“Сколько прелести есть в человеческих лицах!” описание внешности человека
Цель: учить ребят через внешность постигать внутренний мир человека, его характер и настроение; находить главное (неповторимое!) в облике конкретной личности и описывать свои наблюдения;
Развивать у учащихся навыки устной и письменной речи”
Формировать у учащихся наблюдательность и внимание к окружающим их людям.
Оборудование: репродукции картин русских художников Веницианов А.Г. “Захарка”, Герасимов А.М “Портрет дочери”, Перов В.Г. “Тройка”, Кустодиев Б.М. “Голова девочки” и др.; подборка пословиц и поговорок (приложение 1); фонозапись песни М.Блантера на стихи М.Исаковского “Колыбельная” в исполнении Анны Герман; фотографии земляка, участника ВО войны Перязева Н.М.; статья из районной газеты; карточки для индивидуальной и групповой работы.
Ход урока
Ребята сегодня мы продолжаем разговор о красоте человеческих лиц, начатый нами еще в начале учебного года. На учебной доске записана тема нашего урока: “сколько прелести есть в человеческих лицах! Я надеюсь, что мы вместе с вами сможем сформулировать цели и задачи нашего урока
- Что такое литературный портрет?
- Для чего он вводиться в художественное произведение?
- Викторина
Задания:
- Определить о портретах каких литературных героев идет речь в данных отрывках? Какие примечательные элементы внешности использованы автором при описании героев?
- “Женщина эта, необычайно прекрасная, была вся изо льда, из ослепительного сверкающего льда! Глаза ее сияли как звезды, но в них не было ни тепла, ни мира.” (Х.К.Андерсен “Снежная королева”)
- … И вдруг его не узнал:
Был он как будто прежний,
Спокойный и молодой,
Все те же глаза мальчишки, - …а вот вереница
Вдоль щели внимательных глаз!
Все серые, карие, синие глазки –
Смешались как в поле цветы.
В них столько покоя, свободы и ласки,
В них столько святой доброты.
(Н.А.Некрасов “Крестьянские дети”) - “В то же мгновение в просвете мелькнула еще одна тень. Все обернулись и расступились. И пред Женей встал высокий темноволосый мальчуган в синей безрукавке…” (А.Гайдар “Тимур и его команда”)
- Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит,
А сама – то величава,
Выступает, будто пава;
А как речь – то говорит,
Словно реченька журчит.
(А.С.Пушкин “Сказка о царе Салтане”)
Но только совсем седой. (К.Симонов “Сын артиллериста”)
Ребята, ваш план поможет дополнить материал учебника (с.58), здесь находиться материал упражнений, которые вы будете выполнять дома.
- Работа над описанием элементов внешности человека.
- беседа
- Какая самая выразительная деталь на лице человека? (глаза)
- Цвет? Форма? (их выражение)
- Чтение отрывка из рассказа М.Шолохова “Судьба человека” (упр.92)
“Я сбоку взглянул на него, и мне стало что – то не по себе… Видали вы когда-нибудь глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной тоской, что в них трудно смотреть? Вот такие глаза были у моего случайного собеседника.”
Прочитав только этот отрывок, еще ничего не зная о судьбе героя, можно догадываться о чем-то? (о тех испытаниях, которые выпали на его долю и навсегда лишили его радости, забрали у него огонь сердца и умертвили глаза)
- Рассмотрите репродукции картин русских художников, определите выражение глаз героев, запишите эти слова в тетрадь
- Положительные или отрицательные эмоции вызвали у вас эти слова?
- Работа с лексикой.
- Распределить прилагательные, показанные на экране, в два столбика в зависимости от того, какие эмоции – положительные или отрицательные – они вызывают.
Искрометные, наглые, бегающие, пустые, лукавые, озорные, гневные, скорбные, ясные, правдивые, внимательные, удивленные, задумчивые, блестящие, злые.
- Запись пословицы под диктовку.
- Проверка индивидуального домашнего задания с учетом регионального компонента. Заслушивание мини – сообщения по творчеству поэта земляка Г.Чарикова с чтением отрывков из его стихотворений по интересующей теме (приложение 2).
- Выписать пословицы и поговорки о глазах, которые вам будут необходимы при работе над этим пунктом сочинения (на экране) (приложение 1).
“Коль очи светятся – душа чиста” - ребята, как вы понимаете эту пословицу?
Дети, как важно при общении уметь смотреть на человека! Как часто мы забываем о том, что наши глаза – ключ к пониманию нашего характера, нашего настроения, нашей души.
- Работа по карточкам в группах.
- Работа над элементами внешности. Описание волос.
Чаще всего ваши сочинения – описания похожи друг на друга. Редко кому из вас удается отыскать неповторимую деталь внешности. Поэтому мы с ребятами – кружковцами составили карточки с учетом ваших интересов и склонностей. На одной из карточек подобран материал из семейного альбома нашего земляка, участника ВОВ Перязева Н.М. (приложение 3).
Задание: написать сочинение миниатюру “Мой земляк” (приложение 4)
- Как определяется возраст дерева? (количеством годовых колец)
- А человеческое горе? (количеством морщин на лице и седыми волосами)
Только не теми, о которых пишет М.Румянцева в
стихотворении “Баллада о седине” (чтение
учителем наизусть) (приложение 7).
Что осуждает М.Румянцева?
- Беседа об улыбке.
Вот мы посмотрели фото Н.М.Перязева нашего земляка. Увидели, что он пережил много горя по его морщинам и сединам.
- Ожесточили ли его эти испытания? (нет)
- Как вы это определили, судя по фотографии? (добрые и счастливые глаза, счастливая улыбка)
Хочу напомнить слова Л.Н.Толстого: “Улыбка скажет о человеке все. Добр или зол, умен или нет, красим ли – все покажет”. Запишите эту цитату в рабочую тетрадь.
Доброжелательное, озаренное улыбкой лицо всегда располагает к себе, поднимает настроение, снимает усталость.
До сих пор люди замирают пред картиной Леонардо
да Винчи “Джоконда” (приложение 5).
Какая улыбка у Джоконды? (очаровательная, еле
заметная, загадочная)
- Беседа о голосе.
- Показ портрета певицы Анны Герман (приложение 6).
- Какая улыбка у этой певицы?
- Выражение глаз?
- Как вы думаете, какой у нее голос?
- Конечно, ребята, описание человека не будет полным без упоминания о его голосе. Мы теряем свою привлекательность, если говорим невыразительно, тускло.
- Запись в тетради пословиц о голосе.
- Прослушивание записи песни в исполнении А.Герман. Звучит “Колыбельная”
Беседа: - Греет голос певицы?
Ее удивительный голос та гармонически сочетается с мягкими, нежными чертами лица, доброй согревающей улыбкой и задумчивыми, глубокими глазами.
- Работа над автопортретом. Сочинение миниатюра.
- Проверочное чтение работ, выставление оценок, подведение итогов урока.
- Заканчивается урок чтением строк, обращенных к детям.
Ребята помните у Пушкина А.С.: “Свет мой зеркальце скажи...” Возьмите в руки зеркальце, посмотрите внимательно на себя, как вы никогда не смотрелись, найдите неповторимую деталь в своем облике и опишите её.
“Берегите лицо человеческое. Несите
Сквозь года - и глаза молодые и рты.
Словно с озера, с глади лица не спугните
Выражение детскости и чистоты.”