Тема: “Подготовка к сочинению-описанию “Унылая пора! Очей очарованье!…” (по картинам И.И. Левитана).
Цели:
- научить детей собирать рабочий материал к сочинению-описанию;
- углубить знания учащихся о тексте, смысловой и грамматической связи предложений в тексте;
- расширить активный словарь учащихся за счёт введения в него слов, обозначающих оттенки цветов, связанных с темой “Осень”;
- развивать умение редактировать тексты;
- способствовать формированию интереса к живописи;
- воспитывать любовь к родной природе.
Оборудование:
- Портрет И.И. Левитана.
- Репродукции картин И.И. Левитана: “Золотая осень”, “Слободка”, “Октябрь”, “Осень. Долина реки”, “Саввинская слободка”.
- Раздаточный материал со стихами А.С. Пушкина, Ф.И. Тютчева, И. Бунина, А Фета.
План урока:
- Вступительное слово учителя.
- Рассказ о художнике И.И. Левитане, демонстрация репродукций его картин.
- Словарно-стилистическая работа по отрывкам из стихов.
- Собирание рабочих материалов.
- Составление плана сочинения.
- Работа над текстом сочинения.
- Самостоятельное написание сочинения.
ХОД УРОКА
1. Вступительное слово учителя.
– Сегодня на уроке мы будем работать с картинами художника И.И. Левитана, с его удивительными осенними пейзажами. Их много. Здесь на репродукциях представлены только некоторые из них. Наша задача заключается в том, чтобы ответить на вопрос, как относится к осени художник, какими красками он сумел показать, что осень – прекрасная пора, “очей очарованье”. В этом нам помогут, поэты: А.. Пушкин, И. Бунин, Ф.Тютчев, А. Фет.
2. Рассказ о художнике И.И. Левитане, демонстрация репродукций его картин.
(Рассказ подготовлен группой учащихся)
Учитель:
- Понравились ли вам картины И.И. Левитана?
- Что общего в этих картинах, в чём разница? (Время года одно - осень, но на одних картинах осень ранняя, а на других – поздняя)
- Левитан на этих картинах говорит нам не только о календарном времени года, но и передаёт своё настроение. Какое настроение передано в этих картина? (В картинах: “Золотая осень”, “Слободка”, “Осень. Долина реки”, “Осень” - художник передаёт нам радость, восторг при виде этой торжественной красоты. Картины: “Октябрь”, “Саввинская слободка”, “Деревня” - очень грустные)
Мы чувствуем это настроение потому, что художник сумел передать его нам с помощью красок. Изображение на холсте – это отражение того, что звучит в душе художника. Свои душевные переживания он передаёт в картинах.
3. Словарно-стилистическая работа по отрывкам из стихов.
- Подобрать слова для описания картин и своих впечатлений нам помогут строки из стихотворений наших любимых поэтов. Вспомните и прочитайте строки из стихотворений, которые приходят на память, когда вы смотрите на картины Левитана (учащиеся читают известные им строки).
- Отрывки из некоторых стихотворений русских поэтов русских поэтов даны вам на карточках. Прочитайте выразительно эти отрывки и найдите среди них те, которые созвучны по настроению левитановским картинам.
1) Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора –
Весь день стоит как бы хрустальный
И лучезарны вечера… Ф. И. Тютчев
2) Унылая пора! Очей очарованье…
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса! А.С.Пушкин
3) Лес точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный.
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной. И.А.Бунин
4) Когда на серый, мутный небосклон
Осенний ветер нагоняет тучи
И крупный дождь в стекло моих окон
Стучится глухо, в поле вихрь летучий
Гоняет жёлтый лист…
Тогда я сам осенняя пора… А. Фет
- Какие картины наиболее контрастны по настроению? (“Золотая осень” и “Октябрь”)
- Какие отрывки стихотворений созвучны этим картинам? (“Унылая пора!...” и “Когда на серый, мутный небосклон…”
- Какие цвета осени отметил Пушкин? (Багрец и золото)
- Что обозначает слово багрец? Подберите однокоренные слова, запишите в тетрадь. (Работа по словарю В.И. Даля)
Запись в тетради: Багрец – багряный, цвет, цвет пламени.
- Какой цвет передаёт слово золото? (Жёлтый, золотистый, цвета золота, с блеском золота)
- Какая осень у Пушкина в целом? (Багряная, пламенная, огненная, золотая, яркая)
- В первой строке стихотворения, взятой в заголовок сочинения, поэт говорит об осени: “…Очей очарованье!”. Что обозначает слово очарованье? (Очарованье – чарующая сила, прелесть осени. Чары – волшебство, колдовство, очаровать – обворожить, околдовать, пленить кого-то)
- Теперь представьте, какой показалась поэту осень? (Осень для Пушкина – волшебница, колдунья, обладающая пленительной силой, очаровательная и красивая)
- Какие цвета, краски осени отметил А. Фет? (Серый и жёлтый)
- Какой цвет преобладает? (Серый)
- А как вы это поняли? (Все предметы, о которых говорит автор, серые: и небо, и тучи, и дождь, и стёкла окон, и поле).
- Раз все предметы серые, то какова погода, которую описывает автор? (Погода тоже серая, т.е. ненастная, пасмурная)
- Подумайте над последней строкой этого стихотворения “Тогда я сам осенняя пора…” Что ещё “серое” в этом стихотворении? (Серое настроение автора)
- Что означает это слово применительно к настроению автора? (Грустное, тоскливое)
- Обратите внимание на сочетание цветов в этом стихотворении. Жёлтый цвет – тёплый цвет, солнечный, яркий. А каким он становится в сочетании с серым цветом? (Жёлтый цвет теряет свою яркость, бледнеет, становится более холодным)
- Есть ли в стихотворении А. Фета слово или слова, которые не обозначают цвет, но дополняют наше восприятие цветовой гаммы стихотворных строк? (Прилагательное “мутный” - непрозрачный, потускневший, затуманенный, неяркий, бесцветный)
- Итак, осень у Фета преимущественно серая, пасмурная, грустная. От “золотой осени” остался только неяркий жёлтый цвет.
4. Собирание рабочих материалов.
Учащиеся под руководством учителя подбирают слова, обозначающие оттенки цвета различных предметов и объектов, изображённых на картине художника, и записывают на доске и в тетради.
По картине “Золотая осень”
Осень – пламенная, огненная, золотая, яркая, праздничная, торжественная.
Настроение – праздничное, радостное, приподнятое.
Деревья – жёлтые, золотые, багряные, разноцветные, отливающие бронзой.
Травы – Изумрудные, зелёные, жёлтые, желтовато-коричневые.
Небо – голубое, светло-голубое, лазурное, с лёгкими белыми облаками.
Река, берега – синяя, тёмная, более светлая, голубая вдали, берега – обрывистые, рыжеватые, желтовато-коричневые.
Воздух – бесцветный, прозрачный, чистый.
По картине “Октябрь”.
Осень – неяркая, неброская.
Настроение – грустное, печальное, тихое.
Деревья – жёлто-коричневые, облетевшие, голые, лес – тёмный, мрачный.
Трава – жёлтая, серая, сухая.
Небо – мутное, серое, пепельное, тучи низкие, темные, тяжёлые.
Воздух – туманный, непрозрачный, размывающий очертания.
5. Составление плана сочинения (коллективное).
1) Художник, очарованный осенью.
2) Краски осени в картине И.И. Левитана “Золотая осень”.
3) Гамма цветов на полотне “Октябрь”.
4) Говорящие краски.
6. Работа над текстом сочинения, редактирование.
- Итак, в заголовок нашего сочинения вошли слова А. Пушкина: “Унылая пора! Очей очарованье!”. Как вы понимаете выражение “унылая пора”? (Грустная пора). Как понять выражение “очей очарованье”? (Осень, хоть и грустное время года, но прекрасное)
- На какой основной вопрос мы будем отвечать в своём сочинении? (Какими красками художник показал очарование осени?)
- Для какого типа речи характерен такой вопрос? (Описание)
- Какой вопрос неизбежно возникает при внимательном прочтении заголовка? (Как художник И.И. Левитан относится к осени?)
- Для какого типа речи характерен такой вопрос? (Рассуждение)
- Следовательно, для нашего сочинения мы выбираем тип – описание с элементами рассуждения.
- Какие части сочинения будут содержать элементы описания? (Вторая и третья), а элементы рассуждения? (Первая и четвёртая)
Далее обсуждаются возможные варианты микротекстов.
Учащиеся устно рассказывают, о чём будут писать в сочинении.
7. Самостоятельное написание сочинения.