Род имен существительных. Мой родной город Иркутск

Разделы: Русский язык

Класс: 3

Ключевые слова: род имен существительных, г.Иркутск


Цели:

  • Закрепить знания об имени существительном.
  • Закрепить приёмы определения рода имен существительных.
  • Развивать орфографическую зоркость, речь, мышление, тренировать память, вырабатывать внимательность и наблюдательность.
  • Воспитывать нравственные качества личности, вызвать интерес к предмету, активизировать познавательную деятельность каждого ученика.

Формирование УУД:

  • Предметные: определять грамматический признак имен существительных - род; находить имена сущ.; видеть знакомые орфограммы, применять правила правописания.
  • Личностные: формирование учебной мотивации; адекватной самооценки; осознания смысла учения и личной ответственности за будущий результат;
  • Регулятивные: умения формулировать цель и тему урока, контроля своей деятельности способом сравнения с образцом; контроля деятельности соседа по парте;
  • Познавательные: развитие учебно-управленческих (формулирование и достижение учебной задачи; организация работы в парах) и учебно-логических умений (анализ, сравнение, классификация).
  • Коммуникативные: формирование коммуникативной (умение работать с информацией, работа в парах) и оргдеятельностной компетенций (постановка и решение учебной задачи, рефлексия деятельности.

Этапы урока

Содержание

Организационный момент

Добрый день, гости. Мне приятно Вас видеть. Сегодня Вы приглашены на бал знаний (звучит песня об Иркутске, дети, танцуя, заходят и садятся по группам)

1 слайд «Иркутск»

 

Сообщение темы и целей урока

Итак, объявляю наш бал открытым. Пусть этот бал знаний принесет Вам радость познания и наполнит ваши сердца благородными чувствами.
Наш урок посвящен городу Иркутску и Иркутской области.
Звучит песня «Иркутск - середина Земли»
- Что вы можете сказать о городе Иркутске?
И - Его называют серединой земли
Р - Он является славой и богатством России
К - О нем знают многие на планете Земля и мечтают побывать здесь
У - Его жители – сильные, выносливые, трудолюбивые и гостеприимные люди
Т - (Продолжите) Что можно сказать об Иркутске? Это наш родной город.
С - Здесь родились, здесь живем, здесь жили наши предки и будут жить ваши дети.
К
Фильм об Иркутске, песня.
- Сколько лет Иркутску? 
Комментированная запись предложения.
Городу Иркутску триста пятьдесят девять лет.

Повторение изученного материала

Наш бал знаний посвящен Иркутску, а поможет нам в этом часть речи, которую вы назовете.

Давно живу я в мире этом,
Невозможно нашу жизнь
Представить без него.
Предметы и явления
Оно обозначает.
На вопросы кто? и что?
Всегда отвечает.
(имя существительное)

1. Повторение признаков имени существительного.
-Что такое имя существительное? Приведите примеры. Итак, цель нашего урока какая? (Закрепить знания об имени существительном)
-Что знаете об имени существительном? Какими они бывают? (имена существительные бывают собственные и нарицательные; собственные пишутся с заглавной буквы, нарицательные – с маленькой)
-Как изменяется имя существительное? (имена существительные изменяются по числам, измените ваши существительные по числам)
-Какие существительные отвечают на вопрос кто?, а какие - на вопрос что?
Выпишите из текста 3 имени существительного. (люди, мужчина, женщина, огонь)

2 слайд «Наш край в древности» Спишите первое предложение, найдите грамматическую основу. Каким членом предложения может быть существительное?

3 слайд «Иркутский острог»

В 16 веке начинается освоение Сибири Ермаком и его сотоварищами.
- Кто и в каком году построил Иркутский острог?

4 слайд «Донесение Якова Похабова енисейскому воеводе»
Повторение изученного материала. Тест.

Сейчас имена существительные помогут Вам узнать больше из истории города. (Работа по индивидуальным карточкам)
1.В каком году Иркутск получил статус города?
Пом_дор, р_сунок, с_рень
Е – 1661
И – 1686
2.В каком году городу Иркутску пожалованы герб и печать?
Ло_кий, ста_ка, обно_ка.
В –  1960
Ф – 1690
3.В каком году построена первая каменная церковь?
Загр_знение, прив_зать, дев_носто.
Я – 1710
И – 1810
4.В каком году открыта первая школа?
Облас_ной, лес_ница, мес_ность.
__ - 1555
Т –  1725
5.В каком году образована Иркутская губерния?
Ма_а, па_ажир, ра_каз.
С –   1829
СС – 1764
6.Кто совершил великие географические открытия в 18 веке?
Вороб_и, сем_я, ноч_ю.
Ь – Беринг, Шелехов
Ъ – Пушкин, Лермонтов

5 слайд «Символика»

Проверка работ по карточкам
1.В каком году Иркутск получил статус города?
И- 1686
2.В каком году городу Иркутску пожалованы герб и печать?
В – 1690
3.В каком году построена первая каменная церковь?
Я – 1710
4.В каком году открыта первая школа?
Т – 1725
5.В каком году образована Иркутская губерния?
СС – 1764
6.Кто совершил великие географические открытия в 18 веке?
Ь – Беринг, Шелехов

6 слайд «Развитие города»
Закрепление повторение и знаний об именах одушевлённых и неодушевлённых
Купец Сибиряков, губернаторы Сперанский, Муравьев – Амурский. По какому признаку можно разделить слова на 2 группы?
Физминутка Танец Ша-ла-ла

Закрепление и повторение знаний о роде имени существительного.

- Как определить род имени существительного?

- Я называю слова, если им. сущ. м. р., то прыгают и хлопают в ладоши мальчики, если ж.р. – девочки, а если ср.р. – то поднимаете руки вверх.
Лист, ягода, небо, птица, шимпанзе, орех, морковь, тюль, картофель, лето, урожай, облако, какао, берёза, задира, молодец (общий род).

Работа в группах Задание 1 группе: Назовите памятники архитектуры города Иркутска
Задание 2 группе: Назовите памятники города Иркутска
Задание 3 группе: Вставьте пропущенные буквы в названия улиц и площадей г.Иркутска
Задание 4 группе: Определите, как раньше назывались главные улицы Иркутска

Проверка работы в группе.

7 слайд «Памятники архитектуры г.Иркутска»

Ответы на задание 1 группы:
«Кружевной дом» купца Шастина,Казанская церковь, Крестовоздвиженская церковь, Иркутский драматический театр им. Н.П.Охлопкова, Белый дом. Особняк Сибиряковых.

8 слайд «Памятники»

Ответы на задание 2 группы:
Памятники: Г.К.Жукову, Ю.А.Гагарину, Памятник строителям Великого Сибирского пути, А.Вампилову, А.П.Белобородову, Памятник гвардейцам Иркутской танковой колонны.

9 слайд «Улицы и площади города»

Ответы на задание 3 группы:
Ул. Декабрьских Событий,Ул. Тимирязева,
Ул. Баррикад, Площадь Декабристов, Предместье Глазково ,
Переулок Волконского, Ул. Российская,Ул. Дзержинского,
Ул. Карла ЛибКнехта,Ул. Красноармейская,Ул. Депутатская,
Ул. Пролетарская

10 слайд «Главные улицы города»

Ответы на задание 4 группы:
Ул. Карла Маркса - бывшая Большая, ул. Урицкого - бывшая Пестеревская, ул. Ленина - бывшая Амурская, ул.Байкальская - бывшая Большая Русиновская

11 слайд «Почетные граждане Иркутска»

 

12 слайд
Итог урока
- Что узнали новое на уроке?
- Что было интересным?
- Всё ли мы узнали о сущ.?
Игра «Верю — не верю»

Учащиеся кивком головы подтверждают или опровергают высказывания учителя:

  • имена существительные изменяются по числам (да);
  • имена существительные изменяются по родам (нет);
  • имена существительные имеют род (да);
  • имена существительные бывают 3 родов: мужской, женский, средний (да)
  • новые знания помогут мне в дальнейшей учебе и в жизни (да)
Рефлексия Цель: дать анализ успешности цели и наметить перспективу последующей работы, оценить работу каждого учащегося.
Оценка успехов на уроке учащимися в листах самооценки.

Раздаются  разноуровневые карточки. Дети выбирают по цвету.

Домашнее задание

 

Песня «Вечный свет Иркутска»

Учитель: Вот мы и сделали свой вклад в развитие города, пока только своими знаниями. Но в будущем, опираясь на эти знания, вы принесете настоящую пользу Иркутской земле своим трудом.

Дети танцуют Вальс. Бал окончен.