Описание картины - один из элементов работы по развитию речи на уроках русского языка. Живопись, воздействуя на чувства школьников, способствует развитию у них мышления и речи, обогащению словарного запаса, повышает их творческую активность. ВСухомлинский писал: "Произведение изобразительного искусства - еще одно светлое окошко, через которое человек постигает благородное видение мира".
Тип урока: Урок «открытия» нового знания, развития речи.
Цель: дать представление о публицистическом и художественном стилях, особенностях, сфере употребления; строить предложения и связные тексты в данных стилях, развивать творческие способности учащихся, научить их создавать самостоятельное речевое произведение, используя образно-выразительные средства русского языка.
Задачи урока:
- пробудить у учащихся желание выражать своё отношение к картине, обосновать, мотивировать его; учить составлению рассказа по картине; сформировать умение писать сочинение-зарисовку о дворике детства.
- учить детей искусству слушать и оценивать устную речь;
- формируя представление об окружающем мире, воспитывать эстетическое отношение к действительности, стремление самостоятельно создавать художественные образы;
- показать изобразительные возможности живописи, развивать память, логическое мышление, воображение.
Методы организации взаимодействия учащихся и накопления социального опыта: диалогическое общение; метод взаимной проверки.
Формирование УУД на уроке развития речи (личностные, познавательные, коммуникативные, регулятивные):
- Личностные: осознавать лексическое богатство русского языка, гордость за язык; стремиться к речевому совершенствованию, формировать интерес к творческой деятельности на основе составленного плана, проекта, модели, образца
- Коммуникативные: добывать недостающую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность), использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний с целью составления и выполнения алгоритма, творческого задания.
- Регулятивные: формировать ситуацию саморегуляции, т.е. операциональный опыт (учебных знаний и умений); сотрудничества в совместном решении задач, проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.
- Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования при работе над сочинением, постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.
Оборудование: рисунки учащихся с изображением двориков, презентация, тексты для работы.
Метод обучения: частично-поисковый, беседа, проблемные ситуации, диалог, исследовательский метод, работа с текстом, наглядность, информационно-коммуникативная технология.
Ход урока
1. Постановка проблемы и актуализация знаний
Ребята, сегодня для нашего урока в качестве эпиграфа я выбрала вот такое высказывание: «Письменные упражнения шлифуют речь, а упражнения в речах оживляют письменный стиль». Слайд № 1
Устная речь очень гибкая, спонтанная, эмоциональная, часто создается в именно момент говорения, поэтому требует постоянной тренировки. Сегодня мы с вами попробуем сегодня поупражняться в устной речи. А начнем мы с необычной задачи, для решения которой необходимо напрячь свою зрительную память и дать ответ на вопрос. Итак, «Где эта улица, где этот дом?» СЛАЙД №2-4 - отгадать названия улиц города.
Предложите название нашего урока, на какую тему будем сегодня говорить, о чем будем вести разговор?
Ответы учащихся. 2-3 мин.
Спасибо за предложенные названия и большое спасибо за ваши рисунки на тему «Мой двор, моя улица». Кто хочет кратко рассказать о своем рисунке?
Описание рисунка. 1 мин.
2. Усвоение нового материала
А вы знаете, что многие художники обращались в своем творчестве к теме маленьких двориков, улочек, домов - т.е. тех мест, которые либо были им дороги воспоминаниями о детстве, либо запомнились особенными деталями, подарили яркое впечатление?
СЛАЙДЫ № 5, 6, 7, 8.
Вот посмотрите картины художников 19 века, конечно, всем любителям живописи известна картина Василия Дмитриевича Поленова «Московский дворик», а вот полотна художника 20 века Игоря Александровича Попова. Обратите внимание, что многие картины имеют одинаковые названия, а живописцы умеют поймать казалось, самые простые моменты жизни обычных людей. Это работы уже современных нам художников. Как вы думаете, почему эта тема остается востребованной на протяжении столетий?
Ответы учащихся. 2 мин.
Перед вами картина Сергея Волкова.
СЛАЙД № 8. Давайте опишем, что мы видим.
Помним правило 3-х вопросов:
- что изображено на картине,
- что делают герои,
- какие чувства, эмоции хотел передать автор?
Описание картины. (1 ученик) 2 мин.
Смотришь на эту картину и понимаешь, что двор не просто качели, площадка, клумбы, а целый организм, в котором все взаимосвязано. Знаете, в таких двориках люди часто знали друг о друге все, общались, передавали друг другу новости, сидя на лавочке. Но времена меняются, дома у нас вырастают многоэтажные и многоподъездные, и уже часто соседи не знают друг друга.
И вот ситуация: надо срочно донести информацию до всех жителей домов, находящихся в вашем дворе. Что вам поможет сделать это быстро?
Конечно, объявление. К сожалению, многие объявления сейчас можно читать сквозь смех и слезы. Я предлагаю вам три слайда с разными объявлениями, а вы делаете вывод. 1 мин.
Формулируем положение, продолжаем фразу:
Объявление должно быть….
Слайд № 9
Объявление должно быть грамотно написано.
Слайд № 10
Объявление должно содержать точную информацию, обращение, подпись.
Слайд №11
Не должны употребляться просторечные и грубые слова.
СЛАЙД № 12. Посмеялись, а теперь проверим себя, верно ли вы сформулировали основные требования к составлению объявлений. 1-2 мин.
А теперь у вас следующая задача: составьте объявление для жильцов ваших домов. Ключевые слова: «Потерялась кошка», «найдены ключи», «субботник во дворе». На работу вам 1-2 минуты.
ЧТЕНИЕ ОБЪЯВЛЕНИЙ (3 объявления). 3 мин.
Всем спасибо! Теперь поработаем с текстом № 1. Просмотрите текст. На что сразу обратили внимание? Правильно, имена числительные, к ним предельное внимание, попробуем.
Прочитаем отрывок, помним правила чтения незнакомого текста:
ЧИТАЮ В СВОЕМ ТЕМПЕ, СОБЛЮДАЮ ИНТОНАЦИЮ, ДУМАЮ НАД ТЕМ, ЧТО ЧИТАЮ.
ЧТЕНИЕ статьи «Детские площадки в городе Лыткарино».
Подумайте, а где мы можем встретить такой текст? В газете, докладе, отчете. Верно, это отрывок из статьи «Лыткаринские вести».
- Какова задача у автора статьи?
- Как читать такой текст?
- Нужно ли такой текст читать эмоционально?
Ответы учащихся.
СЛАЙД №13. В данном фрагменте своей статьи автор придерживается четкости, логичности и главная его задача - донести информацию до читателей. 3 мин.
Но статьи в газетах бывают разными по цели и содержанию, да и сами газеты бывают непохожи одна на другую. Я пригласила сегодня учениц 7 А класса, они расскажут вам о проекте, над которым работали в прошлом году.
Выступление учениц 7 А класса, показ газет, СЛАЙД № 14. 3 мин.
Спасибо, за информацию, мы постараемся выполнить ваше задание и принять участие в подготовке следующего выпуска. Давайте посмотрим, в каких жанрах вы можете написать свою работу «Дворик моего детства».
3. Закрепление нового материала
СЛАЙД № 15. Запишите жанры газетного стиля.
Смотрим текст № 2. Это фрагмент статьи из газеты «Частный корреспондент», называется статья «Дворы детства».
ЧТЕНИЕ ТЕКСТА № 2.
Можно было при чтении этого текста добавить эмоциональности и выразительности?
- В чем отличие этого текста от предыдущего?
- Чувствуем ли мы присутствие автора, понимаем, что он хочет нам сказать?
- Какова основная мысль фрагмента?
- Чтобы привлечь внимание читателя, о чем автор текста повествует, какие факты приводит?
- За счет чего текст стал более интересным, эмоциональным? 5 мин.
Вот хочется, чтобы и ваши заметки или репортажи были эмоциональными, выразительными, чтобы истории были увлекательными и живыми.
Я прочитаю еще один отрывок из этой статьи, а вы послушайте.
Выразительное чтение учителя. СЛАЙД. № 17.
СЛАЙД № 18. Шаляпин. Рассказ о секретной шкатулке.
Воспоминания о своем детстве, дворике, о любимом родном доме мы можем встретить в произведениях многих поэтов и писателей.
Слайд № 19,20. Есенин, Тургенев. У Н.М.Рубцова есть такие строки:
«Тихая моя родина, я ничего не забыл...» (чтение наизусть учителем)
Есть такое понятие «малая родина». Почему родной край играет такую важную роль в жизни? В родном городе человек растет, заводит первых друзей, ходит в школу. Все важные события, которые связаны со взрослением и становлением личности, происходят в стенах родного дома, двора, школы. И воспоминания, которые дороги нам, дарят нам тепло, радость, остаются с нами на всю жизнь, и нужно научиться этим дорожить.
4. Подведение итогов урока
Закончить урок мне хотелось бы словами известного ученого, публициста Д.С.Лихачева:
«Любовь к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу начинается с малого - с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе. Постепенно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своей стране - к ее истории, ее прошлому и настоящему». СЛАЙД № 21
5. Рефлексия
Что узнали нового на уроке, какие моменты запомнились? Какие стили речи вы узнали?
Домашнее задание: написать сочинение «Дворик моего детства».