Русский язык
-
"Основные аспекты культуры речи" (урок-исследование. 10-й класс, русский язык) 2010
Ребята в течение месяца исследовали речь горожан Северодвинска: записывали фразы, содержащие речевые ошибки. На основании данной исследовательской работы были составлены задания. Класс разбивается на три группы. Каждая группа в ходе урока анализирует и исправляет речевые ошибки (конверты с заданием получает командир группы.)
-
"Основные виды СПП с двумя или несколькими придаточными и пунктуация при них" по методике КСО "Коллективно-творческое сотрудничество" 2009
Через эвристическую методику КСО учащиеся знакомятся с СПП с несколькими придаточными, учатся отличать союз от союзного слова, развивают навыки выступления перед аудиторией, навыки работы с текстом.
-
"Основные группы сложноподчиненных предложений по значению". Урок-практикум в 9-м классе 2008
Сценарий урока разработан по учебному комплексу под редакцией В.В. Бабайцевой в полном соответствии с программой, с использованием межпредметных связей. Задания, предложенные учащимся, соотносятся с заданиями ЕГЭ, позволяют расширить подготовку в области развития речи, развивают умения излагать и передавать ту или иную информацию, анализировать результаты деятельности, повышают интерес к изучению русского языка.
-
"Основные способы образования слов в русском языке". 6-й класс 2013
Урок русского языка изучает основные способы образования слов в русском языке. На уроке формируются умения определять способ образования слов, морфемный состав, составлять словообразовательные цепочки. Учащиеся развивают творческие способности, навыки работы с информацией. Урок воспитывает интерес и уважение к русскому языку.
-
Осенние мотивы в лирике русских классиков XIX–XX веков. Путешествие в сентябрьский лес 2008
Урок предполагает предварительное путешествие в сентябрьский лес сначала учителя, который демонстрирует полученные материалы, делится впечатлениями, умело "вплетая" в свой рассказ научный материал, организуя целостную структуру урока. А затем - самих ребят, которые самостоятельно создадут путевые заметки или очерки, а также, возможно, представят собственные лирические произведения.
-
Осенний пейзаж (подготовка к сочинению-описанию осенней природы) 2011
Предлагаемый конспект урока развития речи представляет один из возможных вариантов подготовки пятиклассников к написанию сочинения с использованием информационно-коммуникативной технологии, технологий дифференцированного и развивающего обучения. Данный урок является заключительным в системе уроков подготовки к сочинению–описанию природы. На предыдущих уроках ребята выполняли индивидуальные задания – проекты (создавали свои книги, посвященные осени).
-
Осень в словах и красках (бинарный урок в 6-м классе) 2008
Данный урок предполагает подведение итогов разговора с учащимися об осени на уроках литературы и проведения экскурсии на природу, а также воспитание эстетического чувства учеников. На уроке совершенствуется навык выразительного чтения поэтического текста, проверяется навык пунктуационного разбора предложения с однородными членами и орфографический навык написания трудных "осенних" слов, развиваются творческие изобразительные способности, а также умение учеников работать в группе.
-
Основная тема стихотворения "Крестьянские дети" и способы ее раскрытия. Отношение автора к персонажам 2012
Цель урока: выявление значения крестьянской темы в творчестве Н.А. Некрасова, особенностей композиции стихотворения и её роли в реализации художественной идеи произведении; формирование навыков выразительного чтения и чтения по ролям; формирование нравственно-эстетических представлений в ходе выявления лексического значения слов: вирши, обаяние, "низкого рода люди", нега, вестимо и др.
-
Основные виды сложноподчиненных предложений с двумя или несколькими придаточными и пунктуация в них 2010
Знакомство учащихся со сложноподчинёнными предложениями с несколькими придаточными и пунктуацией в них; введение понятий однородное, последовательное, параллельное подчинение; построение схем СПП с несколькими придаточными; повторение основных групп СПП по их значению, отличий союза от союзного слова и алгоритма для определения вида придаточного предложения.
-
Основные грамматические признаки имен существительных. 8-й класс специальной (коррекционной) школы VIII вида 2013
В игровой форме обобщаются знания учеников, развиваются познавательные интересы, речевая активность, формируется познавательная самостоятельность, корригируются эмоциональные отклонения, интеллектуальная пассивность. Урок-игра с созидательным элементом строительства формирует универсальные учебные действия в поиске и диалоге.
-
Основные группы односоставных предложений. 8-й класс 2011
На уроке использовалась групповая форма работы, задания для обучающихся с высокой мотивацией обучения. Освоение нового материала осуществлялось на примерах поэтических строчек С.Есенина. Урок направлен на развитие умений различать односоставные и двусоставные предложения, находить односоставные предложения, определять их роль в тексте.
-
Основные группы придаточных обстоятельственных 2011
Конспект урока русского языка в 9-м классе. Основная цель урока – показать особенности сложноподчиненных предложений с обстоятельственными придаточными. Презентация может быть использована как учителем на уроке, так и учащимися для дальнейшей самостоятельной работы.
-
Основные группы сложноподчиненных предложений по их значению (метапредметный подход) 2013
Урок изучения нового материала и закрепления первичных знаний развивает критическое мышление и формирует умение различать виды придаточных предложений в составе сложноподчиненных.
-
Основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке 2008
Урок проведён в 10-м классе. Носит обобщающий характер, но в то же время углубляет знания учащихся по теме. Большое внимание уделяется отработке дикции, обогащению словарного запаса. Так как класс носит статус социально-экономического, то слова, взятые для словарной работы, касаются экономической, финансовой сферы.
-
Основные принципы пунктуации. 11-й класс 2011
Одной из основных задач урока является формирование представления учащихся о вреде алкоголя, о страшных последствиях влияния последнего на психическое и эмоциональное состояние подростка, регрессию личности, ее физическую и духовную гибель. У учащихся при знакомстве с предложенным для анализа текстом формируется негативное отношение к приему спиртного.
-
Основные способы образования слов в русском языке 2011
Урок знакомит учащихся с основными способами образования слов в русском языке. Урок проходит в 6-м классе по учебнику М.Разумовской. Используется презентация к уроку. Дети знакомятся со способами образования слов, учатся правильно определять способы образования слов, знакомятся с навыками построения словообразовательной цепочки.
-
Основные способы передачи чужой речи. Пунктуация в предложениях с подобного рода осложнениями 2015
Урок может проводиться как итоговый в 8-м и 11-м классе. При подготовке урока использованы различные формы работы учащихся: групповая, индивидуальная. Содержание учебного материала, рассматриваемого на уроке, соответствовало плану и включало в себя разделы, связанные с синтаксическими нормами предложений, осложненного прямой и косвенной речью, диалогом и цитатой.
-
Основные этапы работы над предложением в школе для неслышащих детей 2020
В статье раскрыты этапы работы над предложением в школе глухих, слабослышащих и позднооглохших детей. Определены задачи обучения, раскрыто основное содержание работы над предложением, определены особенности владения неслышащими обучающимися структурой предложения.
-
Основы редактирования. Курс для 10–11-х классов. Поурочное планирование 2008
Поурочное планирование составлено в соответствии с программой курса "Основы редактирования. Программа для 10–11-х классов", составитель Пахнова Т.М., на основе "Сборника нормативных документов. Курс предназначен для углублённого изучения русского языка в 10–11-х классах гуманитарного направления, для изучения русского языка на профильном уровне в рамках предмета "Технология".
-
Основы смыслового чтения 2023
Цель: развитие навыков смыслового чтения и работы с текстом, формирование читательской компетентности младшего школьника, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования.
-
Основы создания методического пособия в рамках проектной деятельности 2023
В статье рассматриваются основы создания методического пособия в рамках проектной деятельности, суть которого заключается в освоении учащимися знаний, умений и навыков самостоятельного планирования пути, а также формирование индивидуального образовательного маршрута и решение проблемных ситуаций.
-
Особенности дистанционного обучения при изучении русского языка и литературы 2021
Представленная статья посвящена особенностям дистанционного обучения при изучении русского языка и литературе в средне школе № 19 города Читы.
-
Особенности жанра эссе 2008
Урок русского языка в 10-ом классе, посвященный жанру эссе. Ученики выясняют особенности жанра эссе, развивают творческие способности и коммуникативную компетенцию.
-
Особенности изучения перехода полнозначных слов в предлоги в школе 2006
В статье предложен материал по проведению уроков по теме "Переход полнозначных слов в предлоги". На уроках по этой теме учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками: определять по совокупности признаков производные предлоги и отличать их от самостоятельных частей речи; правильно употреблять предлоги с нужным падежом в зависимости от главного слова словосочетания; правильно строить словосочетания с предлогами благодаря, согласно, вопреки; употреблять предлоги в предложениях с однообразными членами; пользоваться в деловом и разговорном стилях речи предлогами-синонимами; различать омонимичные предлоги, наречия, деепричастия, существительные.
-
Особенности концептов "правда – ложь" в пословичной картине русского, кабардинского и английского языков 2011
Пословицы и поговорки являются аккумуляторами культурных ценностей того или иного этноса. Каждый язык по-своему отображает действительность в соответствии с историческим опытом народа, культурой, условиями жизни. В статье рассмотрены особенности поговорок в разных языках.
-
Особенности написания приставок на з-, с- 2015
Цель урока: познакомить с правилом правописания приставок на з-, с-, повторить правописание корней с проверяемыми и непроверяемыми гласными, вырабатывать умение находить слова с изученной орфограммой; воспитывать любовь к природе, поддерживать интерес к русскому языку.
-
Особенности написания приставок на з-, с- 2020
Цели и задачи урока: познакомить с правилом правописания приставок на З-, С-, повторить правописание корней с проверяемыми и непроверяемыми гласными, вырабатывать умение находить слова с изученной орфограммой.
-
Особенности обучения биллингвальных детей 2020
Учителя школ в полиэтнических классах находятся в затруднительном положении, так как у них нет методики работы в классах, объединяющих детей, для которых русский является родным, и детей, не знающих или плохо знающих его. Ответственность за адаптацию таких детей ложится, как правило, на плечи учителя-словесника, ведь русский язык является не только учебным предметом, но и средством обучения, а главное – средством социализации ребёнка в новом для него коллективе, в обществе. Таких детей называют «билингвами», «инофонами», «иноязычными учащимися». Русский язык для большинства из них не только не является родным, но и не был даже языком обучения. Попадая в «чужую» языковую среду, у ребенка могут возникнуть проблемы психологического характера, так как он не может на равных общаться с одноклассниками и плохо понимает изучаемый материал. Это порождает страх, боязнь ошибок, ребенок замыкается, отказывается отвечать на уроках и общаться. Поэтому учителю русского языка на первых этапах работы с инофонами необходимо сформировать положительное мотивационное отношение к русскому языку через развитие познавательного интереса и осознание социальной необходимости. Ученик должен понимать, что без знания русского языка он не сможет стать полноценным членом общества.
-
Особенности обучения русскому языку детей-мигрантов 2017
Усилившиеся в последние годы процессы миграции населения из бывших союзных республик привели к тому, что появились школы, в которых состав учащихся до 50–80% является многонациональным. Не исключением являются и школы нашего города. Национальный состав учащихся наших образовательных учреждений составляют русские, армяне, азербайджанцы, узбеки, украинцы, белорусы, грузины, таджики, цыгане.
-
Особенности организации подготовки учащихся 9-х классов к сдаче ОГЭ по русскому языку 2022
Итоговая аттестация – первая по-настоящему серьезная проверка эффективности учебной деятельности ученика под руководством учителя. Подготовка к итоговой аттестации – это всегда ответственный процесс. И от того, насколько грамотно он будет построен, зависит наш результат. Основная проблема, с которой сталкиваются учащиеся, выполняя задания ОГЭ по русскому языку, на мой взгляд, заключается в том, что традиционно в школьном обучении делается упор на изучении правил орфографии и пунктуации. Упускаются другие нормативные аспекты русского языка и изучение системы языка в целом. Здесь я ни в коем случае не говорю о том, что данные разделы не входят в школьную программу. Просто в силу того, что уровень общей грамотности с каждым годом стремительно падает, нет возможности тщательно изучать вышеуказанные разделы, лишь бы хоть как-то научить детей грамотно писать. К тому же некоторые из этих разделов касаются только материала, изучаемого непосредственно на уроках русского языка (например, орфоэпические и лексические нормы).