Жанр урока: педагогическая мастерская (10 класс, русский язык)
Тип мастерской: комбинированная мастерская построения знаний, творческого письма и ценностных ориентаций
Метафора – это отличительный признак гения,
ибо способность образовать хорошую метафору
есть способность распознать сходство.
Аристотель
Быть может, всемирная история – это история
нескольких метафор…
Борхес
Ход урока
1. Приглашение к уроку
Термин "метафора" принадлежит древнегреческому философу и учёному Аристотелю, который ещё в IV веке до н.э. в своём труде «Поэтика» дал первое определение метафоре и составил первую видовую классификацию метафор. (Кстати, ни определение, ни классификация с тех пор особенно не изменились). Также Аристотель считал, что метафоризация – основа практически всех средств художественной выразительности, практически всех тропов, а способность создавать метафоры философ называет отличительной чертой гения. Мало того, Аристотель поделил все слова на обычные (не-метафоры) и необычные (метафоры).
Аргентинский писатель XX века Хорхе Луис Борхес также высоко оценит метафору, заметив, что «быть может, всемирная история – это история нескольких метафор».
Почему так? В чём исключительность метафоры как средства художественной выразительности и можно ли научиться создавать метафоры? На эти вопросы нам предстоит сегодня ответить в ходе нашей мастерской.
Ученики записывают тему урока и оба эпиграфа к уроку или один (понравившийся), определение метафоры (см. Презентацию).
2. Индуктор
Определение «метафоры» в самом обобщенном виде можно сформулировать так: метафора – переносное значение слова, любое употребление слов в непрямом значении.
Как Вы думаете, метафора – это исключительно литературоведческое понятие? Возможны ли метафоры в других в видах искусства? В науке?
Конечно, возможны. Существуют метафоры в живописи, танце, музыке, даже в науке. Например, картины Сальвадора Дали (см. Презентацию)
Аристотель полагал метафору признаком гения, считая, что человек, который способен почувствовать сходство между двумя различными областями бытия и связать их друг с другом, это личность с особым даром. Если несхожие вещи сходятся в каких-то определённых аспектах, возможно, они также сходятся и в других. И история подтверждает это:
– Александр Грэхем Белл заметил сходство между внутренней работой человеческого уха и колебательной способностью твёрдой мембраны, и пришёл к идее телефона;
– Томас Эдисон изобрёл фонограф через день после того, как провёл аналогию между игрушечной трубой и движениями бумажного человечка и звуковыми колебаниями;
– подводные работы стали возможны после наблюдений за корабельными червями, которые вгрызаются в корабельную древесину, сначала проделав в ней трубки;
– Эйнштейн получил и объяснил многие из своих абстрактных принципов, проводя аналогии с повседневными событиями, такими, например, как движение лодки или нахождение на железнодорожной платформе, когда мимо неё проходит поезд…
Подобных примеров множество. Таким образом, если сформулировать более образно, то метафора – это диалог смыслов, в результате которого рождается новый смысл. Таким образом, способность рождать новый смысл, создавать новую картину мира из уже существующих данных – в этом исключительность метафоры.
3. Обращение к новой информации и её обработка
1 этап (теоретический)
Основные виды метафор:
– глагольная («дышит полдень»)
– вещественная («ярким солнцем в лесу пламенеет костёр»)
– стёртая, привычная = экс-метафора («часы идут», «время бежит»)
– развёрнутая, то есть распространённая на несколько фраз и даже на всё произведение («И вот мне приснилось, что сердце моё не болит./ Оно – колокольчик фарфоровый в жёлтом Китае…»)
– индивидуально-авторская («пожар сердца», «облако в штанах» – В. Маяковский)
– реализованная («Вот так я сделался собакой» – В. Маяковский)
– метафорический эпитет («грустно-сиротеющая земля»)
Подвиды метафоры (см. Презентацию)
Аналитическое обобщение полученной информации, записи в тетради. Выполнение заданий по определению метафоры и её подвидов. (см. Приложение №1)
2 этап (практический)
- Как же рождается метафора? Создание метафоры подобно музыке и воздействует на нас метафора так же, как музыка. Проанализируем стихотворение Б. Пастернака «Импровизация» (1915 г.), в котором можно «увидеть», «услышать» и «почувствовать» рождение метафоры.
Учитель читает наизусть стихотворение Б. Пастернака «Импровизация» под музыку:
Я клавишей стаю кормил с руки
Под хлопанье крыльев, плеск и клекот.
Я вытянул руки, я встал на носки,
Рукав завернулся, ночь терлась о локоть.
И было темно. И это был пруд
И волны. – И птиц из породы люблю вас,
Казалось, скорей умертвят, чем умрут
Крикливые, черные, крепкие клювы.
И это был пруд. И было темно.
Пылали кубышки с полуночным дегтем.
И было волною обглодано дно
У лодки. И грызлися птицы у локтя.
И ночь полоскалась в гортанях запруд.
Казалось, покамест птенец не накормлен,
И самки скорей умертвят, чем умрут
Рулады в крикливом, искривленном горле.
О чем это стихотворение: о музыке, извлекаемой из клавиш рояля? о крикливых птицах, которых «кормит» лирический герой? о ночном пруде и шуме воды «в гортанях запруд»? Эти три темы (три мотива) ассоциативно связаны. Одна из ассоциаций – звук. Клавиши и птицы слиты в единый образ в метафорах: «Я клавишей стаю кормил с руки // Под хлопанье крыльев, плеск и клекот», «...Рулады в крикливом, искривленном горле» (здесь горло – синекдоха, обозначающая птицу). Птицы и ночной пруд, волны объединены тоже благодаря метафорам: «пылали кубышки», «волною обглодано дно», «грызлися птицы у локтя».
Сам же Б. Пастернак о метафоре говорил так: «Метафора – естественное следствие недолговечности человека и надолго задуманной огромности его задач. При этом несоответствии он вынужден смотреть на вещи по-орлиному зорко и объясняться мгновенными <...> озарениями. Это и есть поэзия. Метафоризм – стенография большой личности, скоропись ее духа».
Рождение метафоры происходит путём ассоциативного сравнения = переноса значений, аналогии.
- Давайте попробуем теперь сами увидеть метафору и «перенести» значения, придумывая названия к иллюстрациям (см. Презентацию):
4. Промежуточная рефлексия
Легко ли увидеть метафору? Как «найти» метафору? Смогу ли я создавать метафоры?
5. Создание творческого продукта
I вариант – буриме: литературной игрой на заданные темы увлекались поэты, попробуйте и вы свои силы; напишите стихотворение по одной из заданных рифм, используя метафоры и метафорические эпитеты. (см. Приложение №2)
II вариант – напишите текст, основанный на развёрнутой метафоре
III вариант – нарисуйте метафору
(Учащиеся работают над заданием 20 минут, выбрав по желанию вариант или варианты).
6. Социализация – презентация творческого продукта (по желанию)
7. Вывод (слово учителя или ученика):
Сложно представить, каким «тусклым», «бедным» и скудным был бы наш язык, если бы в нем не было таких ярких образных элементов, как тропы, одним из которых является метафора. Определение этого понятия в самом обобщенном виде можно сформулировать так: метафора – переносное значение слова, любое употребление слов в непрямом значении. Если сформулировать более образно, то метафора – это диалог смыслов, в результате которого рождается новый смысл. Тропы – универсальное явление, они встречаются во всех языках мира и во все времена. Метафоризация – один из главных и неиссякаемых источников языкового развития, благодаря которому создаются яркие образы, так как образность лежит в ее основе. Основной принцип создания метафоры – сравнение, но не обычное, а аналогия, т.е. сравнение объектов принципиально несходных, разноплановых.
8. Общая рефлексия
Какие мысли и чувства у вас возникли в ходе мастерской? Что оказалось для вас важным: ваши личные ощущения, ваше настроение, создание творческой работы, презентация творческой работы, общение? Что заинтересовало, удивило, заставило задуматься? Поняли ли смысл эпиграфов к уроку? …
9. Домашнее задание: выучить (повторить) термины (см. Приложение №3); выполнить творческое задание другого варианта.