Цели урока:
- обобщить знания 6-классников о роли имён прилагательных в текстах описательного характера, - познакомить с основными особенностями произведений прикладного искусства,
- развивать умение 6-классников использовать имена прилагательные в устной и письменной речи при описании различных предметов.
Оборудование:
- учебник русского языка 6 класса,
- иллюстрации произведений декоративно-прикладного искусства,
- сообщения учащихся о видах декоративно-прикладного промысла.
ХОД УРОКА
I. Выполнение упр.342: прочитать и озаглавить текст, сначала выписать вместе с существительными прилагательные с пропущенными буквами, над прилагательными указать разряд, затем выписать остальные слова с пропусками букв.
- Название текста: Пламенная хохлома.
- Работа над орфограммами в прилагательных: -н- и –нн- , -ск-, -енн-, окончания.
- Вопросы учителя:
- С какой целью К. Паустовский использует в своём тексте имена прилагательные?
- А вы представляете, как выглядит изделие, украшенное хохломской росписью?
Сообщение учащихся о хохломской росписи
ХОХЛОМСКАЯ РОСПИСЬ, русский народный художественный промысел; возник в XVII в. Ныне фабрика “Хохломской художник” (с. Семино Ковернинского р-на) и производственное художественное объединение “Хохломская роспись” (г. Семенов Нижегородской обл.). Название происходит от с. Хохлома (Нижегородская обл.). Декоративная роспись на деревянных изделиях (посуда, мебель) отличается тонким растительным узором, выполненным красным и черным (реже зеленым) тонами и золотом по золотистому фону. (См. Рисунок 1)
- С какими промыслами декоративно – прикладного искусства вы знакомы? Вспомните материалы упражнений 295, 324.
Сообщение учащихся о декоративно-прикладном искусстве и различных промыслах
ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО, область декоративного искусства: создание художественных изделий, имеющих практическое назначение в общественном и частном быту, и художественная обработка утилитарных предметов (утварь, мебель, ткани, орудия труда, средства передвижения, одежда, украшения, игрушки и т. д.). При обработке материалов (металл, дерево, керамика, стекло, текстиль и др.) в декоративно-прикладном искусстве используются литье, ковка, чеканка, гравирование, резьба, роспись, инкрустация, вышивка, набойка и т. д. Произведения декоративно-прикладного искусства составляют часть предметной среды, окружающей человека, и эстетически ее обогащают. Они обычно тесно связаны с архитектурно-пространственным окружением, ансамблем (на улице, в парке, в интерьере) и между собой, образуя художественный комплекс. Возникнув в глубокой древности, декоративно-прикладное искусство стало одной из важнейших областей народного творчества, его история связана с художественным ремеслом, художественной промышленностью, с деятельностью профессиональных художников и народных мастеров, с начала 20 в. также с художественным конструированием.
ПАЛЕХСКАЯ МИНИАТЮРА, вид традиционной русской лаковой миниатюрной живописи темперной краской на папье-маше, сложившийся в начале 1920-х гг. в поселке Палех на основе местного иконописного промысла. Иконы “палехского пошиба” славились особой тонкостью письма с активным применением золота на одеждах святых и в орнаментах. В 1923 г. палешане впервые познакомились с новым материалом — папье-маше, являвшемся на протяжении века основой для лаковой миниатюры Федоскина. При поддержке известного искусствоведа А. В. Бакушинского, уроженца Палеха, мастера освоили новый материал, перенеся на него традиционную для древнерусской иконы технологию темперной живописи и условную стилистику изображения. В настоящее время в Палехе работает ряд авторских мастерских художников-палешан. Палехские художники успешно работали в области театрально-декорационного искусства. Для стиля палехской живописи характерны тонкий и плавный рисунок на преимущественно черном фоне, обилие золотой штриховки, четкость силуэта уплощенных фигур, подчас полностью покрывающих поверхность крышки и боковых стенок шкатулок. Декоративность пейзажа и архитектуры, вытянутые изящные пропорции фигур, колорит, построенный на сочетании трех основных цветов — красного, желтого и зеленого, восходят к традициям древнерусской иконописи. Композиция обычно обрамляется изысканным орнаментом, выполненным твореным золотом. (См. Рисунок 2)
ВОЛОГОДСКОЕ КРУЖЕВО, вид русского кружева, плетенного на коклюшках (деревянных палочках); распространен в Вологодской обл. Промысел существует с 1-й четверти XIX в. Узор в виде непрерывной плавной линии, образованной выплетенной тесьмой, выступает на фоне тонкой ажурной “решетки”. В 1968 г. основано объединение “Снежинка” (мерные кружева, покрывала, салфетки). (См. Рисунок 3)
ГЖЕЛЬ (гжельская керамика), изделия керамических промыслов Московской области, центром которых была бывшая Гжельская волость. В настоящее время изделия производят в тридцати селах и деревнях бывших Бронницкого и Богородского уездов, в 60 км от Москвы (ныне Раменский район). Слово “гжель” происходит, возможно, от “жечь”. В XVII в. крестьяне гжельских деревень и сел начали выделывать поливную посуду и игрушки. Делали в Гжели кирпич, глиняную обварную и томленую посуду с однотонным светлым черепком, а в конце того же XVII века освоили изготовление “муравленой” (т. е. покрытой зеленоватой или коричневой глазурью) посуды, не пропускавшей воду. В самой Гжели работало много мастеров, некоторое вpемя обучавшихся на заводе Гребенщикова в Москве. Имея большой опыт гончарного дела, получив необходимый навык у мастера, гжельские кустари, быстро освоив производство майолики, начинали изготавливать подобные изделия в своих мастерских. Они создавали нарядную посуду: квасники — декоративные кувшины с кольцевидным туловом, высокой куполообразной крышкой, длинным изогнутым носиком, часто на четырех округлых ножках; кумганы — подобные же сосуды, но без сквозного отверстия в корпусе; кувшины, рукомои, кружки-шутихи (“напейся — не облейся”), блюда, тарелки и др., украшенные орнаментальной и сюжетной росписью, исполненной зеленой, желтой, синей и фиолетово-коричневой красками по белому фону. Обыкновенно в центре изображения находилась птица типа журавля, основное изображение дополняли условные деревца, кустики, иногда архитектурные сооружения. С конца XVII в. и до 1820-x гг. в Гжели происходит переход от майолики к полуфаянсу. Соответственно меняется и роспись изделий — от многоцветья, характерного для майолики, к одноцветной подглазурной росписи кобальтом. В росписи преобладает растительный орнамент. Основные формы: кумганы, квасники, реже — кружки, подсвечники, рукомойники. Гжельские изделия распространялись не только по всей России, от Архангельска до Астрахани и в Сибири, их вывозили в Среднюю Азию и страны Ближнего Востока. Учитывая местные вкусы, гжельские мастера создали устойчивый ассортимент так называемого “азиатского” фарфора: чайники, пиалы разных размеров и определенной формы, с характерной цветочной росписью в медальонах на цветном фоне. Помимо посуды и мелкой пластики, объединение выпускает каминную плитку, около 20 видов различных часов, телефонные аппараты, различные люстры (15 видов). Четыре цеха объединения производят фарфор, два — майолику. (См. Рисунок 4)
ДЫМКОВСКАЯ ИГРУШКА, русский художественный промысел, возникший на основе местных гончарных традиций. Название игрушки происходит от слободы Дымково, ныне район города Вятки. Промысел имел семейную организацию — игрушку лепили женщины и девочки, приурочивая ее изготовление к весенней ярмарке. В середине 19 в. под влиянием городского быта и фарфоровой пластики в дымковском промысле складывается свой стиль. Для производства игрушки используется местная красная глина, тщательно перемешанная с мелким речным песком. Фигурки лепят по частям, свертывая нужную форму из раскатанных в блин глиняных комов. Отдельные детали собирают и долепливают, используя жидкую глину как связующий материал. Следы лепки сглаживают влажной тряпкой для придания изделию ровной поверхности. После полной просушки и обжига игрушки покрывают темперными белилами (прежде побелку осуществляли мелом, разведенным на молоке). Сегодня для росписи применяются темперные краски и мягкие колонковые кисти. Использование широкой гаммы — до десяти цветов — придает дымковской игрушке особую яркость и нарядность. Строго геометрический орнамент строится по разнообразным композиционным схемам: клетки, полоски, круги, точки наносятся в различных сочетаниях. Завершают украшение игрушки ромбики из потали или сусального золота, наклеенные поверх узора. (См. Рисунок 5)
II. Выполнение упр.343: составить 5-6 предложений или небольшой текст на одну из тем (“Произведения народного декоративного искусства”, “Превращение дерева”, “Деревянное золото”, “Костяное кружево”, “Изделия палехских художников”, “Вологодские кружева” и т.д.)
Вопросы и задания учителя:
- Определите разряды используемых прилагательных.
- Что бы изменилось, если бы вы убрали из произведений имена прилагательные?
- Какую роль играют имена прилагательные в текстах описательного характера? Для чего они необходимы в нашей речи?
- Имена прилагательные каких разрядов вы использовали наиболее часто?
III. Упр.344: подготовьте на основе созданного вами текста (упр.343) устное публичное выступление, постарайтесь выступить так, чтобы слушатели почувствовали ваше отношение к произведениям народного промысла.
Литература:
Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия 2004.