Урок развития речи в 5-м классе. Тема урока: «Дворик моего детства»

Разделы: Русский язык

Класс: 5


Описание картины - один из элементов работы по развитию речи на уроках русского языка. Живопись, воздействуя на чувства школьников, способствует развитию у них мышления и речи, обогащению словарного запаса, повышает их творческую активность. ВСухомлинский писал: "Произведение изобразительного искусства - еще одно светлое окошко, через которое человек постигает благородное видение мира".

Тип урока: Урок «открытия» нового знания, развития речи.

Цель: дать представление о публицистическом и художественном стилях, особенностях, сфере употребления; строить предложения и связные тексты в данных стилях, развивать творческие способности учащихся, научить их создавать самостоятельное речевое произведение, используя образно-выразительные средства русского языка.

Задачи урока:

  • пробудить у учащихся желание выражать своё отношение к картине, обосновать, мотивировать его; учить составлению рассказа по картине; сформировать умение писать сочинение-зарисовку о дворике детства.
  • учить детей искусству слушать и оценивать устную речь;
  • формируя представление об окружающем мире, воспитывать эстетическое отношение к действительности, стремление самостоятельно создавать художественные образы;
  • показать изобразительные возможности живописи, развивать память, логическое мышление, воображение.

Методы организации взаимодействия учащихся и накопления социального опыта: диалогическое общение; метод взаимной проверки.

Формирование УУД на уроке развития речи (личностные, познавательные, коммуникативные, регулятивные):

  • Личностные: осознавать лексическое богатство русского языка, гордость за язык; стремиться к речевому совершенствованию, формировать интерес к творческой деятельности на основе составленного плана, проекта, модели, образца
  • Коммуникативные: добывать недостающую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность), использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний с целью составления и выполнения алгоритма, творческого задания.
  • Регулятивные: формировать ситуацию саморегуляции, т.е. операциональный опыт (учебных знаний и умений); сотрудничества в совместном решении задач, проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.
  • Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования при работе над сочинением, постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

Оборудование: рисунки учащихся с изображением двориков, презентация, тексты для работы.

Метод обучения: частично-поисковый, беседа, проблемные ситуации, диалог, исследовательский метод, работа с текстом, наглядность, информационно-коммуникативная технология.

Ход урока

1. Постановка проблемы и актуализация знаний

Ребята, сегодня для нашего урока в качестве эпиграфа я выбрала вот такое высказывание: «Письменные упражнения шлифуют речь, а упражнения в речах оживляют письменный стиль». Слайд № 1

Презентация

Приложение

Устная речь очень гибкая, спонтанная, эмоциональная, часто создается в именно момент говорения, поэтому требует постоянной тренировки. Сегодня мы с вами попробуем сегодня поупражняться в устной речи. А начнем мы с необычной задачи, для решения которой необходимо напрячь свою зрительную память и дать ответ на вопрос. Итак, «Где эта улица, где этот дом?» СЛАЙД №2-4 - отгадать названия улиц города.

Предложите название нашего урока, на какую тему будем сегодня говорить, о чем будем вести разговор?

Ответы учащихся. 2-3 мин.

Спасибо за предложенные названия и большое спасибо за ваши рисунки на тему «Мой двор, моя улица». Кто хочет кратко рассказать о своем рисунке?

Описание рисунка. 1 мин.

2. Усвоение нового материала

А вы знаете, что многие художники обращались в своем творчестве к теме маленьких двориков, улочек, домов - т.е. тех мест, которые либо были им дороги воспоминаниями о детстве, либо запомнились особенными деталями, подарили яркое впечатление?

СЛАЙДЫ № 5, 6, 7, 8.

Вот посмотрите картины художников 19 века, конечно, всем любителям живописи известна картина Василия Дмитриевича Поленова «Московский дворик», а вот полотна художника 20 века Игоря Александровича Попова. Обратите внимание, что многие картины имеют одинаковые названия, а живописцы умеют поймать казалось, самые простые моменты жизни обычных людей. Это работы уже современных нам художников. Как вы думаете, почему эта тема остается востребованной на протяжении столетий?

Ответы учащихся. 2 мин.

Перед вами картина Сергея Волкова.

СЛАЙД № 8. Давайте опишем, что мы видим.

Помним правило 3-х вопросов:

  1. что изображено на картине,
  2. что делают герои,
  3. какие чувства, эмоции хотел передать автор?

Описание картины. (1 ученик) 2 мин.

Смотришь на эту картину и понимаешь, что двор не просто качели, площадка, клумбы, а целый организм, в котором все взаимосвязано. Знаете, в таких двориках люди часто знали друг о друге все, общались, передавали друг другу новости, сидя на лавочке. Но времена меняются, дома у нас вырастают многоэтажные и многоподъездные, и уже часто соседи не знают друг друга.

И вот ситуация: надо срочно донести информацию до всех жителей домов, находящихся в вашем дворе. Что вам поможет сделать это быстро?

Конечно, объявление. К сожалению, многие объявления сейчас можно читать сквозь смех и слезы. Я предлагаю вам три слайда с разными объявлениями, а вы делаете вывод. 1 мин.

Формулируем положение, продолжаем фразу:

Объявление должно быть….

Слайд № 9

Объявление должно быть грамотно написано.

Слайд № 10

Объявление должно содержать точную информацию, обращение, подпись.

Слайд №11

Не должны употребляться просторечные и грубые слова.

СЛАЙД № 12. Посмеялись, а теперь проверим себя, верно ли вы сформулировали основные требования к составлению объявлений. 1-2 мин.

А теперь у вас следующая задача: составьте объявление для жильцов ваших домов. Ключевые слова: «Потерялась кошка», «найдены ключи», «субботник во дворе». На работу вам 1-2 минуты.

ЧТЕНИЕ ОБЪЯВЛЕНИЙ (3 объявления). 3 мин.

Всем спасибо! Теперь поработаем с текстом № 1. Просмотрите текст. На что сразу обратили внимание? Правильно, имена числительные, к ним предельное внимание, попробуем.

Прочитаем отрывок, помним правила чтения незнакомого текста:

ЧИТАЮ В СВОЕМ ТЕМПЕ, СОБЛЮДАЮ ИНТОНАЦИЮ, ДУМАЮ НАД ТЕМ, ЧТО ЧИТАЮ.

ЧТЕНИЕ статьи «Детские площадки в городе Лыткарино».

Подумайте, а где мы можем встретить такой текст? В газете, докладе, отчете. Верно, это отрывок из статьи «Лыткаринские вести».

  • Какова задача у автора статьи?
  • Как читать такой текст?
  • Нужно ли такой текст читать эмоционально?

Ответы учащихся.

СЛАЙД №13. В данном фрагменте своей статьи автор придерживается четкости, логичности и главная его задача - донести информацию до читателей. 3 мин.

Но статьи в газетах бывают разными по цели и содержанию, да и сами газеты бывают непохожи одна на другую. Я пригласила сегодня учениц 7 А класса, они расскажут вам о проекте, над которым работали в прошлом году.

Выступление учениц 7 А класса, показ газет, СЛАЙД № 14. 3 мин.

Спасибо, за информацию, мы постараемся выполнить ваше задание и принять участие в подготовке следующего выпуска. Давайте посмотрим, в каких жанрах вы можете написать свою работу «Дворик моего детства».

3. Закрепление нового материала

СЛАЙД № 15. Запишите жанры газетного стиля.

Смотрим текст № 2. Это фрагмент статьи из газеты «Частный корреспондент», называется статья «Дворы детства».

ЧТЕНИЕ ТЕКСТА № 2.

Можно было при чтении этого текста добавить эмоциональности и выразительности?

  • В чем отличие этого текста от предыдущего?
  • Чувствуем ли мы присутствие автора, понимаем, что он хочет нам сказать?
  • Какова основная мысль фрагмента?
  • Чтобы привлечь внимание читателя, о чем автор текста повествует, какие факты приводит?
  • За счет чего текст стал более интересным, эмоциональным? 5 мин.

Вот хочется, чтобы и ваши заметки или репортажи были эмоциональными, выразительными, чтобы истории были увлекательными и живыми.

Я прочитаю еще один отрывок из этой статьи, а вы послушайте.

Выразительное чтение учителя. СЛАЙД. № 17.

СЛАЙД № 18. Шаляпин. Рассказ о секретной шкатулке.

Воспоминания о своем детстве, дворике, о любимом родном доме мы можем встретить в произведениях многих поэтов и писателей.

Слайд № 19,20. Есенин, Тургенев. У Н.М.Рубцова есть такие строки:

«Тихая моя родина, я ничего не забыл...» (чтение наизусть учителем)

Есть такое понятие «малая родина». Почему родной край играет такую важную роль в жизни? В родном городе человек растет, заводит первых друзей, ходит в школу. Все важные события, которые связаны со взрослением и становлением личности, происходят в стенах родного дома, двора, школы. И воспоминания, которые дороги нам, дарят нам тепло, радость, остаются с нами на всю жизнь, и нужно научиться этим дорожить.

4. Подведение итогов урока

Закончить урок мне хотелось бы словами известного ученого, публициста Д.С.Лихачева:

«Любовь к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу начинается с малого - с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе. Постепенно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своей стране - к ее истории, ее прошлому и настоящему». СЛАЙД № 21

5. Рефлексия

Что узнали нового на уроке, какие моменты запомнились? Какие стили речи вы узнали?

Домашнее задание: написать сочинение «Дворик моего детства».