Роль деепричастий в художественном произведении

Разделы: Русский язык


Цель: сформировать у учеников представление о роли деепричастий и деепричастных оборотов в художественных произведениях.

Задачи:

Образовательные:

  • Актуализация опорных знаний и умений по теме «Деепричастие».
  • Совершенствование навыков постановки знаков препинания при одиночных деепричастиях и деепричастных оборотах.
  • Развитие умений использовать деепричастия в речи для создания более точных рассуждений и описаний.

Развивающие:

  • Развитие у учащихся творческих способностей; познавательного интереса к урокам русского языка, культуры речи и общения.
  • Расширение словарного запаса через обогащение активного словаря, составление словосочетаний, предложений.

Воспитательные:

  • Формирование коммуникативных компетенций (навыки работать в команде, умение ставить вопрос…).
  • Формирование учебно-познавательных компетенций (развивать элементы общеучебной деятельности, логику, самостоятельность мышления).

Оборудование: Портреты писателей, рисунки учеников, схемы, экран, компьютерная презентация.

Тип урока: Обобщение и углубление материала.

Ход урока

Краткое описание использования технологии РКМЧП и методических приемов, используемых на уроке

Технология критического мышления включает 3 стадии:

Вызов-Осмысление-Рефлексию. Все стадии продемонстрированы в ходе урока.

1 стадия - Вызов.

Данная стадия позволяет

  • Актуализировать и обобщить имеющиеся у учащихся знания по данной теме;
  • Побудить ученика к активной работе на уроке и дома

2 стадия - Осмысление.

Данная стадия позволяет ученику

  • Получить новую информацию;
  • Осмыслить ее;
  • Соотнести с уже имеющимися знаниями

3 стадия - Рефлексия.

Данная стадия позволяет учащимся

  • Целостно осмыслить, обобщить полученную информацию;
  • Присвоить новое знание;
  • Сформировать у каждого из учащихся собственное отношение к изучаемому.

В ходе урока использован (на стадии осмысления) Прием «Составление кластера» см. Слайд 2.

Смысл этого приема заключается в попытке систематизировать имеющиесязнания по той или иной проблеме. Он связан с приемом «корзина», поскольку систематизации чаще всего подлежит содержание «корзины».

Кластер - это графическая организация материала, показывающаясмысловые поля того или иного понятия. Слово кластер в переводе означает пучок, созвездие. Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее.

Кластер может быть использован на самых разных стадиях урока. На моем уроке, он был использован на стадии осмысления (для структурирования учебного материала).

Еще один методический прием, используемый на данном уроке - «написание синквейна».

В переводе с французского слово «синквейн» означает стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам.

Составление синквейна (слайд 7) требует от ученика в кратких выражениях резюмировать учебный материал, такая работа проводится на стадии рефлексия.

Использованная литература

  1. Баранов М.Т. Ладыженская Т.А. и др. Русский язык. 7 класс. М.: Просвещение, 2009.
  2. Журнал "Русский язык. Первое сентября", № 39, 2008.
  3. Иванова В.А. Потиха З.А. Розенталь Д.Э. Занимательно о русском языке. М.: Просвещение, 1990.
  4. Л.В.Якиманская «Личностно-ориентированная педагогика». М.: Просвещение, 2000.
  5. Обучающая программа по русскому языку «Марафон».
  6. Справочно-информационный портал «Русский язык».