Цели урока:
- Знакомить с приёмами распознавания рода имен существительных.
- Способствовать формированию орфографической зоркости и навыков грамотного письма, умения самостоятельно распознавать орфограммы и проверять их.
- Развивать гибкость, подвижность, самостоятельность мышления, творческое воображение, познавательную и поисковую активность учащихся.
- Учить логически правильной, аргументированной речи.
- Развивать у детей уверенность в своих силах, чувство радости, успеха в учении, сознание того, что они могут справиться с любой задачей.
- Формировать навык содержательной оценки и самооценки.
1. Организационный момент.
Сегодня ты – школьник,
А завтра – рабочий,
Художник, учитель,
Строитель иль доктор.
Для каждого нужное дело найдется,
Кто с детства всерьёз за работу берется!
2. Актуализация знаний
1. Лексическая разминка.
- Начнем наш урок с лексической разминки.
- Прочитайте слова, найдите лишнее, и вы узнаете, о чем пойдет речь на нашем уроке. (Корень, суффикс, имя существительное, приставка, окончание)
- Правильно, имя существительное.
- Почему?
- Какая часть речи называется именем существительным?
Учитель:
Я слово удивительное,-
Сказало Существительное, -
Обозначаю я предмет,-
Всему опора, спору нет.
Сегодня на уроке мы узнаем новые сведения об имени существительном и продолжим работу над правильным их написанием.
2. Словарная работа.
- Вставьте пропущенные буквы и запишите словарные слова в столбик.
Мастерская – художник
Палата – доктор
Завод-рабочий
Электровоз – машинист
Класс – учитель
– Проверим написание словарных слов. К какой части речи относятся эти слова?
- На какой вопрос отвечают?
- Как называются существительные отвечающие на вопрос что?
- Прочитайте пару слов.
- Какую взаимосвязь вы видите?
- На какой вопрос отвечает имя существительное художник?
-Как называются имена существительные, отвечающие на вопрос что?
- Придумайте и запишите к каждому словарному слову одушевленное имя существительное по аналогии.
- Самопроверка
- Поставьте на полях знак «+», если задание выполнено верно.
- Слово учителя.
Наш город Рузаевка – маленький город, но славится он замечательными людьми разных профессий. Есть среди них и художники, и доктора, и машинисты, и учителя. Например:
- Игорь Иванович Сидельников – ведущий художник Мордовии.
- Юрий Алексеевич Тезин – почетный гражданин города Рузаевки, заслуженный врач Республики Мордовия. Отличный хирург, спас жизнь многим людям.
- Николай Васильевич Бурмистров начинал свой трудовой путь с простого рабочего, а сейчас руководит огромным заводом «Химмаш».
- Евгений Иванович Гришуткин почетный работник железнодорожного транспорта, машинист с большим стажем.
- Заслуженный учитель республики, писатель Федор Константинович Андрианов проработал более 30 лет в школе №5.
- Эти и многие другие рузаевцы, трудясь на благо Родины, оставили добрый след на земле.
- Письмо по памяти.
- Кто кроме учителя добросовестно и прилежно работает в классе?
- Именно об этом пойдет речь в четверостишие, в котором нужно подобрать пропущенную рифму.
Труд | Трактористу слава … |
на виду | А твоя работа - … |
в школе | Труд твой тоже … |
в поле | Слава честному… |
- Прочитайте, какое четверостишие получилось? Постарайтесь это сделать выразительно.
Эти строчки еще раз говорят, что ваша главная работа пока за партой в школе!
- Сколько предложений в тексте? Прочитайте 1 предложение и т.д.
- Объясните выделенные орфограммы.
- Прочитаем текст все вместе орфографически. (по слогам, выделяя голосом)
- Прочитайте про себя и постарайтесь запомнить эти строчки.
- Кто запомнил и может рассказать.
- Запишите по памяти.
- Самопроверка. Поставьте «+», если работа выполнена без ошибок.
- Прочитай еще раз это четверостишие.
- Выразительное чтение.
- Замечательными словами заканчивается четверостишие: «Слава честному труду!»
- Каждая вещь, которой мы пользуемся сделана руками человека. Выполните упражнение для глаз и прочитайте текст со смещенными строчками.
3. Постановка проблемы.
Стол, за котором ты сидишь,
Тетрадь, ботинки, пару лыж
Кровать, в которой ты уснешь,
И каждый гвоздь, и каждый дом,
Тарелка, вилка, ложка, нож,
Все это создано трудом.
И каждый ломтик хлеба –
А не свалилось с неба.
- О чем стихотворение?
- Прочитайте подчеркнутые слова и определите, что их объединяет?
- На какие группы можно разделить эти имена существительные?
4. Открытие нового знания
- Проведите свое маленькое исследование и определить по какому признаку я разделила эти существительные.
Стол |
кровать |
Нож |
тарелка |
Дом |
вилка |
|
ложка |
- Чтобы догадаться по какому признаку я разделила нужно расшифровать шифрограмму, где спрятались слова-помощники (работа по рядам)
- Кто из ребят первого ряда догадался? - Он, мой
- Второго ряда - Она, моя
- Третьего ряда - Оно, моё
- Выберите слова-помощники для первого столбика имен существительных, для второго столбика.
- Остались слова помощники оно- моё.
- Они будут управлять словами третьего столбика.
- Как вы думаете имя существительное небо из текста в какой столбик запишем.
- Вывод учителя: имена существительные бывают мужского рода, среднего рода, женского рода.
- Как бы вы определили тему нашего урока?
- Формулирование темы и цели урока детьми
5. Первичное закрепление
1. Работа у доски.
- Запишем сокращенное название родов имен существительных в три столбика и их слова помощники
- Придумайте и запишите по два существительных в каждый столбик(три человека у доски)
- Какие имена существительные записали в первый столбик? Во второй столбик? В 3 столбик?
- Взаимопроверка. Поменяйтесь тетрадями, проверьте работу друга. Поставьте + если верно.
- Продолжаем наше исследование.
- Как вы думаете, род имен существительных изменяется?
- Представьте-ка, чтобы получилось, если бы род имени существительного изменялся: стол, столиха, столихо.
- Стихотворение.
Вот что, братцы, у нас получается,
Если кто-то вдруг попытается
Изменить то, что не изменяется.
Какой вывод вы можете сделать?
Учитель: Правильно! Имена существительные бывают или мужского рода, или женского рода, или среднего рода.
2. Работа с правилом.
- Найдите лишние слова и прочитайте вывод.
- Имена существительные м.р., ж.р., ср.р.
- (Одушевленные) Имена существительные к которым можно поставить слова он, мой – м.р.
(Неодушевленные) Имена существительные к которым можно поставить слова она, моя- ж.р.
Имена существительные к которым можно поставить слова оно, мое – ср.р
(Правило читается по частям, удаляя лишние слова) - Прочитайте правило и запомните его.
6. Физкультминутка
- Отдохнем и поиграем в игру «Не ошибись!».
- Я буду называть имена существительные разного рода. Если произнесу имя существительное м.р.- вам надо встать и поднять руки, если ж.р. – присесть, ср.р. – попрыгать на 1 ноге .
7. Тренировочные упражнения.
1. Работа по учебнику.
- Давайте потренируемся в определении рода имен существительных используя слова – помощники из упр. 404. Например:
Огонь (огонь, мой) – м.р. …
8. Самостоятельная работа.
1. Работа по учебнику (упр. 406, стр. 20)
- Прочитайте текст из упр. 406
- О чем этот текст?
- Найдите предложение, которое выражает главную мысль текста и прочитайте его. Подчеркните имена существительные и определите род.
Нужны огромный труд и терпение, чтобы посеять, вырастить и убрать хлеб.
- Проверьте, и, если правильно, поставьте +.
Учитель: Сегодня мы много говорили, что труд – основа нашей жизни. Человек в жизни должен совершать только хорошие, добрые дела.
2. Распространение предложения:
жизнь дана
человеку на дела добрые
Объясните смысл. Постройте и запишите предложение, найдите существительные ж.р.
- Прочитайте предложение какое у вас получилось. Какое существительное ж.р. вы нашли? Оцените, поставьте +.
Учитель:
Женский род запомню я,
И скажу: «Она – моя».
И запомню род мужской
И опять скажу: « Он – мой»
Средний род: «Оно – моё»
Это правило – твоё!
9. Итог урока
1. Рефлексия
- Какая часть речи была предложена для исследования на уроке?
- Какое открытие вы для себя сделали?
- Какие слова помощники вы использовали?
- Как вы думаете, вы научились определять род имен существительных?
2.Оценки.
- Посчитайте сколько + вы поставили себе за урок?
- У кого их пять? Вы работали отлично!
- У кого их четыре? Вы работали хорошо!
Учитель: Наш урок подошел к концу. Закончить хочу словами из предложения, которое вы записали: « Жизнь дана на добрые дела». Пусть эти слова будут девизом в вашей жизни. Спасибо за урок.