Цели урока:
- совершенствовать умения: определять место придаточных в сложноподчиненном предложении, средства их связи с главным; устанавливать смысловые отношения между простыми предложениями в СПП; составлять схемы предложений СПП; определять вид придаточного предложения;
- развивать навык правильной постановки знаков препинания в СПП, орфографическую зоркость;
- проверить умения выполнять синтаксический и пунктуационный разбор СПП;
- воспитывать бережное отношение к слову, интерес к изучению русского языка;
Оборудование:
- видеофильм “Третьяковская галерея”;
- индивидуальные карточки с заданиями;
- таблицы – схемы СПП;
- репродукции картин русских художников;
- портрет П.М.Третьякова.
Ход урока
I. Оргмомент
Сегодня у нас необычный урок. У нас присутствуют гости. Надеюсь, урок будет всем интересен и полезен.
На уроке повторим и обобщим все, что узнали на предыдущих уроках о сложноподчиненном предложении.
* Запишите тему урока “Основные группы сложноподчиненных предложений по значению”
На этом уроке я предлагаю побывать в гостях у красоты, заочно пройтись по залам Государственной Третьяковской галереи, со дня основания которой прошло 150 лет.
Давайте напомним себе, где находится национальный музей искусства и кто его основатель.
Просмотр фрагмента видеофильма
II. Тренировочные упражнения
Индивидуальная работа по карточке
Учитель. Поскольку основной единицей синтаксиса является предложение, то начнем урок с разбора предложения.
Уч-ся самостоятельно выполняет синтаксический разбор предложения:
Известная всему миру галерея, в которой представлены произведения русских художников, носит имя П.М.Третьякова.
Коллективная работа по карточке.
Пока уч-ся работает у доски, класс выполняет упражнение №1.
Упражнение № 1
Из “перепутанных” предложений соберите текст. Выполните задания.
- Он был человеком деловым, и дело его процветающим.
- Третьяков свято верил, что “нажитое от народа” должно обязательно вернуться “народу в каких - либо полезных учреждениях”.
- Третьяков П.М. (27 декабря 1832 - 16 декабря 1898) – российский предприниматель, меценат*, собиратель произведений отечественного изобразительного искусства, основатель художественной галереи.
- Он был потомственным купцом и оставался им всю свою жизнь.
Выберите вариант ответа:
А) А, B, C, D
B) C, D, А, B
C) B, C, А, D
D) А, D, B, C
Определите стиль текста и тип речи.
- официально-деловой, рассуждение
- публицистический, описание
- художественный, повествование
- публицистический, рассуждение
Укажите средства связи предложений в тексте.
Выпишите СПП. Объясните графически постановку знаков препинания. Постройте схему предложения.
Учитель. Знаете ли значение выделенного * слова (меценат)?
Обратимся к толковому словарю.
Уч-ся читает словарную статью.
В первом веке до нашей эры жил в Риме богач Меценат (между 74 и 64 — 8 гг. до н. э.). Он служил при дворе императора Августа [1], был умелым дипломатом и ловким политиком. Но, главное, Меценат был ценителем искусства и оказывал покровительство поэтам, художникам и артистам: помогал им деньгами, давал работу, приглашал на пиры... И именно этим обессмертил свое имя. Со временем меценатами стали называть всех богатых людей, помогающих искусству.
Уч-ся выполняют пунктуационный разбор предложения( задание №3)
В ходе урока учитель задает уч-ся дополнительные вопросы.
Дополнительные вопросы:
- Какое предложение называется СПП?
- Расскажите о строении СПП.
- Какова роль указательных слов?
- Как определить вид придаточного предложения?
- Как отличить подчинительные союзы от союзных слов?
- В чем особенность придаточных подлежащных?
- В чем особенность придаточных сказуемных?
- Какие придаточные называются определительными?
- Какие придаточные называются обстоятельственными?
- Какие придаточные называются дополнительными?
III. Чтение графических схем
Учитель. Правильно ставить знаки препинания помогает знание строения предложения и умение строить схемы сложных предложений. Прочитайте схемы. Объясните постановку знаков препинания в данных схемах.
IV. Анализ предложений
Учитель. Нормы пунктуации не всегда были жесткими, поэтому менялись довольно быстро. В изданиях Н.В. Гоголя, А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого знаки препинания порой расставлялись не только в соответствии со вкусом самих авторов, но и отражали изменчивость норм пунктуации.
Запишите предложения, расставляя знаки препинания без отклонения от современных норм. Объясните написание (указанных учителем) слов. Определите вид придаточных предложений в СПП. Постройте схемы предложений.
Уч-ся работают у доски, записывая предложения под диктовку учителя.
1. Третьяков пристально следил за всеми работами художников – передвижников, чтобы не упустить ни одной значительной картины.
Учитель. Таков портрет Ф.М.Достоевского, “Тройка” Перова и... (учитель показывает некоторые репродукции картин художников-передвижников)
2. Если картина нравилась Третьякову, он ее тут же приобретал и уже никому не уступал.
3. Метод работы Репина был таков, что, обратившись к взволновавшей его теме, художник исследовал её в целой серии произведений.
4. В картинах Шишкина можно увидеть, как растут деревья, как лежат камни - валуны в чистых водах ручья, как расположен солнечный луч на зеленой траве.
V. Самостоятельная работа
Учитель. Третьяков тщательно подбирал свою коллекцию. Когда он появлялся на открытии какой-нибудь выставки, сосредоточенный, молчаливый, казалось, будто он только слушает, но художники поражались его метким замечаниям, верным оценкам картин.
Вот и вы сейчас, сосредоточившись, выполните самостоятельную работу, правильно оцените данные в задании предложения.
(Каждый уч-ся имеет карточку с заданием для самостоятельной работы)
Задание
Укажите (с помощью стрелок), каким из приведенных в левом столбце предложениям соответствуют характеристики, данные в правом столбце.
Вариант 1
1. Никто не знает, что такое талант и где его искать в человеке.
2. Когда Суриков приступил к работе над “Боярыней Морозовой”, он прочитал много исторических книг, изучил памятники старины.
3. Он говорил, что “на памятники смотрел, как на живых людей…”
4. Все, кто видел картины “Боярыня Морозова”, “Утро стрелецкой казни”, поразились дару Сурикова представлять события давно минувших эпох.
А. СПП с придаточным подлежащным.
Б. СПП с придаточным дополнительным
В. СПП с придаточным обстоятельственным времени
Г. СПП с однородным подчинением.
(Сборник текстов для проведения письменного экзамена по русскому языку за курс основной школы. 9 класс.)
Вариант 2
1. Когда созданные Серовым портреты собирают вместе, то видишь перед собой живых людей.
2. Успехи В.А. Серова были связаны с портретным искусством, в котором он сумел сказать веское слово.
3. Картины “Девочка с персиками”, “Девушка, освещенная солнцем” отличаются тем, что наполнены жизненной свежестью, чистотой.
4. Кажется, что Серов пишет живописную поэму о том, какие превращения света совершаются под солнцем.
А. СПП с последовательным подчинением.
Б. СПП с придаточным обстоятельственным времени
В. СПП с придаточным определительным.
Г. СПП с придаточным дополнительным
(Сборник текстов для проведения письменного экзамена по русскому языку за курс основной школы. 9 класс)
VI. Работа с текстом
Учитель. Этот урок я назвала “ В гостях у красоты”. А кто-нибудь задумывался всерьёз над мыслью Ф.М.Достоевского: “Красота спасет мир”? Есть ли у нас подвижники красоты?
(Учащиеся. Да. Например, художники.. они в своих картинах изображают все красивое: закат, журавлиный клин в поднебесье, цветение ландыша… Или писатели и поэты… )
Учитель. Красота - это искренность, правда, любовь к Родине. И искусство, на мой взгляд, должно воспитывать в человеке чувство красоты
Поразмышляйте об этом в сочинении, которое напишите дома.
Начало вашей работы – текст упражнения № 2 на карточке.
Упражнение №2
Спишите текст, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Графически объясните орфограммы и пунктограммы.
Напишите сочинение, используя текст в качестве начала.
Когда Л.Н.Толстой причислил пейзажную живопись к бе..содержательному иску..тву Репин решительно ему возр..зил. Пейзаж дорог нам тем говорил он что в нем отража..тся личное отн..шение художника к природ.. к красоте.
Русский пейзаж будит в людях благородное чу..ство любви к родной земле тем самым п..могая человеку как выразился Крамской стать “лучше, добрее и здоровее”.
А разве не в этом состоит главная цель иску..тва?
(Пока выполняется задание, учитель проверяет самостоятельные работы уч-ся. Оценки объявляются после проверки 1 задания)
VII. Итог урока. - Что знаем о СПП?
- Какую роль играют СПП в устной и письменной речи?
Учитель. Вот и закончилось наше путешествие в мир Третьяковской галереи. Этот мир – таинственный и волшебный, он полон загадок и тайн. Его подарил нам Павел Михайлович Третьяков, собрав в единой коллекции два столетия русской живописи.