Урок развития речи в 6-м классе "Письмо – эпистолярный жанр"

Разделы: Русский язык


Цели урока:

Образовательные:

  1. Дать понятие “эпистолярный жанр”.
  2. Познакомить с классификацией писем.

Воспитательные:

  1. Воспитание уважения к ценностям родного языка, стремления передавать в своей письменной и устной речи его богатство: красоту, точность, образность.
  2. Воспитание современного образованного человека, владеющего культурой письменного общения и обладающего яркой индивидуальностью.

Развивающие:

  1. Развитие коммуникативных способностей учащихся.
  2. Развитие творческих навыков.
  3. Эпиграфы к уроку:

    Прошу тебя, пиши мне письма!
    В наш громкий век им нет цены.
    Н. Кузовлёва.

    Пиши такие письма, которые ты
    хотел бы получать.
    Античный афоризм

    Ход урока

    1. Слово учителя.

В Красную книгу отечественной культуры запишут скоро некогда процветавшее в России эпистолярное искусство, то есть умение писать письма. Безусловно, достижения научно-технического прогресса постепенно вытесняют роль письма в нашей жизни. Порой действительно легче позвонить другу или послать sмs и сообщить о каком-то важном событии в твоей жизни, чем написать письмо об этом. И всё-таки…

Кто не любит получать письма? Может быть, современный человек напрасно пытается вычеркнуть из своей жизни эту важную сферу общения – общения в письмах?

Наши соотечественники, жившие в прошлом, умели и любили писать письма. Многие литературные произведения сохранили нам образцы этого искусства и сам процесс писания письма.

Письма отражают характер человека, обнажают некоторые его черты, которые не видны в повседневном общении. В письмах, как в дневнике, человек сосредотачивается, сам себя как бы систематизирует, сам себя познаёт, объясняя себя другому.

О том, как письмо формирует человеческую личность, интересно и доказательно рассказал Ф. М. Достоевский в романе “Бедные люди” - романе в письмах.

Русские писатели прошлого писали письма и сами. Писали много, с упоением, с любовью к тем, кому они посылались. Что ни письмо, то маленькое художественное произведение.

Умеете ли вы писать письма? Безусловно, каждый ответит утвердительно. А интересные письма? Наверное, задумались? Итогом урока станет написанное вами письмо другу – интересное, эмоциональное, информативное.

Думаю, вам будет интересно узнать об истории возникновения писем. Итак, “Колесо истории”!

  1. “Колесо истории”

Эпистолярный жанр уходит,
Он покидает этот мир…

А как же всё начиналось?

Театрализованное выступление заранее подготовленных учащихся.

Мальчик-“учёный” (“магистерский” головной убор):

Письмо – знаковая система фиксации речи, позволяющая с помощью начертательных элементов передавать речевую информацию на расстоянии и закреплять её во времени. Первоначально для передачи информации применялись другие способы.

Девочка – “современница”:

Было это давным-давно.

В те далёкие времена люди жили в пещерах.

Но не только люди. В некоторых обитали медведи. Долго ли коротко, но люди стали выселять медведей из обжитых пещер.

Огляделись люди по сторонам и увидели на стенах таинственные знаки. Но ничего таинственного в них не было.

Это были простые царапины от когтей. Но именно они, по мнению некоторых учёных, и были первыми письмами, так как эти пресловутые царапины навели древних людей на мысль: можно с помощью знаков передавать информацию.

Учитель:

И долгой ещё была дорога к буквенному письму…

Канадские индейцы с помощью дыма отправляли письмо другому племени.

А у австралийских аборигенов есть даже специальное слово, обозначающее “читать дым”.

Мальчик – “учёный”:

Если мы захотим узнать об истории письма, то будем удивлены разнообразием форм, размеров посланий, которые отправляли друг другу наши предки, и даже материалов, которые использовались в процессе написания. Можно упомянуть и о папирусе, и о пергаменте, и о глиняных дощечках, и о бамбуковых палках, черепках, бересте и о многом, многом другом.

Девочка – “современница”:

Люди для общения сначала использовали предметы, которым придавали определённое значение. Стрела могла быть известием о войне, засохшая ветка – о болезни старшего в племени. Известно предание о “письме”, которое послали скифы в ответ на требование персидского царя покориться ему. Были посланы мышь, лягушка, 5 стрел. Это означало следующее: если персы зароются в землю, спрячутся в воду или взлетят в небо, то скифы всё равно их найдут. С течением времени общение стало возможным с помощью писем.

Мальчик – “учёный”:

Среди берестяных грамот, найденных при новгородских раскопках, были найдены и такие, которые представляли собой письма. В них новгородцы сообщали друг другу новости, излагали свои просьбы.

Письмо действительно существовало как особый литературный жанр уже в античные времена (Цицерон, Сенека) и достигло своего расцвета где-то в 18 веке (Свифт, Руссо, Гёте).

3. Рассказ о появлении почтового ящика. (Сообщение ученика).

Информация из энциклопедии.

Почтовый ящик был придуман моряками в 16 веке. Направляясь из Европы в Индию, морские путешественники оставляли письма в большом каменном ящике на мысе Доброй Надежды, а возвращавшиеся корабли забирали послания в Европу. Подобная связь действовала чётко в течение нескольких столетий.

В настоящее время этот камень, служивший первым почтовым ящиком, хранится в одном из музеев Кейптауна.

Почтовый ящик более скромных размеров появился в Австрии в 16 веке, и висел он не на стене, а на ремне, перекинутом через плечо почтальона. И только в 1785 году в Вене был установлен обычный почтовый ящик, украшенный изображением письма и почтового рожка. В других столицах почтовые ящики стали использоваться ещё позднее.

В России самый первый почтовый ящик появился в Санкт-Петербурге. Его образец можно увидеть в Центральном музее связи имени А. С. Попова.

Он сделан из дюймовых досок и обшит снаружи листовым железом. Датой его рождения считается 1 декабря 1848 года.

Конструкция его оказалась неудобной: без особого труда ящик можно было открыть. К тому же злоумышленники часто уносили почтовые ящики вместе с письмами. На смену пришёл ящик из чугуна весом 40 кг. Затем в обиход вошли железные почтовые ящики, которые прикреплялись к стенам домов. В 1910 году конструктор П. Н. Шабаров разработал ящик с донной дверцей: она открывалась механически, когда к ней прикладывали специальный мешок. Эта система сохранилась до сегодняшнего дня.

4. История о символе российской почты.

Рассказывает ученик, переодетый в ямщика.

В 16-17 веках в России, чтобы не было задержек при смене лошадей, ямщики, подъезжая к селению, громко свистели. Свистом ямщики погоняли лошадей и давали сигнал всем встречным освободить дорогу.

Пётр Первый решил сломить эту традицию и сделать всё как в Европе. При нём для подачи сигналов стал вводиться почтовый рожок. Сначала он использовался на линии Петербург – Нарва. Но среди ямщиков это новшество не находило поддержки.

В 19 веке рожок всё же стал символом российской почты, его изображения появились на почтовом флаге, вывесках, печатях, но по своему прямому назначению он практически не использовался.

Почтовый рожок и лихая почтовая тройка на бескрайних российских просторах так и не смогли соединиться. Но выход был найден. С 70-х годов 18 века для подачи звукового сигнала стали использовать поддужный колокольчик.

С развитием железных дорог стали постепенно исчезать почтовые дилижансы в Европе и почтовые тройки в России. Рожок остался как почтовый символ, а колокольчику с этим не повезло.

  1. Как был придуман почтовый конверт. (Сообщение ученицы).

В 1820 году владелец магазина в английском городе Брайтоне г-н Бревер решил для привлечения покупателей устроить в витрине магазина оригинальную выставку. Всю ночь он трудился над сооружением грандиозной пирамиды из бесчисленных бумажных листов самых разных размеров.

Основанием пирамиды служили листы бумаги, предназначенные для печатания газет, а вершиной – листок величиной с визитную карточку.

Бумажная пирамида в витрине магазина привлекла внимание всего города. Днём и ночью у витрины собиралась толпа. Особого внимания удостоился листок, венчавший пирамиду. Если до этого брайтонцы использовали для писем бумагу любого формата, то после выставки стало особым шиком писать на бумаге формата визитной карточки.

Вскоре выяснилось, что это неудобно: чтобы отправить письмо по почте, требовалось написать адрес получателя на том же листе бумаги, что и само письмо. Для этого письма складывались с таким расчётом, чтобы оставалось свободное место для адресата. На маленьком письме этого свободного места не оставалось.

Владелец магазина стал получать то своих покупателей многочисленные жалобы по этому поводу, которые и навели его на мысль изготовить нечто вроде мешочков для вкладывания писем.

Бревер, продумав форму и размеры, изготовил небольшую партию таких мешочков и стал вручать их своим покупателям. Мешочки имели громадный успех и получили название “конверт”. Успех конвертов был столь велик, что Бревер вынужден был их изготовление поручить 12 специальным предприятиям.

Со дня изготовления первого почтового конверта прошло почти 200 лет. За это время менялись его формат, оформление, качество бумаги, но суть остаётся прежней – нести по почте вести людям.

Прошло много лет, а люди до сих пор пишут письма, но отправляют их уже всё чаще и чаще по электронной почте.

    6. Объяснение нового материала.

    Словарная работа:

Эпистолярная литература – ( от греч. epistole - послание, письмо); переписка, изначально задуманная и позднее осмысленная как художественная или публицистическая проза, предполагающая широкий круг читателя.

- Ребята, как вы думаете, зачем пишут письма?

- Почему в наше время письма являются ценностью?

Учитель:

Послушайте, пожалуйста, небольшое стихотворение, которое написал Евгений Неженцев

(выразительно читает учитель):

    На опустевшие балконы
    Ложатся сумерки и тьма,
    И ходят мимо почтальоны,
    И нет по-прежнему письма.
    Как будто ты забыла имя,
    И номер дома, и число,
    Как будто листьями сухими
    Дорогу к сердцу занесло…

- Почему так грустно герою только что прозвучавшего стихотворения?

- Что значит для него получение письма, отчего он так ждёт его?

- С чем сравнивает лирический герой весточку от близкого человека?

  1. Работа в группах.

Учитель:

Написать интересное письмо – настоящее искусство. Сегодня вы будете учиться писать письма личного характера, научитесь правильно заполнять конверт. Для этой работы наш класс должен разделиться на 4 группы. Каждая группа получает задание, алгоритм написания письма, слова-подсказки.

Алгоритм написания письма

  1. Приветствие или обращение – имя того, кому предназначено письмо. Здравствуйте….
  2. Вступление – вопросы, отражающие интерес к жизни адресата, добрые слова в его адрес, пожелания.
  3. Основная часть – изложение информации, интересующей адресата.
  4. Заключение – выражение уважения, любви, преданности, формулы прощания. Подпись. Дата.

Правила заполнения конверта

От кого Иванова И. И.

Откуда ул. Ленина, дом 13, кв. 5, ст. Новопокровская, Краснодарского края

Индекс 353020

Кому Сидорову П. П.

Куда ул. Московская, дом 87, кв. 123, г. Краснодар.

Индекс 353035

Слова – подсказки

  1. Письмо - поздравление
  2. Слова – подсказки

    Поздравляю

    Разрешите поздравить… от всей души…

    Позвольте пожелать… от всего сердца…

    Дорогая…. сердечно…

    Уважаемая…

  3. Письмо – благодарность
  4. Слова – подсказки

    Сердечно… благодарю вас за то, что…

    От всего сердца…

    От всей души…

    Я очень благодарен...

    Большое (огромное) спасибо…

  5. Письмо – рассказ

Слова – подсказки

Дорогой…

Хочу рассказать тебе о…

Я очень хочу поделиться с тобой мыслями о…

Мне интересно узнать…

Напиши мне о…

Очень скучаю без тебя…

С нетерпением жду ответа…

4. Письмо президенту

Слова – подсказки

Уважаемый…

Хочу просить Вас о…

Хотелось бы знать ваше мнение о…

У меня к Вам большая просьба…

Ваше мнение о проблеме…

Я обращаюсь к Вам…

Я не могу сказать…

Я прошу… Согласен с вами…

Разделяю Вашу точку зрения…

  1. Творческая работа “Письмо другу”
  2. Учитель:

    - Выберете тему или круг тем, которые заинтересовали бы вашего друга. Что вы хотите поведать ему в первую очередь? Не забывайте, что это будет личное письмо, а не деловое, поэтому стремитесь к эмоциональности и живости вашей письменной речи.

    Помните, что “в письмах умного человека отражается характер тех, кому они адресованы” (Лихтенберг)

После окончания работы ребята вкладывают письма в конверты, подписывают их, сверяясь с алгоритмом, оставляют их для проверки учителю.

9. Подведение итогов урока.

10. Домашнее задание: написать письмо президенту.