Цели:
- Знакомить с приёмами распознавания рода имён существительных в единственном и во множественном числе.
- Развивать орфографическую зоркость, способствовать развитию памяти, внимания, мышления, наблюдательности, умение делать выводы и обобщать.
- Воспитывать навыки контроля и самоконтроля, умение работать парами и в группах.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, карточки с алгоритмом, листы с заданием. Презентация
Ход урока
У:
Ну-ка ты проверь дружок, (Слайд 1)
Как готов начать урок
Всё ль на месте, всё ль в порядке?
Книжки, ручки и тетрадки.
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Лишь отметку - “пять”.
Повторение
У: Как настроение? (Слайд 2)
Мы в гостях у дядюшки Имя Существительное. Он сегодня обещал погулять с нами по городу. Пока он занят, давайте поиграем.
Дети делятся на две команды. Учитель читает загадки. Одна команда записывает слова, которые отвечают на вопрос кто? - вторая команда, но вопрос что?
1. Два берёзовых коня вихрем с горки мчат меня, ну а на гору опять мне их надо поднимать (лыжи). 2. Посреди двора стоит копна: спереди вилы, сзади копна (корова).
3. Лежат поросятки, привязаны к грядке. Хороши зелёные, а зимой солёные (огурцы). 4. Кто зимой белый, а летом серый? (Заяц) 5. Белое одеяло весь мир покрывало, стало тепло – в речку утекло (снег). 6. Под соснами, под ёлками бежит мешок с иголками (ёж). 7. Стоит Антошка на одной ножке, шляпа есть, а головы нет (гриб). 8. Шевелятся у цветка два красивых лепестка. Я сорвать его хотел – он вспорхнул и улетел (бабочка). 9. Не будильник, а разбудит: запоёт – проснутся люди (петух).1 0. По горам. По долам ходит шуба да кафтан (овца).
Проверка. (Слайд 3)
Второе задание дописать слова. (Слайд 4)
Город…, страна…, район…, деревня…, улица…, река…, кличка животного…, имя…, отчество…, фамилия…, озеро…, море…, океан….
Дети меняются листочками и проверяют друг у друга задание.
Введение в новую тему:
Третье задание:
Дать характеристику словам по плану:
План. (Слайд 5)
- Часть речи.
- Собственное или нарицательное.
- Одушевлённое или неодушевлённое.
- Род.
Слова: солнышко мама, папа. При характеристике первого слова ребята встречаются с проблемой, что не могут определить род.
У: Придётся звать дядюшку, но сначала давайте сформулируем тему урока и цель, что мы хотим узнать. (Слайд 6)
Тема: Род имени существительного.
Цель: Познакомиться с понятием род имени существительного. Научиться определять род существительного.
У: А как поймете, что достигли цели?
Д: Сможем определять род.
Открытие нового знания (Слайд 7)
Дети зовут дядюшку.
Он рассказывает сказку. “ Сначала все существительные были очень похожи. Даже королева мать их путала. И однажды она издала указ: Кто придумает для моих слов – существительных различия, тот будет награждён.
Услышали про это муж и жена в другом королевстве. Муж (папа) набрал себе много слов и сказал: пусть они буду мои, мужского рода. А жена (мама) схватила много слов себе и сказала: а это будут слова женского рода. А все остальные слова остались посередине под солнышком лишние – среднего рода. С тех пор я перестала путать слова - существительные, потому что знаю секрет различия”.
У: Давайте, используем наши слова, заменим их местоимениями.
Ж.р. мама она моя |
С.р. солнышко оно моё |
М. р. папа он мой |
Вот это и есть слова помощники.
Женский род запомню я
И скажу: “Она – моя”
И запомню род мужской
И опять скажу: “Он – мой”
Средний род: “Оно – моё”
Это - правило твоё!
(Стихотворение написано на листочках для каждого ученика)
У: Ребята, дедушка Имя Существительное дарит вам это стихотворение. Посмотрите, на другой стороне алгоритм нахождения рода.
Повторим его:
1. Произнесу слово.
2. Подставлю к нему слова – помощники
3. Если подходит Он мой – это слово М. р.
Если подходит Она моя – это слово Ж. р.
Если подходит Оно моё – это слово С. р.
4._________________________________
Физминутка. (Слайд 8)
Первичное закрепление
У: Давайте и мы подарим дедушке слова разного рода. Учитель показывает картинки. (Слайд 9, 10)
Дети по алгоритму определяют род.
Роза, яблоко, ландыш, груша, гвоздика.
Затем идут слова во множественном числе:
Бананы, варежки, сливы, перья, колокольчики, тюльпаны.
Если ребята затрудняются, то учитель просит их прочитать правило в учебнике стр. 154, и дописать в алгоритме: поставлю его в единственное число.
Закрепление нового материала:
У: А сейчас погуляем по городу.
Остановимся на литературной улице. Кто здесь живёт?
Д: Живут герои разных книжек.
У: Посмотрите на эту иллюстрацию. (Слайд 11)
Кто автор? Какой жанр?
Д: Это иллюстрация к басне Крылова “ Ворона и лисица”
У: Выпишите слова - существительные. Определите род.
Проверка.
Словарная работа.
У: А теперь отгадайте, куда мы пойдём?
Назовите одним словом: помещение, в котором производится торговля.
Д: Магазин.
У: Какие бывают магазины? (Слайд 12)
Д: продуктовый, промтоварный, универсальный.
Чтение из словаря Ожегова значение слова “ магазин”
У: Найдите слово в орфографическом словаре. Произнесите по слогам. Запишите. Поставьте ударение, подчеркните орфограмму. Запомните его написание.
Ребята в этом магазине продают то, про что говорят: “Он – всему голова”.
Выполните упражнение № 406.
Задание: Над именами существительными укажите их род. Сделайте разбор первого предложения по членам предложения. Выполните фонетический разбор слова.
Проверка.
У: Ребята в магазине можно купить не только хлеб.
У вас в корзине лежат слова. Определите род у этих слов.
Работа в группе.
Затем дети меняются карточками и проверяют. (Слайд 13)
Слова:
Туфли Картофель Календари Инструменты |
Яйца Пальто Вермишель Молоко |
У: А сейчас сядем в автобус и отправимся к дому дядюшки. (Слайд 14)
По дороге послушаем и споём песню весёлых друзей.
Песня “ Большой секрет”
Задание: выписать из песни на слух слова существительные, определить род. (Определяют по алгоритму)
Проверка. (Слайд 15)
Слова: секрет, друзья, огород, дорога, патефон, тележка, мычание, рычание, ржание, свет, компания, честь, отвага, верность, рыцарь, шпага, глотатель, облака, крылья, помощь, небеса, цепочка, коврижка, безделье, скука.
Итог урока.
У: Ребята, дедушке пора отдыхать, да и вы сегодня славно поработали. Давайте добавим еще один кирпичик в здание для существительного. (Слайд 16)
Что вы узнали нового? Как определить род?
Домашнее задание (Слайд 17). Упражнение № 412.