Цель: сформировать у учеников представление о роли деепричастий и деепричастных оборотов в художественных произведениях.
Задачи:
Образовательные:
- Актуализация опорных знаний и умений по теме «Деепричастие».
- Совершенствование навыков постановки знаков препинания при одиночных деепричастиях и деепричастных оборотах.
- Развитие умений использовать деепричастия в речи для создания более точных рассуждений и описаний.
Развивающие:
- Развитие у учащихся творческих способностей; познавательного интереса к урокам русского языка, культуры речи и общения.
- Расширение словарного запаса через обогащение активного словаря, составление словосочетаний, предложений.
Воспитательные:
- Формирование коммуникативных компетенций (навыки работать в команде, умение ставить вопрос…).
- Формирование учебно-познавательных компетенций (развивать элементы общеучебной деятельности, логику, самостоятельность мышления).
Оборудование: Портреты писателей, рисунки учеников, схемы, экран, компьютерная презентация.
Тип урока: Обобщение и углубление материала.
Ход урока
Краткое описание использования технологии РКМЧП и методических приемов, используемых на уроке
Технология критического мышления включает 3 стадии:
Вызов-Осмысление-Рефлексию. Все стадии продемонстрированы в ходе урока.
1 стадия - Вызов.
Данная стадия позволяет
- Актуализировать и обобщить имеющиеся у учащихся знания по данной теме;
- Побудить ученика к активной работе на уроке и дома
2 стадия - Осмысление.
Данная стадия позволяет ученику
- Получить новую информацию;
- Осмыслить ее;
- Соотнести с уже имеющимися знаниями
3 стадия - Рефлексия.
Данная стадия позволяет учащимся
- Целостно осмыслить, обобщить полученную информацию;
- Присвоить новое знание;
- Сформировать у каждого из учащихся собственное отношение к изучаемому.
В ходе урока использован (на стадии осмысления) Прием «Составление кластера» см. Слайд 2.
Смысл этого приема заключается в попытке систематизировать имеющиесязнания по той или иной проблеме. Он связан с приемом «корзина», поскольку систематизации чаще всего подлежит содержание «корзины».
Кластер - это графическая организация материала, показывающаясмысловые поля того или иного понятия. Слово кластер в переводе означает пучок, созвездие. Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее.
Кластер может быть использован на самых разных стадиях урока. На моем уроке, он был использован на стадии осмысления (для структурирования учебного материала).
Еще один методический прием, используемый на данном уроке - «написание синквейна».
В переводе с французского слово «синквейн» означает стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам.
Составление синквейна (слайд 7) требует от ученика в кратких выражениях резюмировать учебный материал, такая работа проводится на стадии рефлексия.
Использованная литература
- Баранов М.Т. Ладыженская Т.А. и др. Русский язык. 7 класс. М.: Просвещение, 2009.
- Журнал "Русский язык. Первое сентября", № 39, 2008.
- Иванова В.А. Потиха З.А. Розенталь Д.Э. Занимательно о русском языке. М.: Просвещение, 1990.
- Л.В.Якиманская «Личностно-ориентированная педагогика». М.: Просвещение, 2000.
- Обучающая программа по русскому языку «Марафон».
- Справочно-информационный портал «Русский язык».