Урок развития речи в 6-м классе "Выразительные средства художественной речи"

Разделы: Русский язык


Цели урока: повторить основные сведения о выразительных средствах художественной речи; формировать умение работать с текстом художественного произведения, картиной, формировать познавательный интерес, способствовать расширению кругозора учащихся; развивать творческое мышление и воображение.

Тип урока: применение знаний на практике.

Оборудование: тексты художественных произведений, репродукции картин, презентация.

План урока:

  1. Организационный момент.
  2. Работа с эпиграфом к уроку.
  3. Художник-маринист И.К. Айвазовский. "Девятый вал".
  4. К. Бальмонт "Воззвание к океану". Анализ текста.
  5. Писатель-маринист К.М. Станюкович. Работа с текстом.
  6. Творческая работа.
  7. Итоги. Домашнее задание.

Ход урока

1. Организационный момент. (слайд №1)

Тема  урока "Выразительные средства художественной речи", а это значит, что на уроке нам предстоит трудная, кропотливая, но интересная работа.

Мы будем работать с текстами художественных произведений, картинами, чтобы развивать творческое мышление и воображение.

- Запишите тему в тетради.

2. Эпиграфом к нашему уроку станет отрывок из стихотворения Константина Бальмонта "Воззвание к океану": (слайд №2)

Тихий, бурный, нежный, стройно-важный,
Ты - как жизнь: и правда, и обман.
Дай мне быть твоей пылинкой влажной,
Каплей в вечном: Вечность! Океан!
К. Бальмонт

- Вы, вероятно, уже догадались, о чём пойдёт речь на уроке?

- Какова интонация этих строк? (торжественная)

- Каким настроением они проникнуты? (бодрым, жизнерадостным)

- Какие чувства испытывает поэт, обращаясь к океану?

(уважение, восхищение, преклонение)

- Укажите выразительные средства, с помощью которых достигается торжественный, приподнятый тон речи автора.

эпитеты, антитеза: тихий, бурный, нежный, стройно-важный (Рядом соседствуют противоположные по смыслу эпитеты. С какой целью поэт употребляет их?)

сравнение: ты, как жизнь:

метафоры: пылинкой влажной, каплей в вечном, вечность

риторическое обращение, олицетворение: Океан! (придаёт речи торжественность, выразительность, показывает эмоциональное состояние автора)

- Ребята, это очень важно, что мы акцентируем внимание на средствах художественной выразительности, ведь нам предстоит самим создавать тексты. И чтобы они были яркими, красочными, мы должны использовать в речи тропы.

- Запишите эпиграф в тетради.

3. А иллюстрациями к нашему замечательному эпиграфу могут служить репродукции картин с изображением моря, представленные на нашей мини-выставке.

- Пейзаж, изображающий море, называется "марина". (слайд №3)

- А как называют художника, пишущего морские виды? (маринист)

- На доске представлены репродукции картин русских маринистов: Ивана Константиновича Айвазовского (1817-1900), Николая Никаноровича Дубовского (1859-1918), Алексея Петровича Боголюбова (1824-1896).

- Самым известным выдающимся художником-маринистом был Иван Константинович Айвазовский. (слайд №4)

- Айвазовский писал свои марины исключительно по памяти.

- На многих полотнах художника изображена трагическая схватка моряков с необузданной стихией. (слайд №5)

- Одна из самых знаменитых картин - "Девятый вал". (слайд №6)

- Мотивом для полотна "Девятый вал" послужило бытовавшее среди моряков поверье об особенно грозной и страшной во время шторма девятой по счёту волне.

В картине впечатляюще переданы неотвратимое движение стихии, её грандиозность, глубина пучины под продолжающими бороться за жизнь моряками.

Но несмотря на трагическое начало, заложенное в самом сюжете картины, мы не можем не испытывать восхищение красотой бушующей стихии, её грандиозностью, величием, притяжением, которое заставляет моряков вновь и вновь пускаться в опасное плавание.

- А сейчас мы совершим небольшую экскурсию, побываем на выставке художника. (слайды №7-30 - сопровождение: музыка, звуки прибоя, шторма)

4. Дополнит ваши впечатления.......... (ученик читает стихотворение

К. Бальмонта "Воззвание к океану")

Океан, мой древний прародитель,
Ты хранишь тысячелетний сон.
Светлый сумрак, жизнедатель, мститель,
Водный, вглубь ушедший небосклон!

Зеркало предвечных начинаний,
Видевшее первую зарю,
Знающее больше наших знаний,
Я с тобой, бессмертным говорю!

Ты никем не скованная цельность.
Мир земли для сердца мёртв и пуст, -
Ты же вечно дышишь в беспредельность
Тысячами юно-жадных уст!

Тихий, бурный, нежный, стройно-важный,
Ты - как жизнь: и правда, и обман.
Дай мне быть твоей пылинкой влажной,
Каплей в вечном: Вечность! Океан!

- ......прочитал нам стихотворение К. Бальмонта "Воззвание к океану", отрывок из которого мы взяли в качестве эпиграфа.

- У вас на партах есть текст стихотворения. (Приложение)

- Найдите в 1 и 2 четверостишиях метафоры, запишите в тетради.

- Проверка (слайд №31)

- Какой ещё художественный приём позволил автору изобразить океан как живое существо? (олицетворение, риторическое обращение)

5. О море, океане писали не только поэты, но и писатели-прозаики.

Классиком русской маринистики в литературе считается Константин Михайлович Станюкович. (слайд №32)

- Ребята подготовили для вас сообщение об этом писателе.

(сообщение о К.М. Станюковиче)

Константин Михайлович Станюкович

Крупнейший русский писатель по "морской части" с самого раннего детства видел и слышал море и близко знал людей, чья жизнь так или иначе связана с морем.

Его отец был адмиралом, мать - дочерью военного моряка. Отец и для сына избрал военную карьеру. И возможно, к концу жизни дослужился бы Константин Станюкович до адмирала, как и его отец. Но он принимает решение отказаться от карьеры военного моряка и поступить в университет.

Отец отправляет кадета Станюковича в кругосветное плавание, надеясь, что "блажь" за годы плавания рассеется и всё встанет на своё место.

Мечта отца осуществилась: имя Станюковичей навсегда запечатлелось в истории русского флота. И этого не произошло бы, если бы Константин не совершил трёхлетнего кругосветного плавания, давшего ему столько впечатлений, что их хватило почти на все написанные им впоследствии морские рассказы и повести.

Решение стать писателем только укрепилось за время плавания. Отцу пришлось смириться с выбором сына, и Константин Станюкович, выйдя в отставку, начинает жизнь профессионального литератора.

Вышедший в 1888 году сборник "Морские рассказы" круто изменил всю его литературную судьбу. До этого он был известным писателем и публицистом, а теперь стал знаменитым автором морских рассказов.

Подобно старинным навигаторам, Станюкович чувствовал норов корабля, привычки его и повадки.

Он глядел на море глазами труженика моря, в солёном ветре слышал не только аромат океана, но и пот корабельщины. Не просто подмечал деталь и штрих - перевоплощался. И поэтому стал автором марин, поэтически полнозвучных, реалистически достоверных.

- А сейчас послушайте отрывок из рассказа Станюковича "Максимка".

(учитель читает текст) (слайд №33)

"Было шесть часов прелестного тропического утра на Атлантическом океане. По бирюзовому небосклону, бесконечно высокому и прозрачно-нежному, местами подёрнутому, словно белоснежным кружевом, маленькими перистыми облачками, быстро поднимается золотистый шар солнца, жгучий и ослепительный, заливая радостным блеском водяную холмистую поверхность океана. Голубые рамки далёкого горизонта ограничивают его беспредельную даль.

Как-то торжественно безмолвно кругом.

Только светло-синие волны, сверкая на солнце своими серебристыми верхушками, нагоняя одна другую, плавно переливаются с тем ласковым, почти нежным ропотом, который точно нашёптывает, что в этих широтах, под тропиками, вековечный старик океан всегда находится в добром расположении духа".

- Ребята, у вас есть этот текст. (Приложение) Ваша задача: найти и выписать из текста эпитеты, которые помогают создать яркую, красочную картину океана.

- А теперь проверьте, все ли эпитеты вы выписали. (слайд №34) Среди выписанных вами эпитетов назовите метафорические эпитеты.

6. А дальше вам предстоит побыть в роли писателя-мариниста.

- Мы рассмотрели два текста, увидели, какие эпитеты можно использовать в описании моря, какова их роль. И сейчас постараемся использовать их в речи.

- Вставьте в текст подходящие по смыслу эпитеты, текст запишите в тетради. (слайд №35)

Море смеялось.

Под лёгким дуновением знойного ветра оно вздрагивало и, покрываясь нежной рябью, улыбалось бирюзовому небу тысячами серебряных улыбок.

В голубом пространстве между морем и небом носился весёлый плеск волн, взбегавших одна за другою на пологий берег песчаной косы.

М. Горький

- Прочитайте.

- Давайте посмотрим, какие эпитеты использовал М. Горький.

7. Итоги. Домашнее задание. (слайд №36)

- Мы поработали очень продуктивно.

Вспомнили основные выразительные средства художественной речи;

Увидели мастерство писателей в создании ярких, образных, эмоциональных текстов;

Учились употреблять эпитеты в своей речи.

- Вам предстоит дома продолжить эту работу. Сочините миниатюру о море, используя тропы, записанные в тетради.