Цель: создание условий для приобретения навыков определения рода имен существительных путем разрешения учебной проблемы.
Задачи:
- вырабатывать умения детей самостоятельно получать знания по теме урока
- развивать мыслительные операции: анализ и синтез, а также память и внимание, логическое мышление при введении новых знаний;
- формировать творческие способности, через разнообразные виды деятельности;
- воспитывать коммуникативные отношения:- ученик – учитель;
- ученик – ученик;-выражать свои мысли вслух;
-уметь слушать друг друга;
-работать в группах.
Оборудование к уроку:
- рабочие листы для учащихся;
- папки с инструкциями;
- маркеры, фломастеры;
- учебники.
Реализация: активизация умственной деятельности учащихся через групповую форму работы.
Тип урока: объяснение нового материала.
Основной метод: проблемно-поисковый.
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
||
Организационный момент. Этап подготовки учащихся к активному сознательному усвоению знании. Повторение пройденного материала. |
|||
- Расскажите, все, что знаете о имени существительном. | - Это самостоятельная часть речи; - обозначает предмет; - отвечает на вопросы кто? что? - могут быть одушевленными или неодушевленными именами существительными. |
||
Классификация имен существительных |
|||
- А теперь примените свои
первоначальные знания об имени существительном
на практике. - Распределите имя существительное на 2 группы по известным признакам. - Выполним вместе, распределяя имя существительное по признаку одушевленности и неодушевленности. - 2 человека работают у доски, а мы проверяем. |
- Одушевленное и неодушевленное имя существительное.
|
||
Творческое задание (устно). -
Придумайте предложения с этими словами. |
- Рассказывают свои предложения. |
||
Чтение письма и его разбор. |
|||
- Недавно я прочитала интересное
письмо, которое получила моя соседка – студентка
– Оля от друга – студента – иностранца – Майкла. - Он пишет его на русском языке, где предложения звучат иначе. - Хотите послушать? - Хотя не прилично читать чужие письма, но я прочитаю его с разрешения Оли (открываю текст – на доске). - Слушайте внимательно! Письмо Майкла Здравствуй мой любимая подруга Оля! Пишет тебе твоя далёкий друг Майкл. Я часто вспоминаю наши тёплые встречи в вашем уютном доме. Твой добрая мама угощала меня пельменями. А твоя умный папа учил меня играть в лото. Твой милая бабушка и строгий дедушка рассказывали о своей молодости. Я полюбил Россию и русских людей за их доброту. С нетерпением жду новой встречи. Ваш Майкл. |
- Да! - Слушают. |
||
После чтения письма.
Обсуждение. -Что вас рассмешило? |
- Не знает русского языка. |
||
Поправки текста в письме -
В папке с файлами найдите инструкцию №1. |
Читают инструкцию №1: |
||
Проверка исправленных
предложений - По очереди, каждая группа
читает исправленные предложения (с места). |
Читают по цепочке каждая
группа. |
||
Вывод - Практически мы умеем
правильно употреблять имена существительные в
устной речи, т.к. мы люди русские. |
|||
ФИЗИЧЕСКАЯ
ПАУЗА. Исследовательская работа в группах. |
|||
- На 1-ом этапе работы Вам
предстоит – из письма Майкла выписать имена
существительные, обозначающие одушевленные
предметы в таблицу. - Получите таблицу для заполнения. - Последовательно выполните задания, согласно инструкции № 2 . (Учитель наблюдает и по необходимости помогает группам.) |
- Читают инструкцию № 2. Инструкция №2: - Прочитай письмо. |
||
- Выполняете и вывешиваете
таблицы на доску. - Сравним! Согласны со всеми? - У всех получились одинаковые результаты. (Учитель открывает часть своей таблицы.) - А у меня правильно? |
- Вывешивают таблицы. -Да! - Да! |
||
Вывод: - Как вы думаете, имена
существительные какого рода называют женщину? |
- женского рода; - она, моя; - выполняют запись в таблицу на доске; - мужского рода; - он, мой; - записывают в таблицу на доске; Обозначают одушевленные предметы. - Нет, есть имена существительные неодушевленные. Подбирают неодушевленные имена существительные мужского и женского рода. |
||
- Продолжим наше исследование. - На 2-ом этапе работы Вам предстоит – распределить в группы имена существительные, обозначающие неодушевленные предметы. - Забираете таблицы с доски. - Выполняете задания, согласно инструкции №3. - Заполняйте таблицу ниже. (Учитель наблюдает и по необходимости помогает группам.) - Выполняете и вывешиваете таблицы на доску. - Сравним! - У всех получились одинаковые результаты. - Что вы заметили? - А как вы думаете, какой это род? - Дайте свое название. - Какие слова – помощники могут быть у этого (?) рода? (Учитель открывает в своей таблице слова – помощники без рамки.) ? - Правильно? средний род |
Читают задания инструкции №3: - Прочитай слова - Зная слова-помощники, распределите имена существительные по родам: вьюга, полотно, взгляд, ружьё, рассказ свеча. Вывешивают таблицы. Согласны! - Да! - Появились имена существительные ни мужского, ни женского рода. Высказывают свои предположения - оно, мое.
|
||
В завершении нашего исследования
вам предстоит выполнить творческую работу: Темы для творческой работы в группах: - «Мой класс» - «Медицинский кабинет» - «Зимняя погода» - «Моя кухня» Задание: - Придумать по 3 существительных мужского, женского и среднего рода. - Записать в таблицу. (Учитель наблюдает и по необходимости помогает группам.) - Кто-то один от группы читает слова, а тему должны угадать учащиеся других групп. (в ходе творческой работы на доске появляются 4 темы) (учитель открывает группу своих имен существительных) - Назовите мою тему, данной группы слов. |
Забирают таблицы с доски. Читают тему и выполняете задание к ней. - Выполняют и вывешивают таблицы на доску. - «Моя семья» |
||
Домашнее задание - Написать мини-сочинение, используя имена существительные из таблицы вашей группы. |
|||
Итог урока |
|||
- Назовите ключевые слова урока. - Тема урока? - Чему учились? - Где знания могут пригодиться? - Так, что же посоветуем Майклу? - Зная теперь род имен существительных, давайте вернемся к началу урока, где имена существительные распределили в 2 столбиках. - Как по-другому можем распределить эти слова? - 3 человека работают у доски, распределяя слова по родам. - Проверяем, согласны? - Вернемся к моей таблице слов. - Что заметили? - Давайте вспомним, где встречались на уроке эти слова – имена существительные? - Почему у вас появилось затруднение? - Приведите еще примеры. Кому было интересно? Почему? |
- Выучить род имен существительных. - По родам. М. р.: пассажир, мужчина, чемпион, кроссворд Ж. р.: сестра, дорога, лестница, женщина Ср. р.: яблоко, пальто, окно, насекомое - Согласны. - Нет одушевленных имен существительных среднего рода. - Насекомое. - Их мало - Животное, чудо, чадо. |