств человека и природы.

а) описание осеннего пейзажа (что изображено, какие краски преобладают);

б) как природа передает чувства человека (как художнику удалось передать тоску и печаль Алёнушки с помощью красок?)

4. Особенность картины (чем эта картина привлекает внимание, что делает ее особенной, что мне особенно понравилось?)

5. Опишите свои чувства, которые возникают у вас, когда вы смотрите на картину. Какое у вас создается настроение?

6. Выводы (какова идея художника, какую мысль хотел автор донести до зрителя).

VII. Создание устного текста сочинения

Попробуйте создать свое описание, опираясь на план.

(Попросить одного или двух учащихся составить устное описание, опираясь на план.)

VIII. Подготовка к написанию сочинения

Каков будет стиль нашего текста?

Какова наша основная задача?

(Мы должны воздействовать на читателя словом, постараться донести до него идею автора).