Введение
Успех овладения русским языком и литературой в школе может быть достигнут на основе реализации строго продуманной системы учебно-воспитательных мероприятий. Важным звеном в этой системе является внеклассная работа, которая помогает учителю более тщательно изучить воспитанников и совершенствовать их подготовку, повышает общий культурный уровень школьников, вызывает стойкий интерес к предмету, вырабатывает художественный вкус.
Учеников привлекают разнообразные формы этой работы, у них появляется возможность удовлетворить свои интересы, проявить способности, а иногда и дарования. Глубже познакомиться с произведениями художественной литературы, искусства, почерпнуть знания в области языкознания и лингвистики.
В школах обычно проводится в той или иной форме внеклассная работа по русскому языку и литературе, но учителям нередко приходится сталкиваться при этом с трудностями, которые мешают осуществить то, что задумано.
Много времени уходит у преподавателя на обдумывание и составление сценариев мероприятий, на подбор текстов для выставочных материалов, вопросов для проведения викторин, тестов, на просмотр и отбор литературы, рекомендуемой ученикам для докладов. Иногда нет и достаточного опыта в организации внеклассных мероприятий по данным предметам.
Цель данной работы – оказать коллегам практическую помощь в проведении внеклассных дел по русскому языку и литературе. Автор не стремится давать учителям методические советы по внеурочной деятельности с учащимися, а описывает лишь свой опыт и надеется, что этот опыт может быть творчески использован преподавателями русского языка и литературы в их повседневной работе с учащимися.
Задачи и принципы внеклассной работы в школе
Внеклассная работа делится на два основных вида. С одной стороны, - постоянно действующие виды работ во внеурочное время. Это кружки русского языка, литературные гостиные, клубы любителей русской словесности, драматические кружки, стенная печать, издание рукописных журналов.
С другой стороны, проводятся мероприятия, которые носят эпизодический характер: тематические вечера, конкурсы. Олимпиады, всевозможные путешествия, деловые игры, экскурсии, встречи с интересными людьми и т д.
Задачами внеклассной работы по русскому языку и литературе в школе являются:
- Дальнейшее углубление и развитие интереса учащихся к изучению предмета.
- Развитие и совершенствование психологических качеств личности учеников: любознательности, инициативности, трудолюбия, воли, настойчивости; самостоятельности в получении знаний.
- Расширение запаса знаний школьников:
А) по русскому языку: в области лексики, фразеологии, грамматики, стилистики русского языка, культуры устной и письменной речи
Б) по литературе: в области литературоведения, библиографии, теоретического и фактического материала по изучаемому предмету.
- Воспитание у слабоуспевающих ребят веры в свои силы, в возможность преодоления отставания по русскому языку и литературе.
- Выявить особо одарённых детей и развить их творческие индивидуальные способности.
- Воспитать у школьников чувство ответственности за общее дело, переживание за успех совместного мероприятия.
Результатом такого обширного и эффективного развития качеств, необходимых для творческой деятельности, должен стать самостоятельно созданный (творческий) продукт: сочинение, стихотворение, спектакль, композиция, выпущенная газета. Всё это осуществляется под чутким руководством педагога. Известный писатель Василий. Белов в своей книге «Лад» высказал очень близкую мне мысль: «каждый ребёнок хочет играть, т.е. жить творчески. Почему же с годами творчество понемногу исчезает из нашей жизни, почему творческое начало сохраняется и развивается не в каждом? Грубо говоря, потому, что мы либо занялись не своим делом «не нашли себя, своего лица, своего таланта, либо не научились жить и трудиться, не развили таланта».
Пробудить заложенное в каждом ребёнке творческое начало, помочь понять и найти себя, сделать первые шаги в творчестве для счастливой и наполненной жизни – к этому стремлюсь я на протяжении всей моей педагогической деятельности.
Среди общедидактических принципов, на которых я основываю мою внеклассную деятельность, нужно прежде всего назвать принцип научности. Данный принцип состоит в требовании сообщать учащимся только те знания, которые полностью соответствуют установившимся в современной науке положениям. Это требование дидактики я стараюсь выполнять не только на уроках, но и во внеклассной работе.
Внеклассные мероприятия требуют от учителя – словесника также соблюдения принципа последовательности и систематичности в изложении материала. Как и на уроках, я выстраиваю материал во внеурочное время перед ребятами в определённой системе. Важно следить, чтобы между уроками и внеклассными занятиями с точки зрения содержания материала была определённая преемственность. Обычно большую пользу приносит учащимся такая организация внеклассной работы, когда классные занятия по характеру изучаемого материала несколько опережают внеклассные. При подобном подходе к делу удаётся лучше выполнить основные дидактические требования, предписывающие вести учеников от известного к неизвестному, от простого к сложному, от лёгкого к трудному.
Организуя внеклассную работу, необходимо учитывать дидактический принцип связи теории с практикой. Эта связь предполагает умение школьников применять полученные знания в учебной деятельности.
Весьма важным для нормальной организации внеурочных занятий с учениками является общедидактический принцип доступности преподносимого материала. Всегда надо помнить о том, что материал, отбираемый для внеклассной работы, может несколько выходить за рамки программных требований, но он ни в коем случае не должен превышать возрастные особенности детей.
Подготовка и проведение внеклассных мероприятий по русскому языку и литературе предъявляет высокие требования к учителю, так как она подводит итог достижениям школьников в изучении предмета не только на уроках, но и во внеклассной работе.
Специфика условий работы в нашей школе (отсутствие параллельных классов, малый количественный состав учащихся) накладывают некоторые ограничения в подготовке и проведении того или иного общего внеурочного дела. Но всегда стараюсь выполнить ещё два принципа:
- добровольное участие школьников в мероприятиях.
- комфортность (мероприятие должно проводиться в удобное для учащихся время и в удобной форме).
Формы реализации внеурочной деятельности учащихся по русскому языку и литературе
С учётом вышеуказанных требований к проведению внеклассных занятий и условий работы в нашем образовательном учреждении я разрабатываю план мероприятий, литературе». Необходимо на протяжении всего учебного года проводить внеклассные мероприятия по изучаемому предмету. Ученики должны знать, что их ждут в любое время в кабинете литературы, что им рады, что с ними хотят сотрудничать, открывать новые страницы в литературоведении и языкознании.
Попробуем представить весь комплекс внеклассных мероприятий, проводимых в школе:
- Литературно-музыкальные композиции;
- Литературно-музыкальные вечера; литературные гостиные;
- Путешествия, заседания, спорт-клубы;
- Блиц-опросы, викторины, конкурсы, олимпиады, турниры, марафоны;
- Стенная печать;
- Экскурсии по литературным местам, в музеи, театры; походы;
- Встречи с интересными людьми.
Перед проведением любого внеклассного мероприятия необходимо осуществлять предварительную диагностику как психологических, так и учебных возможностей учащихся. Оценивать интерес детей к изучаемому предмету, конкретно к теме того или иного мероприятия, сопоставлять объём деятельности и учитывать возможности ребят.
К каждому мероприятию готовимся заранее, за 3-4 недели. Наблюдая за учениками, прихожу к выводу, что процесс подготовки для ребят важен не менее, чем участие и проведение общего дела. Если ученики видят, что педагог заинтересован, любит свою работу и зажигает окружающих своим энтузиазмом, то можно быть уверенным в успехе своих начинаний и можно смело рассчитывать на поддержку детей.
Есть, безусловно, у меня тяга к проведению литературно-музыкальных вечеров, композиций и мероприятий, которые проходят в нетрадиционной форме: (путешествия, спор-клубы, фразеологические марафоны и т.д.). Есть и любимые темы и имена. Имя поэта Сергея Александровича Есенина дорого не только мне. Со школьной скамьи зачитывалась я его стихотворениями. Учась в институте и работая в школе, я накапливала материал по творчеству и судьбе этого изумительного певца родной природы. Так появился замысел литературно-музыкальной композиции «Знакомый ваш Сергей Есенин». Эта композиция претерпевала изменения: перерабатывалась, дополнялась в течение всего периода моей профессиональной деятельности. Стараюсь проводить её в начале октября, в день рождения поэта. Если по каким-либо причинам не удаётся провести данное мероприятие, то обязательно назначаем «Есенинские чтения». Это уже традиция – проведение «Есенинских чтений» для учащихся 5-11 классов. Ребята декламируют стихотворения поэта, слушают песни на стихи Есенина, делятся своими впечатлениями о прочитанном.
В школьной есениниане накоплено очень много литературоведческих и методических альтернатив. Для меня важно показать ученикам индивидуальность поэта в контексте времени, культуры, традиций и новаторства. При подготовке и проведении данной композиции, посвящённой творчеству С.А. Есенина, опираюсь на старшеклассников, но обязательно вовлекаю ребят из 5-8 классов. Каждый вносит свой посильный вклад. Группа учащихся отвечает за оформление зала (класса), где будет проходить мероприятие. Другая группа полностью работает над композицией. Предварительно я читаю детям сценарий, вместе распределяем роли. Учащимся предлагаются стихотворения поэта. А они сами решают, кто какое стихотворение будет декламировать. Право выбора предоставляется и для освещения периодов жизни и творчества С.А. Есенина. Композиция построена по принципу хронологии. События жизни поэта созвучны с его творчеством.
- Детство («Низкий дом с голубыми ставнями»)
- Тема Родины («Над окошком месяц», «Запели тёсаные дроги»)
- Природа родной русской земли («Вот оно, глупое счастье»)
- Зрелые годы («Песнь о собаке», «Корова», «Разбуди меня завтра рано»)
- «Персидские мотивы» (стихотворения данного цикла)
- Милый сердцу образ матери («Письмо матери»)
- Трагические предчувствия смерти («Отговорила роща золотая», отрывки из поэмы «Чёрный человек»)
Усилиями учеников в кабинете создаётся творческая лаборатория с фотовыставкой, на которой представлены фотографии разных периодов жизни поэта. Ребята демонстрируют работу этой выставки. Они выступают в роли библиографов, рассказывая по фотографиям о жизни великого поэта. Обязательна в работе композиции выставка книг, посвящённых творчеству и биографии Сергея Есенина. Музыкальное оформление является обязательным. Оно дополняет поэтическую атмосферу данного мероприятия. Мы зажигаем свечи, гасим электрический свет и ведём задушевный разговор о прекрасном русском поэте. На присутствующих этот световой эффект также оказывает эмоциональное воздействие. Бывает очень приятно, когда после окончания композиции, ученики и гости не стремятся покинуть кабинет. Ощущение иного мира, прикосновение к тайнам поэзии – всё это производит должное впечатление и на участников, и на их родителей, и на учителей. С теми, кто принимал участие в композиции, мы потом анализируем ход мероприятия: говорим о том, что удалось, а что и не получилось. Но удовлетворение от коллективного дела испытывают все. Разработку данной литературно-музыкальной композиции вы можете найти в сборнике «Открытые уроки литературы: 9-11 классы» Н.С. Королёва. – Ростов н /Д: Феникс, 2008.
В этом же сборнике вы сможете найти сценарии литературно-музыкальных композиций и вечеров, посвящённых поэтам Серебряного века: М.И. Цветаевой, И.В. Северянину, К.Д. Бальмонту. А также поэтам, чьё творчество связано с одной большой темой «Авторская песня»: Б.Ш. Окуджава, И. Тальков. Данные мероприятия разработаны мной и прошли апробацию в МОУ «Средняя общеобразовательная школа ст. Курдюм» Татищевского района Саратовской области.
На базе кабинета литературы нашей школы создан мини-театр «Алые паруса». Идея создания «Алых парусов» родилась давно, когда я ещё училась в школе. Читая эту феерию, полюбила героев А. Грина. Сама даже мечтала об алых парусах. Работая в школе. Попыталась привить моим ученикам интерес и любовь к романтике. А.С. Грин говорил, что надо мечтать:
Мечта разыскивает путь.
Закрыты все пути!
Мечта разыскивает путь.
Намечены пути!
Мечта разыскивает путь.
Открыты все пути!
Ведь «Алые паруса» - это символ. Символ безграничной фантазии, мечты, в которую очень веришь. А ведь наши мысли материальны. Значит , всё возможно, если этого страстно желать.
Самое главное, что в нашем клубе, студии, кружке( как угодно назовите это сообщество, этот коллектив) каждый – артист, декоратор, костюмер. Дети пробуют себя в разных ролях. И у них это получается. И получается хорошо, потому что они делают это от души, со всей детской искренностью.
Удивительно, что сам А.Грин до конца жизни не утратил способности мечтать. Если вы помните, то его кровать стояла у окна и оттуда были видны горы, по цвету напоминающие море. Александр Степанович смотрел вдаль, но , по словам его жены, он ждал. Ждал людей, ждал чуда…
Думаю, да я убеждена, что необходимо сохранить до конца своих дней чистую детскую душу. Всё-таки надо мечтать и верить в лучшее. Ведь произведения А. С. Грина читают сегодня, его помнят Разве это не чудо?
Наша дружная команда создала праздник «По волнам Мечты». И посвящена эта композиция творчеству А.С. Грина. В этом увлекательном путешествии были все: и Фрези Грант, и Ассоль, и пираты, словом, все персонажи книг замечательного писателя-романтика.
Одним из направлений деятельности школьников в нашем своеобразном театре является авторская песня. Мы проводим с ребятами тематические туристические слёты: «Посидим с товарищами у костра», литературно-музыкальный вечер, посвящённый творчеству Б.Ш. Окуджавы «Гори, огонь, гори». Литературно-музыкальную композицию, посвящённую творчеству Игоря Талькова «Я вернусь». Ученики и гости с удовольствием поют песни известных бардов, читают стихотворения, а самое главное – общаются.
Необходимо упомянуть о выпуске газеты «Вестник русского языка и литературы». В появлении этой рукописной газеты на свет принимают участие 3 возрастные группы: младшие школьники, подростки и юношество. И это замечательно, так как ребята сплачиваются, становятся дружными, ведь их объединяет общее дело. Создание этой газеты способствует развитию и совершенствованию словесного творчества учащихся, вовлечению школьников разного возраста в мир художественного творчества. Вместе с ребятами разрабатывает проект газеты. Те, кто хорошо рисуют, выполняют эскизы. Мы советуемся, выбираем лучший вариант. Планируем, где лучше разместить материал. Я предлагаю информацию, дети решают, как лучше расположить ту или иную статью. Газета имеет две странички: страничка русского языка и страничка литературы.
На страничке русского языка редакционная коллегия предлагает читателям кроссворды, чайнворды на лингвистические темы. Есть «Уголок любознательных». В нём даны сведения о происхождении тех или иных слов, выражений. Есть рубрика «Давай поговорим». Она посвящена культуре речи. В ней даны примеры правильного произношения тех или иных слов, правильная постановка ударения в словах. Страничка литературы тоже разделена на рубрики. Есть «Уголок творчества». Ребята пишут туда свои стихотворения, творческие работы. Есть рубрика «Венок юбиляру». В ней подобран материал о жизни и творчестве поэта или писателя, юбилей которого отмечается в текущем учебном году. Обязательно изображение чествуемого, отрывок из его произведения и викторина с вопросами, касающимися отдельных вех биографии и творческого пути. Желающие отвечают на вопросы на листочках и приносят их в кабинет литературы. (Сроки сдачи мы устанавливаем от недели до 14 дней). Мы с ребятами, создателями «Вестника», анализируем ответы, выбираем правильные и потом на общешкольной линейке объявляем победителей.
Считаю чрезвычайно важным и полезным для развития образного видения окружающего мира в рамках внеклассной деятельности по предмету экскурсии в лес, в поле, поездки в театры, в музеи. Становятся уже традиционными поездки в Государственный Лермонтовский музей-заповедник «Тарханы» Пензенской области, в художественно-мемориальный музей К.С. Петрова-Водкина г. Хвалынска Саратовской области, в дом-музей Н.Г. Чернышевского, в музей редкой книги Саратовского государственного университета имени Н.Г. Чернышевского, на спектакли Академического ТЮЗа Киселёва. Совершая эти поездки, экскурсии, дети пополняют багаж своих знаний, они познают себя в окружающем мире. Учатся правильно себя вести в большом городе, среди чужих людей. Моя задача, как педагога, – помочь детям увидеть и понять красоту мира, развить у них образное видение окружающей действительности, воспитать интерес к слову, интерес к предметам, которые я преподаю.
Изучение любой науки – тяжёлый труд, требующий усердия, внимания, а иногда и заучивания. Проводя внеклассную работу по предмету, этот труд можно превратить для учеников в игру. Разумеется в серьёзную игру. Поэтому я считаю, что внеклассные мероприятия по русскому языку и литературе являются жизненно необходимыми в школе, так как:
- Cоблюдается принцип равного права всех учеников – как хорошо успевающих, так и слабо подготовленных – на участие в мероприятии.
- Cоблюдается принцип самодеятельности, который предполагает полную самостоятельность учащихся во время подготовки и осуществления того или иного внеурочного занятия.
- Cоблюдается принцип занимательности, так как он находит своё выражение в разнообразии и вариативности форм внеклассных дел, методов и приёмов работы.
Во время проведения внеклассных мероприятий дети непринуждённы в работе, так как перед ними не стоит задача в обязательном порядке запомнить, о чём говорит учитель в ходе занятий. А эта непринуждённость, соединяемая с занимательными формами подачи материала, создаёт атмосферу большой заинтересованности школьников в работе. На внеклассных мероприятиях широко используются игровые способы обучения, элементы драматизации, опыт личного творчества ребят. Всё это способствует успешной реализации принципа занимательности, вызывает у моих учеников естественное желание узнать как можно больше нового из области русского языка и литературы.
Над вышеизложенной темой я работаю с первого года моей педагогической деятельности. Есть определённые успехи, победы. Но всё время нахожусь в творческом поиске и на достигнутом не останавливаюсь. С моими учениками принимаем участие в литературных, поэтических, творческих конкурсах муниципального, регионального и федерального уровней.
Нам, учителям, необходимо заинтересовывать учащихся, помогать им преодолевать трудности в изучении предмета, сплачивать их, чтобы дети знали, что их всегда ждут в школе для совместного творческого дела.
К работе прилагаются фотографии.