Русский язык
-
"Родной язык - живоносный источник добра и любви" 2007
В 2005/2006 учебном году я, Шкатова Оксана Юрьевна, начала работать по интегратирному учебному курсу Д.З. Арсентьева "Родной язык - живоносный источник добра и любви", который является "дополнительным учебно-методическим комплексом (УМК) к основному курсу русского языка в средней школе и предназначен для создания и расширения у учащихся языковой картины мира и культурного кругозора, развития языковой интеграции и навыков понимания текста различных типов, в первую очередь художественного".
-
"Родной язык – немыслимое чудо" (А.Дементьев). Лексика. Повторение изученного в 5-м классе 2012
Урок рассчитан на учащихся 5-х классов и проводится как урок повторения и закрепления знаний, полученных школьниками в ходе изучения раздела "Лексика. Культура речи". Повторение и закрепление основных теоретических понятий и решение занимательных практических задач способствуют активизации познавательного интереса и речемыслительной деятельности пятиклассников, развитию их логического и креативного мышления, воспитанию внимательного и бережного отношения к родному слову.
-
"Рождественские забавы" (урок РР) 2010
Урок-мастерская развития речи, на котором повторяются сведения о словосочетаниях, закрепляются знания об устном народном творчестве, развивается устная и письменная речь учащихся.
-
"Роль выразительных средств языка в комплексном анализе текста" 2014
В работе предлагаются задания на исследование текста художественного произведения. Их можно вводить на уроках русского языка или литературы при изучении творчества М. А. Булгакова.
-
Решение профессиональной задачи на уроках русского языка 2023
В 5–6-х классах учащиеся плохо запоминают, что глаголы настоящего и будущего времени спрягаются, а глаголы прошедшего времени изменяются по родам, поэтому при выполнении морфологического разбора глагола указывают спряжение глаголов прошедшего времени. Как объяснить ученикам разницу в грамматических признаках разных временных форм глагола?
-
Риторика как новая технология формирования коммуникативной компетенции 2010
Риторика в своем новом качестве учит понимать и создавать текст по всем правилам и законам речевой деятельности. Тип речи является параметром, объединяющим все остальные логико-риторические характеристики текста. Риторические технологии можно рекомендовать всем учителям–предметникам, потому что все мы вместе работаем с текстом.
-
Род и семья – исток нравственных отношений в истории человечества. 5–6-е классы 2012
На уроке с презентацией в 5-м классе дети размышляют о семье, своей родословной, значении родительского дома в жизни каждого Определяются основные законы семьи – верность, любовь, воспитание детей, которые служат самыми прочными основами человеческого блага. В ходе урока учитель использует пословицы и поговорки о семье, осетинскую сказку «Общее счастье». Материал может быть использован на классных часах и уроках литературы.
-
Род имен существительных 2003
Предлагаемый урок русского языка в классе выстроен в чётком соответствии с методическими принципами технолгии проблемного обучения. На уроке используется групповая форма работы. Учащиеся самостоятельно при направляющей инструкции учителя "открывают" новое знание. Ученикам предлагаются разного вида задания для закрепления полученного знания. Все этапы связаны друг с другом, - подчинены строгой логике изучаемой темы.
-
Род имен существительных 2009
Цель урока — ознакомление с приемами распознавания рода имен существительных. Также продолжает формироваться орфографическая зоркость и навыки грамотного письма, умение самостоятельно распознавать орфограммы и проверять их.
-
Род имен существительных (3-й класс) 2010
Это комбинированный урок, дидактической целью которого является проверить знания, полученные на предыдущем уроке и получить новые знания в игре. Отличительной чертой урока является наличие заданий творческого характера.
-
Род имён существительных. 3-й класс 2021
Цели урока: знакомство с приёмами распознавания рода имён существительных; создание условий для проявления индивидуальности и познавательной активности ученика.
-
Род имен существительных. 5-й класс 2014
Цель урока: распознавать род имён существительных, правильно употреблять в речи (согласовывать) имена существительные с формами прилагательных и глаголов в прошедшем времени.
-
Род имен существительных. 5-й класс 2011
На уроке используется презентация со следующими целями: подготовить учащихся к восприятию нового материала, осуществлению взаимо- и самопроверки.
-
Род имен существительных. Мой родной город Иркутск 2020
Урок закрепления знаний о родах имен существительных и истории родного города Иркутска.
-
Род несклоняемых имен существительных
2022
Цель урока: формирование у обучающихся навыков определения рода несклоняемых имен существительных.
-
Род несклоняемых имен существительных 2013
Урок по русскому языку «Род несклоняемых имен существительных» разработан в соответствии с новыми федеральными государственными стандартами. В методической основе урока лежит системно-деятельностный подход. Тема проходится в 5 классе (программа М.М. Разумовская). Для проведения урока необходимо наличие интерактивной доски.
-
Род сложносокращенных слов 2010
Урок знакомит учащихся со способом определения рода у сложносокращенных слов. Дети учатся правильно находить главное слово, устно рассуждать и письменно объяснять условия определения рода, но при этом и повторяется раннее изученный материал по теме «Имя существительное».
-
Родина. Отечество. Отчизна. 5-й класс 2011
Учащиеся в игровой форме знакомятся со словами, одинаковыми по значению, но различными по написанию и звучанию. Словарное слово «солдат» поведет их по новой теме. Объяснение нового материала и закрепление строится на основе художественных текстов, в которых встречается то или иное трудное в орфографическом плане слово. Следует использовать воспитательный потенциал заданий, оценить слова синонимических рядов с точки зрения патриотического воспитания.
-
Родовые окончания имен прилагательных, 2-й класс (система Л.В. Занкова) 2009
Урок развивает умение устанавливать зависимость рода имени прилагательного от рода имени существительного и умение изменять имена прилагательные по родам, правильно писать окончания имён прилагательных.
-
Рождение метафоры, 10-й класс 2013
В ходе творческой мастерской участники ищут ответы на вопросы: в чём исключительность метафоры как средства художественной выразительности и можно ли научиться создавать метафоры.
-
Роль алгоритмов в повышении практической грамотности 2007
Статья "Роль алгоритмов в повышении практической грамотности" посвящена проблеме формирования грамотного письма у обучающихся с помощью алгоритмов, использование которых способствует не только умению применять правило по какой-либо теме, но и построить цепь рассуждений, почему пишется так, а не иначе.
-
Роль внеклассных мероприятий по русскому языку и литературе в формировании познавательного интереса учащихся, в повышении их культурного уровня 2009
Работа представляет собой обмен опытом и рассказывает о деятельности учителя и учащихся во внеурочное время. На конкретных примерах показаны формы совместного творчества педагога и его учеников. Указаны аспекты и пути формирования интереса к урокам русского языка и литературы посредством проведения внеклассных мероприятий.
-
Роль деепричастий в художественном произведении 2024
Цель урока: сформировать у учеников представление о роли деепричастий и деепричастных оборотов в художественных произведениях.
-
Роль и место информационных технологий в курсе русского языка и литературы 2008
Внедрение компьютерных технологий на уроках литературы и русского языка позволяет повышать интерес учащихся, развивать творческое мышление, формировать целостное отношение к информационным знаниям и навыкам информационной деятельности, к образованию и самообразованию с использованием информационных технологий.
-
Роль имен прилагательных в произведениях художественной литературы 2006
Главной целью урока является формирование умения определять роль имён прилагательных в произведениях художественной литературы. На уроке представлены отрывки из текстов А.С. Пушкина, И. Корнеева, И.А. Бунина. В ходе урока рассмотрено, как изобразительно-выразительные средства, в том числе прилагательные, украшают текст, делают описание точным, выразительным.
-
Роль имен прилагательных в речи 2015
На уроке учащиеся уточняют и расширяют имеющиеся знания об имени прилагательном как части речи. Прилагательные — украшение языка. Точность и выразительность речи. Роль имён прилагательных в предложении.
-
Роль имен прилагательных в речи
2011
Урок по русскому языку подобран на материале о Беловежской пуще, которая в 2009 году отметила свой 600-летний юбилей. Урок расширит и углубит знания о природе Беларуси, о некоторых животных. Все задания, которые получают ученики во время урока, представлены на раздаточном материале. Сигнальные карточки существенно облегчают работу на уроке. Презентация делает урок красочным и запоминающимся.
-
Роль имён прилагательных в тексте описательного характера (урок развития речи в 6-м классе) 2005
Какую роль играют имена прилагательные в текстах описательного характера? Для чего они необходимы в нашей речи? Эти вопросы являются ключевыми на уроке русского языка, обобщающем знания 6-классников об именах прилагательных. Учебник помогает построить работу на уроке так, чтобы учащиеся наглядно смогли проследить за ролью прилагательных в устной и письменной речи. Урок становится более красочным, интересным, когда ученики используют дополнительный материал (в данном случае - сведения о произведениях декоративно-прикладного искусства).
-
Роль имен прилагательных в художественном тексте 2015
Цель урока: формирование умения видеть образную, эмоциональную функцию имён прилагательных в художественном тексте.
-
Роль имен собственных в формировании концептуального пространства художественного произведения 2022
Принято говорить, что писатель, создавая свои произведения, держит руку на пульсе эпохи. Во многом это сравнение правомерно. Эпоха, близкая тому или иному художнику слова, запечатлевается им во всех ее проявлениях. Поэтому на страницах книг живут, работают, творят, мечтают люди, текут реки, бушуют штормы, вырастают города и исчезают деревни, светятся звезды – все так, как в реальной жизни. Подчас работа писателя над собственными именами представляет собой сложный и трудоемкий процесс: имена, фамилии, названия должны быть стилистически верны и точны, должны отвечать идее, целям, всему духу романа, повести, рассказа, стихотворения, должны нести особый колорит, а иногда и какой-то специальный смысл, особое значение.