Решение профессиональной задачи на уроках русского языка

Разделы: Русский язык


Условие профессиональной задачи

В 5-6 классах учащиеся плохо запоминают, что глаголы настоящего и будущего времени спрягаются, а глаголы прошедшего времени изменяются по родам, поэтому при выполнении морфологического разбора глагола указывают спряжение глаголов прошедшего времени. Как объяснить ученикам разницу в грамматических признаках разных временных форм глагола?

1. Сформулируйте конкретную задачу с учетом реального контекста раскрытия описанной ситуации профессиональной деятельности. Контекст определите самостоятельно с учетом Вашего профессионального опыта и кратко опишите его.

Работая с учениками 5-6 классов, я столкнулась с тем, что учащиеся не понимают, почему глаголы настоящего и будущего времени спрягаются, а глаголы прошедшего времени изменяются по родам. Побудить ребенка просто запомнить разницу в морфологических признаках не приводит к устойчивому результату.

Поскольку я работаю в православной гимназии, в стандарт православного компонента обучения входит изучение церковнославянского языка. В гимназии дети изучают его два года - в 5-6 классах. Мною разработана авторская программа изучения курса церковнославянского языка, в которой предусмотрено параллельное с русским языком изучение морфологии церковнославянского языка, а также в каждой теме мы можем обратиться к истории русского и церковнославянского языков. В программе 6 класса церковнославянского языка мы изучаем все формы церковнославянского глагола, а в программе русского языка мы изучаем причастие. Таким образом, дети открывают для себя новое знание - глаголы прошедшего времени являются по происхождению эловыми причастиями, которые образовывали перфектные формы глагола прошедшего времени, поэтому они изменяются по родам как причастие. Установив исторические языковые связи, дети понимают разницу грамматических форм глаголов.

2. Сформулируйте перечень вопросов, на которые нужно найти ответы для поиска решения задачи в описанном Вами контексте, и предложите конкретные действия, необходимые для их выполнения. В процессе выполнения этого «шага - задания» заполните следующую таблицу, раскрывающую логику Ваших размышлений:

Вопрос, на который нужно найти ответы для поиска решения задачи

Конкретные действия по поиску ответа на поставленный вопрос

1

Как помочь учащимся усвоить разницу грамматических форм глаголов.

Изучать русский и церковнославянский глагол в историческом аспекте.

3. Какую информацию (о чем?) и из каких источников (научная, методическая, художественная литература, документы, люди и др.) вам необходимо собрать для решения этой задачи? Какими методами работы с информацией Вы при этом будете пользоваться? В процессе выполнения этого «шага-задания» заполните следующую таблицу, раскрывающую логику Ваших размышлений:

Содержание собираемой информации (о чем?)

Источник этой информации

Метод работы с этой информации

1
Миронова Т.Л. Церковнославянский язык / Т.Л.Миронова. - М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2009. - 272 с. Учебник

Используется на уроке учениками

2

Буслаев, Ф.И. Историческая грамматика русского языка / Ф.И.Буслаев. ‒ М.: Учпедгиз, 1959. - 623 с.

Учебник

Используется учителем как пособие

4. Предложите решение задачи в виде конкретного материала (технологической карты урока, ее фрагмента и пр.), учитывающего предложенное содержание ситуации и заданный Вами контекст.

6 класс

Глаголы прошедшего времени в церковнославянском языке

Цель деятельности учителя

Знать перфектные формы глагола, их образование

Тип урока

Урок усвоения новых знаний

Планируемые образовательные результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать перфектные формы церковнославянского глагола прошедшего времени, их происхождение и образование; уметь определять грамматические признаки глагола прошедшего времени. Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне.
Личностные:понимание определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных ка­честв личности, его значения в процессе получения школьного образования.

Методы и формы обучения

Поисковый; эвристический метод; индивидуальная, групповая, фронтальная

Оборудование

Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор

Наглядно-демонстрационный материал

Мультимедийный ряд: презентация по теме урока, выполненная учителем или группой подготовленных обучающихся, учебник.

Основные понятия

Глаголы перфектных форм: перфект, имперфект, плюсквамперфект, эловые причастия.

Организационная структура урока

1. Мобилизующий этап

Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем. Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку.

УУД:

  • Познавательные: понимают познавательную задачу.
  • Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками) необходимые действия.
  • Коммуникативные: работают в парах (обмениваются мнениями, учатся понимать позицию партнера, в том числе и отличную от своей)
  • Листы обратной связи

2. Актуализация и пробное учебное действие

  • Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях.
  • Эвристическая беседа.
  • Групповая,
  • фронтальная.
  • Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения. Классификации, устанавливают причинно-следственные связи.
  • Коммуникативные: задают вопросы, отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.
  • Устные ответы

3. Выявление места и причины затруднения

  • Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы.
  • Обдумывают ответы на вопросы и понимают, что знаний у них недостаточно для полных ответов. Слушают. Рассматривают учебные пособия.
  • Индивидуальная, фронтальная.

Личностные:

  • имеют желания осознавать свои трудности и стремятся к их преодолению;
  • проявляют способность к самооценке своих действий, поступков.

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы.

Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний.

Коммуникативные:

  • задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информацию.
  • Задают вопросы для уточнения информации.
  • Устные ответы
  • Физкультминутка
  • Выполняют движения в соответствии с текстом
  • Фронтальная.
  • Выполняют упражнения.

4. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения

  • Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся. Беседа по вопросам.
  • Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем.
  • Индивидуальная, групповая

Личностные:

  • осознают свои возможности в учении;
  • способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

Познавательные:

  • извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания.
  • Задают вопросы для уточнения информации

5. Творческая практическая деятельность по реализации построенного проекта

  • Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся
  • Работа в тетрадях, взаимопроверка.
  • Индивидуальная, фронтальная
  • Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи.
  • Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в парах с учетом конкретных учебно-познавательных задач, умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы.
  • Устные ответы. Письменная работа

6. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи

  • Эвристическая беседа, подбор своих примеров, иллюстрирующих природу изучаемого языкового явления, составления связанных рассказов об изученных нормах
  • Выполняют упражнения, отвечают на вопросы
  • Индивидуальная, групповая
  • Личностные: имеют желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе.
  • Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы.
  • Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления.
  • Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.
  • Устные ответы. Письменная работа.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой

  • Выполнение разноуровневых обучающих упражнений на основе текстов учебника, обсуждение результатов
  • Выполняют упражнения
  • Индивидуальная, групповая
  • Личностные: нравственно - этическое оценивание усваиваемого содержания.
  • Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цель; осуществляют поиск информации (из материалов учебника и рассказа учителя, по воспроизведению в памяти)
  • Письменная работа

8. Включение в систему знаний и повторение

  • Знакомство с работами учащихся.
  • Обобщение полученных на уроке сведений, оценивание.
  • Выполняют проверочную работу, слушают одноклассников, оценивают их. Отвечают на вопросы
  • фронтальная
  • Личностные: понимают, в чем значение знаний для человека.
  • Познавательные: приобретают умения использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
  • Регулятивные: оценивают свою работу; исправляют и объясняют ошибки.
  • Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.
  • Устные ответы.
  • Письменная работа

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока)

  • Заключительная беседа по вопросам
  • Что нового, интересного узнали на уроке?
  • Что понравилось, запомнилось, удивило?
  • Что полезного для вас было на уроке?
  • Над чем заставил задуматься материал урока?
  • Дайте оценку нашей работе: выберите один из предложенных смайликов на вашем столе и покажите мне. Урок понравился - улыбающийся смайлик, нет - грустный смайлик.
  • Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке.
  • Индивидуальная, групповая.
  • Личностные: понимают, в чем значение знаний для человека; приобретают мотивацию процесса образования; стремятся к приобретению новых знаний и умений.
  • Регулятивные: оценивают свою работу, осознают правило контроля, исправляют и объясняют ошибки.
  • Листы обратной связи.

Сформулируйте способ (метод, методику, прием и т.п.) оценки эффективности предложенного Вами решения.

Применять сравнительно-исторический метод изучения языков при освоении других тем, наблюдать за устойчивостью результата освоения учебного материала.

Аргументируйте предложенное решение (обоснуйте, почему Вы выбрали именно этот вариант решения)

Использование сравнительно-исторического метода способствует пониманию грамматической структуры языка как системы. Исторический аспект преподавания позволяет не только углубленно изучать язык, но и понимать исторические связи в грамматической структуре языка.

В каких других ситуациях профессиональной деятельности применимо предложенное решение? Что именно может быть использовано в предложенном решении в других ситуациях.

Предлагаемые методические приемы могут быть использованы педагогами, преподающими иностранные языки.

Укажите, какие действия необходимо предпринять педагогу в процессе подготовки и реализации предложенного решения, чтобы не были нарушены этические нормы профессиональной деятельности педагога и/или права других субъектов образовательного процесса, профессионального сообщества в процессе реализации этого решения. В процессе выполнения этого «шага-задания» заполните следующую таблицу, раскрывающую логику Ваших размышлений: профессионального сообщества в процессе реализации этого решения. В процессе выполнения этого «шага-задания» заполните следующую таблицу, раскрывающую логику Ваших размышлений.

Действия учителя, совершаемые в процессе решения задачи

Правильно объяснить материал.

Этические нормы и/или права, нарушение которых предотвращает предложенное действие

Объяснение помогает избежать принудительного заучивания.

Опишите возможные последствия предложенного Вами решения задачи в ближайшей перспективе (на следующем уроке, в данной четверти, в течение учебного года и т.д.) для Вас как педагога и обучающихся.

Повышение лингвистической компетенции учащихся, использование учителем новых технологий в проведении своих уроков, что очень важно в современном образовании.