Тип урока: урок развития речи учащихся
Цель урока: формирование умения видеть образную, эмоциональную функцию имён прилагательных в художественном тексте.
Задачи урока:
- обобщить знания по имени прилагательному;
- выяснить роль имени прилагательного в художественной речи;
- обогатить речь изобразительно-выразительными средствами.
Ход урока
1. Мобилизующий этап
Перед вами слова:
Инт..ресный, с..бачий, ..реховый, п..дготовительный, ..ктивный, еж..дневный, н..зойливый, искус..ный.
Прочитайте слова, назовите их главный грамматический признак (Это имена прилагательные).
Назовите общий орфографический признак. (Это словарные слова).
2. Словарно-орфографическая работа
Продолжим разговор об имени прилагательном во время словарно-орфографической работы. Спишите слова в тетрадь, вставляя пропущенные буквы. Составьте слово, соединив первые буквы имен прилагательных по формуле:
2О+1К+1П+4К
Посмотрите на формулу, подумайте и ответьте на вопрос: Первые буквы каких именно прилагательных вам надо соединить? (Надо соединить первые буквы двух относительных, одного качественного, одного притяжательного и четырёх качественных имён прилагательных).
Обращаю ваше внимание, что менять предложенный порядок имен прилагательных нельзя. Какое слово у вас получилось?
ОПИСАНИЕ
Что такое описание?
Описание — это изображение какого-либо явления действительности, предмета, лица путем перечисления и раскрытия его основных признаков.
В каких случаях мы используем описание?
Описывая портрет, мы указываем на такие признаки, как рост, осанку, походку, цвет волос, глаз, возраст, улыбку и т.д.; описание помещения будет содержать такие его признаки, как размер, оформление стен, особенности мебели, количество окон и т.п.; при описании пейзажа этими признаками будут деревья, река, трава, небо или озеро и т.д. Общим для всех видов описания является одновременность проявления признаков. Цель описания в том, чтобы читатель увидел предмет описания, представил его в своем сознании.
Какие части речи мы чаще всего используем при описании того или иного предмета, явления?
Имена прилагательные.
3. Формулирование темы и цели урока
Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока, учитывая словарно-орфографическую работу, над которой мы работали.
Тема сегодняшнего урока – “Роль имен прилагательных в художественном тексте”.
Давайте сформулируем цель урока, опираясь на его тему.
Цель урока: проанализировать особенности функционирования имен прилагательных в художественных текстах.
Попробуем сформулировать задачи, используя опорные фразы:
- обобщить...;
- выяснить ...;
- обогатить...
Задачи урока:
- обобщить знания по имени прилагательному;
- выяснить роль имен прилагательных в художественной речи;
- обогатить речь изобразительно-выразительными средствами языка.
4. Актуализация знаний учащихся. Работа с текстом.
Роль прилагательных в художественных произведений очень велика. Кроме своей обычной функции определять предмет, называть его типичные признаки, прилагательные получают дополнительное назначение – “озарять предметы” (по меткому выражению критика 19 века Боткина). Как называются такие слова?
Такие слова называются эпитетами.
Эпитет – (греч. epiheton, букв. приложенное). Одно из изобразительных поэтических средств – определение, прилагаемое к названию предмета для большей образности. Иными словами, эпитет – это самое меткое, самое нужное слово, которое выбирает писатель каждый раз, изображая уже известный нам предмет.
4.1 Обратимся к отрывку из рассказа К.Паустовского “Мещерская сторона”. “Леса”. К какому типу можно отнести данный текст? Прочитайте текст. Подчеркните прилагательные как члены предложения. Найдите в тексте изобразительно-выразительные средства.
...Леса в Мещёре разбойничьи, глухие. Нет большего отдыха и наслаждения, чем идти весь день по этим лесам, по незнакомым дорогам к какому-нибудь дальнему озеру.
Путь в лесах – это километры тишины, безветрия. Это грибная прель, осторожное перепархивание птиц. Это липкие маслюки, облепленные хвоей, жёсткая трава, холодные белые грибы, земляника, лиловые колокольчики на полянах, дрожь осиновых листьев, торжественный свет и, наконец, лесные сумерки, когда из мхов тянет сыростью и в траве горят светляки.
Закат тяжело пылает на кронах деревьев, золотит их старинной позолотой. Внизу, у подножия сосен, уже темно и глухо. Бесшумно летают и как будто заглядывают в лицо летучие мыши...
Какие изобразительно-выразительные средства кроме эпитетов вы встретили в тексте? (Метафора, сравнение)
А теперь, ребята, восстановите прилагательные в тексте. Сделайте вывод о роли имен прилагательных в тексте (предварительно полный текст у ребят забирается).
...Леса в Мещёре _______________, ____________. Нет ____________ отдыха и наслаждения, чем идти весь день по этим лесам, по ______________ дорогам к какому-нибудь ____________ озеру.
Путь в лесах – это километры тишины, безветрия. Это ___________ прель, ________________ перепархивание птиц. Это __________ маслюки, облепленные хвоей, __________ трава, ____________ ___________ грибы, земляника, ____________ колокольчики на полянах, дрожь _____________ листьев, _______________ свет и, наконец, __________ сумерки, когда из мхов тянет сыростью и в траве горят светляки.
Закат тяжело пылает на кронах деревьев, золотит их _______________ позолотой. Внизу, у подножия сосен, уже темно и глухо. Бесшумно летают и как будто заглядывают в лицо _____________ мыши...
4.2 Прочитайте текст. Озаглавьте.
Какие светлые, особенные ночи в феврале! В лесу легко замечаешь след санной дороги. Далеко уходит узкая тропинка. С неба струится белесоватый свет луны. Искрится белая пороша, и на её синеющей снежной белизне отражается мерцание звёзд. В такие ночи обычно охотники устраивают засады на волков, лисиц и зайцев.
Вся снежная равнина и лесные поляны светятся, как один огромный, беззвучный зеркальный зал. Очаровательны эти ночи!
Есть ли для вас какие-то непонятные слова в тексте?
Санная дорога – дорога для саней; белесоватый свет – тускло-светлый до белизны свет; пороша – свежий слой выпавшего с вечера или ночью снега; мерцание звезд – слабо светящиеся звезды.
Выполните задания:
- Определите стиль и тип речи.
- Подберите синонимы к слову “очаровательны”.
- Каким синонимом можно заменить слово “струится” (свет)?
- Выпишите словосочетания “прилагательное + существительное”, выделите главное слово и зависимое.
- Найдите в тексте слова, соответствующие данным
схемам:
- существительное – приставка, корень, окончание;
- прилагательное – приставка, корень, суффикс, окончание;
- глагол – приставка, корень, суффикс, окончание.
- Назовите 2-3 слова с нулевым окончанием. На что оно указывает?
- Выпишите однокоренные слова и разные формы одного и того же слова.
5. Рефлексия
Оцените урок, отвечая на вопросы:
- Чему научились?
- Что узнали?
- Что показалось самым интересным?
- Что было трудным?
6. Задание на дом
Напишите текст из трёх абзацев на тему “Весна на моей улице и в моей душе”. Первый абзац будет представлять собой описание, второй – повествование, а третий – рассуждение.
Литература:
- Конспекты уроков для учителя русского языка. Интеллектуальное развитие школьников. 8 класс / Г.А. Бакулина. – М.: Гуманитарн. изд. центр ВЛАДОС, 2006.
- Ушаков Д.Н. Толковый словарь современного русского языка/ Д.Н. Ушаков, под ред. д-ра филол. наук Татьянченко Н.Ф. – М.: Альта-Пресс, 2005.
- [http://freeref.ru/wievjob.php?id=103]