Русский язык
-
«Роль имен существительных в художественном тексте. Сравнение. Метафора (2 часа)». 5-й класс 2015
Урок русского языка проводится после изучения темы «Имя существительное в языке и речи». Цель урока: научить детей видеть в художественном тексте выразительные средства языка – сравнения и метафоры, в основе которых – имена существительные, уметь определять их роль. Урок соответствует программе «Школа-2100», которая опирается на технологию проблемно-диалогического обучения и системно-деятельностного подхода, нацеленного на развитие личности.
-
Роль имени существительного в словосочетании и предложении 2012
Урок вырабатывает умение составлять и выделять из предложения словосочетания определенной структуры, находить грамматическую основу предложения и выделять члены предложения; развивает языковое мышления, зрительную память, речь. Этапы урока: орфоэпический и орфографический тренинги, работа по материалам, с учебником, литературная викторина.
-
Роль инновационных технологий в образовательном процессе 2021
Научить всему невозможно, вложить в головы детей важнейшие достижения различных наук – не в силах преподавателей. Куда важнее дать детям «не рыбу, а удочку», научить их добывать эти знания, развивать средствами обучения их интеллектуальные, коммуникативные, творческие умения, формировать научное мировоззрение. Важнейшим становится вопрос «Как учить?», а уже затем – «Чему учить?». Поэтому так актуальны сегодня современные образовательные технологии, которые направлены на организацию деятельности учащихся, на развитие через эту деятельность их умений, качеств, компетенций.
-
Роль метафоры и ассоциативного алгоритма в работе по интенсивному повышению грамотности 2010
Автор статьи предлагает исследовать роль метафоры и ассоциативный алгоритм в работе по интенсивному повышению грамотности, объединению логической и ассоциативной методики. Олицетворение, аналогии, зарифмованные правила, визуальные метафоры-портреты частей речи делают лингвистический материал образным, удобным для запоминания.
-
Роль образовательной среды «Фразеологический калейдоскоп» в развитии речи младших школьников 2021
Работа в школе создает возможность наблюдать, как с годами меняется русская речь. Какие-то слова и выражения исчезают совсем, другие появляются. С грустью замечаю, что в устной речи учеников и взрослых становится больше инородных слов, слов – сокращений, искажений, порой трудно понять смысл сказанного. Очень хочется, что бы родная речь соответствовала высказыванию К.Г.Паустовского. Русская речь богата синонимами, антонимами, образными выражениями. Украшают нашу речь устойчивые выражения – фразеологические обороты.
-
Роль односоставных предложений в художественной и разговорной речи 2009
Урок-практикум является обобщающим по теме «Односоставные предложения» в 8-м классе. Цель урока – через существование языкового факта односоставных предложений подойти к пониманию конструкции при использовании её другими людьми и в собственной речи.
-
Роль памяти в нашей жизни 2008
Работа нацелена на то, чтобы познакомить учеников с классификацией видов памяти, показать возможности их развития и зависимость качества учебной деятельности от свойств памяти, определить свой потенциал памяти, формировать умения тренировки памяти.
-
Роль педагога в развитии личности ребенка
2014
Учитель заботится не только об усвоении предметных знаний, но и о становлении и развитии социально направленной мотивации, о формировании ответственности за задания, умении считаться с другими, думать об их интересах, развивать свои творческие возможности, талант.
-
Роль педагога в управлении качеством образования на уроках русского языка и литературы 2021
В статье рассматриваются определения таких понятий, как «качество образования», его компоненты, раскрыты пути повышения качества образования на уроках русского языка и литературы. Показаны возможности организации учебного процесса с целью повышения уровня образования. На основе анализа компонентов системы оценивания предложены пути повышения уровня образования.
-
Роль презентаций в развитии монологической речи учащихся на уроке русского языка 2010
При развитии монологической речи учащихся на уроках русского языка незаменимым помощником учителя могут оказаться презентации в PowerPoint. В статье приведены примеры упражнений и методических приемов для обучения монологической речи на базе текста, виды учебных работ с использованием презентаций на уроках развития речи.
-
Роль причастий в речи 2008
Одна из важнейших задач уроков русского языка - добиться, чтобы усвоение грамматической структуры языка находило выход в речь учащихся. Помогают уроки, на которых знания учащихся систематизируются, закрепляются, а затем применяются в творческих заданиях. Предлагаю вашему вниманию один из таких уроков, проводимый в форме ролевой игры с применением методики дифференцированного обучения.
-
Роль причастий в тексте 2011
Цель урока: систематизация и обобщение знаний по теме «Причастие», а также развитие навыков определения грамматических признаков причастия; развитие умения анализировать, обобщать факты; развитие речевых навыков.
-
Роль причастного оборота в текстах разных стилей 2007
Урок русского языка в 11-м классе систематизирует знания учащихся о причастном обороте.
-
Роль проектно-исследовательской деятельности учащихся в повышении мотивации к изучению русского языка и литературы 2011
Исследовательская деятельность учащихся на уроках русского языка и литературы – неотъемлемый компонент эффективной технологии обучения. Она побуждает учащихся к творчеству, развивает потребности в поисковой активности. У учащихся формируются коммуникативные умения, без которых осуществление исследования и его последующая защита на конференции невозможны. Ученики включаются в формы общения, способствующие развитию речевой активности, вербального интеллекта.
-
Роль противительных союзов в романе Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание" 2012
На уроках словесности учитель должен раскрывать перед учащимися различные стороны языка. При интеграции работы по развитию речи на уроках русского языка и литературы учащиеся полноценно осмысливают языковые единицы на грамматическом, стилистическом и художественно-эстетическом уровнях. Глубоко понимают текст, идею произведения и готовятся к ЕГЭ.
-
Роль русского языка в формировании гражданской идентичности 2016
Модель гражданского образования школьников в процессе изучения русского языка является целостной системой педагогических воздействий, предполагающей создание условий для успешного гражданского образования учащихся. Различные формы учебной деятельности школьников позволяют организовать усвоение гражданских понятий и ценностей общества, культуры гражданского поведения. В статье рассмотрен один из подходов к решению задачи формирования у школьников гражданской идентичности.
-
Роль сложноподчиненного предложения в художественном тексте 2010
Урок построен в форме обобщения на литературном краеведческом материале (отрывок из рассказа Е.И. Носова "Покормите птиц"). Урок предполагает подготовку обучающихся к единому государственному экзамену в новой форме.
-
Роль сложносочиненных предложений в речи 2006
Цель урока: выявить роль ССП в речи; продолжить знакомство со способами выражения в тексте антитезы; познакомиться со стилистической фигурой многосоюзия; продолжить работу над формированием навыка анализа текста.
-
Роль смыслового анализа при написании приставок пре- и при-. (11-й класс) 2014
Цели урока: узнать систему правил, регулирующих правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-; научиться применять изученное правило на практике, выполнять орфографический, лексический и пунктуационный разбор.
-
Роль современного образования в формировании российской гражданской идентичности молодого поколения 2013
В статье рассматриваются концепция воспитания в новой российской школе, принципы, которые должны быть положены в основу воспитания, чтобы, с одной стороны, преодолеть межпоколенческий разрыв и кризис идентичности, а с другой избежать ошибок советской школы.
-
Роль средств художественной выразительности (тропов) при создании текстов художественного стиля речи. 6-й класс 2012
Урок повторяет ранее изученные сведения о тропах; особенности художественного стиля речи; знакомит с целями употребления тропов, закрепляет умение находить в тексте тропы, формирует умение пользоваться тропами, употреблять их в речи; готовит к созданию собственных высказываний, используя тропы.
-
Роль тетради-справочника в повышении уровня грамотности обучающихся 2011
В работе рассказывается об опыте создания и использования тетради-справочника на уроках русского языка с 5 по 11 класс с целью повышения успеваемости учащихся.
-
Роль технологий открытого образования в формировании ключевых компетенций при обучении старшеклассников 2011
Цель статьи – показать, как использование технологий открытого образования способствует формированию ключевых компетенций старшеклассников по русскому языку и литературе. В статье представлен опыт работы с несколькими технологиями и положительные результаты этой деятельности, приведены примеры эффективного использования их на уроках и во внеурочное время.
-
Роль указательных слов в сложноподчиненном предложении
2015
Цели урока: познакомиться со сложноподчиненными предложениями, с указательными словами; уметь находить их в предложении; составлять по схемам предложения; составлять схемы к предложениям.
-
Роль указательных слов в сложноподчиненном предложении. 9-й класс 2018
Основная цель урока - сформировать знания о роли указательных слов в СПП. На уроке развивается логическое мышление, внимание, память, творческие способности, учитывается степень сложности задания и ученик определяет для себя возможность /невозможность его выполнения.
-
Роль уроков речи и культуры общения в диагностике и коррекции психологического климата учебного коллектива 2009
Статья предлагает рассмотреть скрытый резерв уроков предмета "Речь и культура общения" (авторы программы Т.А. Долинина, Д.И. Архарова), их роль в диагностике и коррекции эмоционального климата коллектива учащихся. В результате систематического анализа творческих работ учащихся педагог может получить достаточно полную картину межличностных отношений внутри класса и при необходимости скорректировать их.
-
Роль учебных заданий в формировании функциональной грамотности на уроках русского языка 2023
Задания, направленные на выявление общего понимания текста, могут предложить учащимся обнаружить соответствие между частью текста и сформулированной вопросом общей идеей его, частью текста и специфической сноской, данной автором к ней. Возможно предложить из сформулированных идей текста выбрать наиболее общую, доминирующую. Существуют различные типы заданий, которые позволяют развивать и проверять навыки чтения. Приведём перечень некоторых типов заданий в соответствии с развиваемыми и компетенциями.
-
Роль фразеологизмов в русском языке 2010
Интегрированный урок дает ученикам представление о единой картине мира, несет культурологическую функцию и ставит перед учителем важнейшие образовательные и воспитательные цели: углубление знаний учащихся о фразеологизмах; рассмотрение фразеологизмов в единстве лингвистического, исторического, психологического аспектов; развитие презентативных навыков; воспитание любви к языку; формирование речевых умений, обогащение речи учащихся; формирование навыков общения и умения работать в группах.
-
Роль функциональной грамотности в образовательном процессе основного общего образования 2024
Формирование функциональной грамотности – это сложный, многосторонний, длительный процесс. Достичь нужных результатов можно лишь через систематическую каждодневную работу на уроках и во внеурочной деятельности, умело, грамотно сочетая различные современные образовательные педагогические технологии. В целом, развитие функциональной грамотности у школьников требует комплексного подхода, инновационных методов обучения, активной практики и индивидуального подхода к каждому ученику. Важно учитывать контекст обучения, культурные особенности и потребности учащихся для успешного формирования и развития их функциональной грамотности. Успешное освоение компонентов функциональной грамотности поможет воспитать инициативную, самостоятельную, социально ответственную личность, которая способна адаптироваться и находить свое место в постоянно меняющемся мире.
-
Роль школьных информационно-библиотечных центров в распространении и выработке норм и условий использования русского языка 2020
Задачи учителя и библиотекаря: обратить внимание на современное состояние русского языка; позаботиться о нашем «великом, могучем, правдивом и свободном» языке; передать его, как дар, как историческую ценность подрастающему поколению.