"Родной язык – немыслимое чудо" (А.Дементьев). Лексика. Повторение изученного в 5-м классе

Разделы: Русский язык


Цель урока – формирование языковой, лингвистической и коммуникативной компетенции учащихся.

Задачи урока:
– повторение и систематизация знаний, полученных учащимися при изучении раздела “Лексика”;
– обогащение словарного запаса школьников;
– развитие логического и творческого мышления учащихся;
– развитие коммуникативных умений и навыков;
– воспитание сознательного и бережного отношения к родному слову, чувства гордости за “данный нам во владение” предками язык.

Оборудование – раздаточный материал.

Ход урока

I. “Разогрев”.

1. Библейская легенда о Вавилонском столпотворении.

История о Вавилонской башне уходит корнями в глубокую древность. Жили в Древнем Вавилоне богатые и счастливые люди. Всего у них было вдоволь, только небом не владели они. И задумали вавилоняне построить высокую-высокую башню, чтобы приблизиться к Богу, заслужить Его похвалу и этим прославиться. Начали дружно строить, и уже довольно высоко взметнулось это строение в небо.

Но Богу такие помыслы людей не понравились, и он решил наказать их за гордыню.

– Как, по вашему мнению, Бог решил наказать людей?

Да очень просто. Он лишил их способности понимать друг друга. По его велению строители башни, взявшись в очередной раз за работу, заговорили на разных языках, поэтому совместный труд стал невозможен. Строительство остановилось.

– Каков поучительный смысл этой библейской истории?

Мы живем, не замечая, какую роль в нашей жизни играет язык. Он, как воздух, которым мы дышим. Лиши нас возможности дышать – мы не сможем жить.

– А если исчезнет язык? Остановится жизнь.

Выражение “вавилонское столпотворение” осталось в нашем языке как устойчивое, как фразеологизм. В каком случае мы можем его употребить? (Если речь идет о полной неразберихе, беспорядке, путанице, суматохе.)

2. О стихотворении в прозе И.С.Тургенева “Русский язык”.

Нам, русскоговорящим людям, в дар от предков досталось “немыслимое чудо”, как сказал поэт, – родной язык. А великий наш соотечественник И.С.Тургенев спел гимн русскому языку. Есть у него стихотворение в прозе “Русский язык”, в котором он назвал наш язык “великим, могучим, свободным и правдивым”. Писатель дал четыре определения, четыре эпитета.

Вспомним, что такое эпитет. (Это яркие, красочные, образные прилагательные, определения.)

– А какими эпитетами вы могли бы описать русский язык? Давайте подумаем вместе. Богатый, меткий, волшебный, красивый, чудный, чудесный, великолепный, прекрасный, замечательный. Вот видите, сколько в русском языке хороших слов, которыми можно воспользоваться для характеристики нашего языка.

3. Объявление цели и задач урока.

Вот сегодня на уроке мы и поговорим о достоинствах нашего языка. Остановимся на его богатстве.

II. “Осмысление”.

Убедиться в неизмеримых богатствах нашего языка нам поможет изученный нами раздел языкознания “Лексика”.

1. “Верные и неверные утверждения”.

– Лексика – это все слова языка.
– Синонимы – это слова, противоположные по смыслу.
– Омонимы – это слова, которые пишутся и произносятся одинаково, но имеют разные лексические значения.
– Антонимы – это слова, которые имеют близкие по смыслу значения.
– Значение непонятного слова можно узнать в орфографическом словаре.

2. “Продолжите фразу”.

– Однозначные слова – это…
– Многозначные слова – это…
– Метафора – это…
– Лексикон – это…

Понятия, которые мы с вами повторили, не исчерпывают всех богатств лексики. В следующем году мы продолжим изучение раздела, и вы узнаете много нового и интересного.

3. Тренировочные упражнения.

а) Замените прилагательные синонимами с приставками на -з, -с. Объясните написание этих слов.

Смелый человек – бесстрашный.
Жестокий враг – бессердечный.
Легкомысленный юноша – беззаботный.
Дорогая вещь – бесценная.
Пустынная степь – безжизненная.

б) “А если по-другому?” Попробуйте сказать по-другому, не повторив ни одного слова, следующие фразы, сохранив при этом их смысл.

– Картину знают все. (Произведение живописи известно каждому).
– Бьют часы двенадцать раз. (Будильник прозвенел в полдень).
– Наш отряд пошел купаться. (Все ребята отправились на речку).
– Птица вьет себе гнездо. (Пернатые обустраивают себе жилище).
– На столе лежит учебник. (На парте находится книга).
– Какой вывод можно сделать на основе выполненной работы? (Русский язык очень богат синонимами. Надо всегда помнить об этом, особенно при написании изложения или сочинения).

в) Загадка– шутка.

Шли двое. Остановились. Один другого спрашивает:

– Это черная?
– Нет, это красная.
– А почему она белая?
– Потому что зеленая.
– О чем вели разговор спутники? Чтобы ответить на этот вопрос, подберите синоним к слову “зеленый”. (Неспелый, незрелый.) Речь идет о смородине. На чем основана игра слов в этой шуточной загадке? На многозначности слова “зеленый”. Оно может обозначать:

  1. цвет;
  2. отсутствие зрелости плодов.

г) Подберите антонимы. Если вы выполните эту работу правильно, из первых букв прочитаете новое слово.

Широкий – узкий
Твердый – мягкий
Старый – новый
Скучный – интересный
Бесполезный – ценный
Неряшливый – аккуратный

Вы, ребята, умницы. А скажите, пожалуйста, чем различаются однокоренные слова “умник” и “умница”? (Умница – умный человек, а умник – тот, кто умничает, старается выказать свой ум. Слово “умник” употребляется как ироническое.)

д) Омонимы

– Инсценировка отрывка из рассказа Н.Сладкова “Овсянка”. (Участвуют заранее подготовленные ученики).
– Почему друзья сначала не поняли друг друга?

Встретились два друга: Сашка и Матвей. Сашка сказал:

– А у меня дома овсянка!
– Подумаешь, – сказал Матвей, – у меня дома тоже овсянка.
– Люблю я овсянку! – добавил Сашка.
– И я люблю, – сказал Матвей.
– Она желтая, красивая такая!
– И вкусная. Особенно с молоком!
– Как это – вкусная! Как это – с молоком! – удивился Сашка.
– Да так. А еще хороша с маслом или сахарным песком.
– Да про что ты говоришь?! – всплеснул руками Сашка.
– Как это – про что? Про овсянку! – ответил Матвей.
– Про какую овсянку?
– Про обыкновенную овсянку. А ты про какую?
– И я про обыкновенную. Про ту, что в нашем саду жила и песни пела.
– Каша песни пела? – изумился Матвей.
– Какая каша? Не каша, а птица. Птица ов-сян-ка! Не слыхал про такую, что ли? – рассердился Сашка и добавил: – Айда ко мне – мою овсянку слушать.
– Айда! – согласился Матвей. – А потом ко мне – мою овсянку кушать!

И друзья побежали.

е) Отгадайте загадки.

– Каким ключом нельзя открыть замок?
– Из какого крана не льется вода?
– Какой лук нельзя есть?
– Какой косой нельзя косить?
– Какие кошки мышей не ловят?
– Какое коромысло может летать?
– О каких словах вы вспомнили?

В умелых руках мастера омонимы становятся орудием для создания шутки, каламбура, то есть игры слов.

“Человека формирует не только среда, но и другие дни недели”. (Л.Леонидов)

“Космические корабли надо запускать, космонавтику – ни в коем случае”. (С.Лесков)

– Каким образом в этих фразах создается комический эффект?

Ребята, мы с вами еще раз убедились, насколько богат и интересен наш русский язык. Об этом же пишет поэт К.Алтайский:

Ты волен и плавен, как Волга и Ладога,
Как наши равнины, широк и велик,
Живой, как родник, многоцветный, как радуга,
Звучащий, как музыка, русский язык.

ж) Литературное редактирование.

Но, к сожалению, русский язык коверкают, портят. Тогда его становится трудно понять.

Прежде чем перейти к выполнению следующего задания, я хочу спросить вас: знаете ли вы, какую дату отметит наша страна 12 апреля?

Да, мы будем отмечать 50-летие первого полета в космос нашего советского, нашего русского человека Юрия Алексеевича Гагарина. В те годы, когда делались первые шаги в освоении космоса, едва ли не каждый мальчишка мечтал стать космонавтом. Но, к сожалению или к счастью, в космонавты берут далеко не всех.

– Как вы думаете, каким должен быть космонавт?

Правильно, космонавт должен быть умным, сильным, смелым, мужественным, находчивым, уравновешенным, бесстрашным. А еще, скажу по секрету, он должен хорошо знать русский язык.

В одном юмористическом рассказе показано, как отбирали желающих полететь в космос. Капитан звездолета просит мальчиков рассказать о том, как они представляют свою задачу после посадки на другую планету.

Один из мальчиков сказал:

– На этой клевой посудине шмякнемся на этот шарик, потом, ясное дело, копыта кверху и хвост набок.
– Как, как?
– Ну отдохнем, поспим…
– Ясно. Продолжайте.
– А после прошвырнемся к этим лупоглазым потрепаться о культурном контакте…
– Довольно. Следующий.

– Как вы думаете, прошел отбор этот претендент?

Первый мальчик не прошел, но и второй оказался не лучше.

– Брякнусь на эту черепушку и сразу же отключусь на отдых. Потом похромаю к шестипалым насчет культурного обмена…

Опять не получилось пройти в космонавты.

А теперь представим себе, что получится, если мы все так заговорим. Мы не только космос не освоим, у нас начнется настоящее вавилонское столпотворение, наступят хаос, неразбериха.

Давайте поможем этим мальчикам правильно ответить на вопросы капитана звездолета.

– Ракета отличная. Но после посадки все равно нужно отдохнуть и восстановить силы. А потом можно пойти к местным жителям, чтобы познакомиться и подружиться с ними.

Молодцы! Вы хорошо справились с выполнением задания, и на правильном русском языке составили грамотную фразу.

А стоит ли портить красивый русский язык такими словечками?

Речь мальчиков звучит неправильно, некрасиво, не по-русски.

III. Рефлексия.

– Какой раздел языкознания мы сегодня повторили?
– Как называется наука, изучающая лексику?
– С какими лексическими понятиями мы работали?
– Какие выводы вы сделали для себя после сегодняшнего урока?