Цель: закрепить знания об имени прилагательном как о части речи, показать, как прилагательные украшают нашу речь, помогают уточнить свойства предметов и явлений природы.
Оборудование: презентация
Ход урока
1/ Чистописание
Д/д Д/д
Делай другим добро!
2. Словарная работа
Послушайте стихотворение Елены Трутневой. О каких художниках в нём говорится?
Четверо художников –
Столько же картин.
Белой краской выкрасил
Всё вокруг один.
У второго синее
Небо и ручьи,
В синих лужах плещутся
Стайкой воробьи.
На картине третьего
Красок и не счесть:
Жёлтая, зелёная, голубая есть.
А четвёртый золотом
Расписал сады,
Нивы урожайные,
Спелые плоды.
Всюду бусы-ягоды
Зреют по лесам.
Кто же те художники?
Догадайся сам!
Выпишите из стихотворения словарные слова.
Словарь: картина, воробей, жёлтая, вокруг, ягода.
Назовите имена существительные. Что такое имена существительные?
3. Знакомство с темой урока
У существительных подчас
Не жизнь, а просто скука.
Ни цвета нет у них без нас,
Ни запаха, ни звука.
Но если нас к ним приложить –
Им веселее станет жить!
О чём идёт речь? Что вы знаете об имени прилагательном?
Сегодня на уроке мы будем учиться точно описывать предметы и явления природы. А помогут нам в этом картины великих русских художников.
4. Работа по теме урока
ЗИМА
Аполлинарий Михайлович Васнецов “Зимний сон”
- Какое время суток изображено на картине?
- Каким мы видим снег?
- Только ли белый цвет используют художники для изображения снега?
- Послушайте небольшой рассказ-описание:
Красив, чудесен русский лес зимою. Глубокие белые лежат под деревьями сугробы. Белый снег тяжёлыми шапками покрывает тёмно-зелёные ветви высоких и маленьких елей. Солнце склоняется к закату, скользит косыми лучами по необозримому белому снегу, одевает его белой корою.
Так выглядят строки писателя Соколова-Микитова о зимнем лесе, если их “раскрасить” белым цветом. Но писатель мастерски использовал синонимы к прилагательному “белый”:
Красив, чудесен русский лес зимою. Глубокие седые лежат под деревьями сугробы. Серебряный снег тяжёлыми шапками покрывает тёмно-зелёные ветви высоких и маленьких елей. Солнце склоняется к закату, скользит косыми лучами по необозримому чистому снегу, одевает его жемчужной корою.
Запишите последнее предложение. Разберите его по членам.
ВЕСНА
Исаак Ильич Левитан “Март”
- Как вы поняли, что на картине уже весна, а не зима?
Чтение текста о весне:
Наступила весна. Тает снег. Журчат ручьи. Светит солнце. Прилетают птицы.
Почему это текст кажется скучным?
Запишите текст, вставив подходящие по смыслу прилагательные.
Для чего нужны прилагательные, какая роль у них в речи?
Вывод: Прилагательные - украшение нашей речи.
- Какими словами вы описали снег? Одинаково ли выглядит снег зимой и весной?
- Выпишите определения весеннего снега: рыхлый, искристый, лёгкий, грязный, пушистый, серебристый, колючий, свежий, серый, глубокий.
- Можно ли по оставшимся прилагательным догадаться, к какому существительному они относятся?
Вывод: Имена прилагательные уточняют нашу речь.
Догадайтесь, что описывают данные прилагательные:
- Изумрудная, сочная, высокая - ... (трава)
- Сухое, свежее, душистое - ... (сено)
- Пёстрый, зелёный, цветочный - ... (луг)
- Высокое, лазурное, прозрачное - ... (небо)
- Пышные, кучерявые, быстрые - ... (облака)
ЛЕТО
Исаак Ильич Левитан “Лето”
Вот мы и перенеслись в лето.
Рассмотрите картину. Запишите словосочетания, вызывающие летнее настроение.
Не только художники запечатлевали картины природы. Очень красиво и выразительно о природе нам рассказывают поэты.
Учебник с.64, упр.109
Улыбнулись сонные берёзки,
Растрепали шёлковые косы.
Шелестят зелёные серёжки,
И горят серебряные росы.
Это отрывок из стихотворения С.Есенина “С добрым утром!”. Можем ли мы сказать, о каком времени года идёт речь?
- Какие прилагательные автор использовал в переносном значении?
- А с чем сравнивает автор деревья в этом стихотворении:
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Весёлой, пёстрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Берёзы жёлтою резьбой
Блестят в лазури голубой...
ОСЕНЬ
Василий Поленов “Золотая осень”
Художник назвал свою картину “Золотая осень”. Давайте подумаем, какая ещё бывает осень? (ранняя, дождливая, скучная, унылая, поздняя, сухая, тёплая, хмурая и т.д.)
5. Итог урока
- Какую часть речи мы изучали на уроке?
- Для чего мы используем прилагательные в речи?
Тест (+ -)
- Имя прилагательное – это член предложения.
- Имя прилагательное отвечает на вопросы какой? какая? какие?
- Имя прилагательное называет действие предмета.
- Имя прилагательное может изменяться по родам.
- Имя прилагательное может изменяться по числам.