Урок развития речи в 7-м классе

Разделы: Русский язык


Сколько прелести есть в человеческих лицах!” описание внешности человека

Цель: учить ребят через внешность постигать внутренний мир человека, его характер и настроение; находить главное (неповторимое!) в облике конкретной личности и описывать свои наблюдения;

Развивать у учащихся навыки устной и письменной речи”

Формировать у учащихся наблюдательность и внимание к окружающим их людям.

Оборудование: репродукции картин русских художников Веницианов А.Г. “Захарка”, Герасимов А.М “Портрет дочери”, Перов В.Г. “Тройка”, Кустодиев Б.М. “Голова девочки” и др.; подборка пословиц и поговорок (приложение 1); фонозапись песни М.Блантера на стихи М.Исаковского “Колыбельная” в исполнении Анны Герман; фотографии земляка, участника ВО войны Перязева Н.М.; статья из районной газеты; карточки для индивидуальной и групповой работы.

Ход урока

  1. Слово учителя:
  2. Ребята сегодня мы продолжаем разговор о красоте человеческих лиц, начатый нами еще в начале учебного года. На учебной доске записана тема нашего урока: “сколько прелести есть в человеческих лицах! Я надеюсь, что мы вместе с вами сможем сформулировать цели и задачи нашего урока

  3. Беседа по вопросам! §14
  • Что такое литературный портрет?
  • Для чего он вводиться в художественное произведение?
  1. Викторина

Задания:

  • Определить о портретах каких литературных героев идет речь в данных отрывках? Какие примечательные элементы внешности использованы автором при описании героев?
    1. “Женщина эта, необычайно прекрасная, была вся изо льда, из ослепительного сверкающего льда! Глаза ее сияли как звезды, но в них не было ни тепла, ни мира.” (Х.К.Андерсен “Снежная королева”)
    2. … И вдруг его не узнал:
      Был он как будто прежний,
      Спокойный и молодой,
      Все те же глаза мальчишки,
    3. Но только совсем седой. (К.Симонов “Сын артиллериста”)

    4. …а вот вереница
      Вдоль щели внимательных глаз!
      Все серые, карие, синие глазки –
      Смешались как в поле цветы.
      В них столько покоя, свободы и ласки,
      В них столько святой доброты.
      (Н.А.Некрасов “Крестьянские дети”)
    5. “В то же мгновение в просвете мелькнула еще одна тень. Все обернулись и расступились. И пред Женей встал высокий темноволосый мальчуган в синей безрукавке…” (А.Гайдар “Тимур и его команда”)
    6. Месяц под косой блестит,
      А во лбу звезда горит,
      А сама – то величава,
      Выступает, будто пава;
      А как речь – то говорит,
      Словно реченька журчит.
      (А.С.Пушкин “Сказка о царе Салтане”)

Ребята, ваш план поможет дополнить материал учебника (с.58), здесь находиться материал упражнений, которые вы будете выполнять дома.

  1. Работа над описанием элементов внешности человека.
    1. беседа
  • Какая самая выразительная деталь на лице человека? (глаза)
  • Цвет? Форма? (их выражение)
    1. Чтение отрывка из рассказа М.Шолохова “Судьба человека” (упр.92)
    2. “Я сбоку взглянул на него, и мне стало что – то не по себе… Видали вы когда-нибудь глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной тоской, что в них трудно смотреть? Вот такие глаза были у моего случайного собеседника.”

Прочитав только этот отрывок, еще ничего не зная о судьбе героя, можно догадываться о чем-то? (о тех испытаниях, которые выпали на его долю и навсегда лишили его радости, забрали у него огонь сердца и умертвили глаза)

    1. Рассмотрите репродукции картин русских художников, определите выражение глаз героев, запишите эти слова в тетрадь
  • Положительные или отрицательные эмоции вызвали у вас эти слова?
    1. Работа с лексикой.
  • Распределить прилагательные, показанные на экране, в два столбика в зависимости от того, какие эмоции – положительные или отрицательные – они вызывают.

Искрометные, наглые, бегающие, пустые, лукавые, озорные, гневные, скорбные, ясные, правдивые, внимательные, удивленные, задумчивые, блестящие, злые.

    1. Запись пословицы под диктовку.
    2. “Коль очи светятся – душа чиста” - ребята, как вы понимаете эту пословицу?

      Дети, как важно при общении уметь смотреть на человека! Как часто мы забываем о том, что наши глаза – ключ к пониманию нашего характера, нашего настроения, нашей души.

    3. Проверка индивидуального домашнего задания с учетом регионального компонента. Заслушивание мини – сообщения по творчеству поэта земляка Г.Чарикова с чтением отрывков из его стихотворений по интересующей теме (приложение 2).
    4. Выписать пословицы и поговорки о глазах, которые вам будут необходимы при работе над этим пунктом сочинения (на экране) (приложение 1).
  1. Работа по карточкам в группах.
  2. Чаще всего ваши сочинения – описания похожи друг на друга. Редко кому из вас удается отыскать неповторимую деталь внешности. Поэтому мы с ребятами – кружковцами составили карточки с учетом ваших интересов и склонностей. На одной из карточек подобран материал из семейного альбома нашего земляка, участника ВОВ Перязева Н.М. (приложение 3).

    Задание: написать сочинение миниатюру “Мой земляк” (приложение 4)

  3. Работа над элементами внешности. Описание волос.
  • Как определяется возраст дерева? (количеством годовых колец)
  • А человеческое горе? (количеством морщин на лице и седыми волосами)

Только не теми, о которых пишет М.Румянцева в стихотворении “Баллада о седине” (чтение учителем наизусть) (приложение 7).

  • Что осуждает М.Румянцева?
  • Выписать из предложенных пословицы и поговорки о красоте волос (приложение 1).
  1. Беседа об улыбке.

Вот мы посмотрели фото Н.М.Перязева нашего земляка. Увидели, что он пережил много горя по его морщинам и сединам.

  • Ожесточили ли его эти испытания? (нет)
  • Как вы это определили, судя по фотографии? (добрые и счастливые глаза, счастливая улыбка)

Хочу напомнить слова Л.Н.Толстого: “Улыбка скажет о человеке все. Добр или зол, умен или нет, красим ли – все покажет”. Запишите эту цитату в рабочую тетрадь.

Доброжелательное, озаренное улыбкой лицо всегда располагает к себе, поднимает настроение, снимает усталость.

До сих пор люди замирают пред картиной Леонардо да Винчи “Джоконда” (приложение 5).

  • Какая улыбка у Джоконды? (очаровательная, еле заметная, загадочная)
  1. Беседа о голосе.
    1. Показ портрета певицы Анны Герман (приложение 6).
  • Какая улыбка у этой певицы?
  • Выражение глаз?
  • Как вы думаете, какой у нее голос?
    1. Конечно, ребята, описание человека не будет полным без упоминания о его голосе. Мы теряем свою привлекательность, если говорим невыразительно, тускло.
    2. Запись в тетради пословиц о голосе.
    3. Прослушивание записи песни в исполнении А.Герман. Звучит “Колыбельная”

Беседа: - Греет голос певицы?

Ее удивительный голос та гармонически сочетается с мягкими, нежными чертами лица, доброй согревающей улыбкой и задумчивыми, глубокими глазами.

  1. Работа над автопортретом. Сочинение миниатюра.
  2. Ребята помните у Пушкина А.С.: “Свет мой зеркальце скажи...” Возьмите в руки зеркальце, посмотрите внимательно на себя, как вы никогда не смотрелись, найдите неповторимую деталь в своем облике и опишите её.

  3. Проверочное чтение работ, выставление оценок, подведение итогов урока.
  4. Заканчивается урок чтением строк, обращенных к детям.

“Берегите лицо человеческое. Несите
Сквозь года - и глаза молодые и рты.
Словно с озера, с глади лица не спугните
Выражение детскости и чистоты.”