Цели урока:
- Познакомить учащихся с произведениями об осени Ф. И. Тютчева, С. А. Есенина. Проанализировать стихотворения, сопоставляя изображение природы этого времени года в лирике данных поэтов. Пробудить сокровенные чувства у юных читателей, вызвать интерес к философской лирике XIX-XX вв., связанной с темой “ Человек и природа”. Побудить к созданию собственных произведений на основе полученных впечатлений.
- Создать первичное представление о путевом очерке как речевом жанре, обозначить и охарактеризовать его основные особенности. Привлечь к созданию собственных путевых очерков.
- Обособить значимость прилагательного – эпитета в художественном стиле.
Дополнительные (развивающие) цели и задачи:
- Продолжить формирование умения сравнивать, обобщать, систематизировать изученный материал; творчески анализировать лирический текст. Совершенствовать навыки выразительного чтения, коммуникативные умения.
- Воспитательной задачей является, несомненно, привитие бережного отношения к природе, внимания к её ценности, неповторимости, таинственности. Открыть природу как источник мудрости и вдохновения.
Оборудование:
- Художественные тексты со стихотворениями Ф. И. Тютчева: “Есть в осени первоначальной…” и “Осенний вечер”;
- С. А. Есенина “По-осеннему кычет сова…” [Приложение]; фотографии или цветные распечатки осенних пейзажей;
- DVD или проектор. А также учебник: Риторика: 9 класс. Учебное пособие для общеобразовательной школы / Под ред. Т. А. Ладыженской. – М.: “Баласс”, “С – инфо”, 2004. - 272с., илл.
Несколько слов о данном уроке:
Тип: интегрированный урок. Урок – исследование (творческий уровень).
Форма урока – заочное путешествие.
Время проведения урока – начало сентября.
Урочное время – 45 минут
Литература – урок внеклассного чтения, своего рода “мостик” к изучению философской лирики XIX-XX вв. в 10 и 11 классах, к тому же рассчитан как один из первых уроков в новом учебном году для создания положительной мотивации к творческому процессу. Я бы назвала часть этого урока “лирическим отступлением” и “калейдоскопом впечатлений”.
Риторика – несколько опережающий “программный” урок по теме “Путевой очерк как речевой жанр”, который в дальнейшем предполагает углубление, обобщение и закрепление полученных знаний об этом жанре.
Русский язык - с 5 класса, в период изучения грамматических особенностей имени прилагательного, акцентируется внимание и на эпитетах. Поэтому в рамках данного урока девятиклассники с удовольствием обобщат и повторят приобретённые ими знания по этой теме. Также особое внимание уделяется грамотному оформлению устной и письменной речи.
Урок предполагает предварительное путешествие в сентябрьский лес (полесье) сначала учителя, который демонстрирует полученные материалы, делится впечатлениями, умело “вплетая” в свой рассказ научный материал, организуя целостную структуру урока. А затем – самих ребят, которые самостоятельно создадут путевые заметки или очерки, а также, возможно, представят собственные лирические произведения.
Ход урока
Вступительное слово учителя:
- Ребята! Вот мы с вами и попрощались с красным летом и встретили загадочный сентябрь. Поистине, это чудесный осенний месяц! Особенно, если любуешься его чарующей и вопиющей красотой в лесу. Давайте же совершим путешествие в сентябрьский лес, неспешное, вдумчивое!
В пути мы познакомимся с лирическими произведениями русских классиков 19-20 вв., чтобы вместе с ними причаститься могуществу и таинству осенней природы. Вероятно, кто-то из вас тоже захочет поделиться с нами собственными впечатлениями в своих стихотворениях. Такие желающие, конечно, будут отмечены. Каждый из путешественников сможет получить не только незабываемые впечатления и новые знания, но и положительные отметки, в том числе за свои путевые очерки. С этим речевым жанром мы также познакомимся в ходе нашей прогулки.
У.: Итак, начнём! Полюбуемся сентябрьскими пейзажами! Оцените их великолепие, проникнетесь, неунывающие путешественники, осенней песней! Внимание, задание! Озаглавьте данный музыкальный фрагмент, поделитесь своими первичными впечатлениями в устной или письменной форме.
Демонстрируется музыкальная видео зарисовка осенней природы.
Каждый педагог может предложить собственные зарисовки, отснятые во время своего путешествия.
После просмотра ученики предлагают свои заголовки к сюжету, например: “Осенняя прелесть”, “Торжество сентября”, “По следам осени”, “Дорогами сентября”, и т. д. Далее беседуем: “Что особенно запомнилось в осенних пейзажах? Какие чувства в вас пробудили картины осенней природы в музыкальном сопровождении? Какую музыку вы бы присовокупили к этому фрагменту?”
У.: Вот мы с вами и миновали первые лесные тропки. Давайте зафиксируем в текстовом виде полученные нами впечатления!
Например, “ Осень, как известно, – удивительная пора! Так незабываем и притягателен сентябрьский лес! Видимая сумрачность и утомлённость этого разряженного шалуна обманчива. Ведь сколько очарования и шарма под куполом молчаливых дерев, сколько игры и загадок в пёстрой мозаике листьев! Так что не пройдёшь беспечно мимо осеннего терема, забывчиво нырнёшь в тревожный его лабиринт!”
Ученики зачитывают свои тексты, попутно вместе с педагогом корректируют речевые ошибки и недочёты.
У.: Итак, ребята! Считайте, что это – начало вашего будущего путевого очерка. Что это за жанр? А давайте поиграем в “Юного разведчика”! Слушаем внимательно условия игры, самые активные получат пятёрки в журнал! Откройте стр. 197 -209 учебника по риторике за 9 класс. Да-да! Мы чуть опередим события. Вы уже знаете, как отыскать научный материал в учебных статьях. Так, вам предстоит “разведать” данные страницы и отыскать необходимые, важные сведения, как раз касающиеся структуры и создания путевого очерка. Все “добытые” знания мы поместим в следующую таблицу:
Путевой очерк как речевой жанр, его особенности | Как создавать путевой очерк |
Путевой очерк – текст публицистического стиля, в котором автор от своего имени открывает собеседникам новые страны и континенты, рассказывает о своих впечатлениях и событиях во время путешествия. | 1. Отправиться в путешествие, взять фотоаппарат, видеокамеру, магнитофон, блокнот журналиста и т. д. Подумать, над какой проблемой хотелось бы поразмыслить, на что обратить внимание. |
Материал путевого очерка сугубо личный, субъективный, с живым, ярким и интересным изложением фактов. | 2. Записывать по пути свои впечатления,
мысли, чувства. Зафиксировать документальные
факты. Снимать на видео- или фото интересные места и т. д. На магнитофон записывать “подслушанные” диалоги, голоса природы и др. |
Путевой очерк всегда имеет познавательное значение и в то же время развлекает нас, вызывает сравнения и сопоставления, заставляет задуматься. | 3. Отобрать необходимый материал, придумать точный, яркий заголовок. Расположить основные части материала в нужной последовательности. |
Основа путевого очерка – это подлинный жизненный материал, который может постичь тот, кто много видел и умел наблюдать. | 4. Не нужно также забывать о тщательном отборе языковых средств, в частности, о красочных выражениях и ярких словах, помогающих передать ваши мысли, впечатления, чувства; о языковых средствах публицистического стиля. |
В путевом очерке автор, как правило, раскрывает проблему, ради которой было предпринято путешествие. Важны и авторские впечатления. | 5. Приступить к письменному оформлению путевого очерка, присовокупляя свои фото- и видеозарисовки, рисунки, записи и т. д. Выразительно озвучить готовый текст путевого очерка. |
У.: Т. о., в путевом очерке важно не просто поделиться фактами и впечатлениями, но и поразмыслить над какой-либо проблемой.
Предложите, ребята, свои темы для размышления во время пути по осенним тропкам. Но перед этим давайте продолжим наше путешествие и просмотрим ряд фрагментов, записанных мною во время предварительного визита в сентябрьский лес. Вы услышите стихотворения русских классиков XIX-XX вв. в моём исполнении.
Узнаете ли вы авторов и названия стихотворений, прозвучавших в видеофрагментах?
Демонстрируются видеофрагменты, в которых на фоне пейзажей учителем озвучиваются стихотворения Ф. И. Тютчева “Есть в осени первоначальной…” и “Осенний вечер”, а также С. А. Есенина “По-осеннему кычет сова…” Каждый из преподавателей может самостоятельно отснять подобные кадры.
У.: Молодцы, коли вспомнили авторов и названия стихотворений, прозвучавших в данных отрывках. Дополнительно я включила и собственные лирические произведения – отголоски незабываемых впечатлений.
Предлагаю подробнее познакомиться с текстами этих двух замечательных классиков. Ученикам выдаются распечатки с текстами стихотворений Ф. И. Тютчева и С. А. Есенина.
Далее – творческий анализ текстов по следующим вопросам:
1. Какие чувства пробуждает каждое из стихотворений?
2. Сопоставьте описание осенних пейзажей:
- что общего в изображении осени, в настроении?
- что индивидуально?
3. О чём размышляют, по-вашему, Ф. И. Тютчев и С. А. Есенин?
4. Какую мелодию вы бы предложили в качестве фона во время выразительного чтения данных произведений?
В ходе анализа учителем корректируются ответы, и обобщающие выводы фиксируются на доске и в тетрадях:
Ф. И. Тютчев: лирика глубоко философская. Природа – это целое, необъятное, одухотворённое, загадочное царство; великое и непостижимое разумом явление. Пейзажи насыщены красками, звуками, чувствами, переживаниями:
Багряных листьев томный, лёгкий шелест…
…Над грустно-сиротеющей землёю.
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера…
И льётся чистая и тёплая лазурь
На отдыхающее поле…
Вместе с тем ощущается некая тревожность, предчувствуются “сходящие бури”, и человек, постигающий осенние метаморфозы, как бы сопрягается с живой душой природы, её противоборства отождествляются с его противоречивой сущностью:
И, как предчувствие сходящих бурь,
Порывистый, холодный ветр порою,
Ущерб, изнеможенье – и на всём
Та кроткая улыбка увяданья,
Что в существе разумном мы зовём
Божественной стыдливостью страданья.
Противоречивость как человека, так и природы, акцентируется:: “умильная прелесть”, “чистая лазурь” и “зловещий блеск…дерев”, “порывистый, холодный ветр порою…”, “кроткая улыбка увяданья…”. Кажется, что теперь уже речь не о том, что видишь со стороны, а о том, что ты сам сбой являешь, что отражает от тебя, как в зеркале, окружающая действительность. Т.о., ощущается сложность, многообразие и неоднозначность природных явлений осени, уподобляемых человеческому бытию.
С. А. Есенин: философское размышление о судьбе поэта, выходца из села Константинова. Осень – это уже не романтическое созерцание и постижение “умильной таинственной прелести”, а, скорее, необратимое увядание, печальное знамение:
Скоро месяц, купаясь в снегу,
Сядет в редкие кудри сына.
Есенин отождествляет неизбежные процессы в судьбе человека и необратимые явления в круговороте природы:
Облетает моя голова,
Куст волос золотистый вянет.
Поэт с любовью отзывается о своём прекрасном родном уголке.
Он описывает родственные отношения, подчёркивая неразрывную связь лирического героя с сельской природой, близкой и дорогой С. А. Есенину:
Здравствуй, мать голубая осина!
Скоро месяц, купаясь в снегу,
Сядет в редкие кудри сына.
Но неизбежное “новое” тревожит поэта и осеннюю природу:
По-осеннему сыплет ветр,
По-осеннему шепчут листья
Это “ветр” неизменных и близких перемен. Поэта печалит, что его время проходит, и забвение наступит подобно тому, как естественен круговорот явлений в природе. В данном стихотворении Есенина это “новое” вполне конкретизировано:
Скоро мне без листвы холодеть,
Звоном звёзд насыпая уши.
Новый с поля придёт поэт,
В новом лес огласится свисте.
Однако это “новое”, тем не менее, оптимистично.
Т. о., природа и человек в лирическом произведении С. А. Есенина образуют единый мир, но не идиллический, а реальный, осязаемый.
Переживания лирического героя и родной ему окружающей среды противоречивы.
Учитель отмечает положительными оценками наиболее старательных учащихся.
У.: Ребята, а на какие темы вы бы поразмышляли во время путешествия по лесным дорогам осени? Ребята предлагают разные темы и проблемы, например, “Неизбежность перемен”, “Круговорот в природе и в жизни людей”, “Невостребованная красота осени” и др.
У.: Надеюсь, вы теперь заинтересовались лирическими произведениями русских классиков XIX-XX веков, которые размышляли над темой “Человек и природа”. А мы с вами, завершая путешествие, не можем не остановиться на эпитетах как одном из важнейших и значимых тропов для образного оформления своих переживаний, впечатлений, мыслей, чувств.
Давайте вспомним, какой частью речи выражен эпитет? Верно, именем прилагательным, употребляемым в переносном значении: румяное яблоко, золотой лист и т. д. Перед вами фотографии осенних пейзажей.
Рассмотрите их подробнее и напишите как можно больше эпитетов к любому из предложенных изображений.
Учитель отмечает положительными оценками наиболее старательных учащихся.
Домашнее задание:
1. Выбрать один из двух вариантов:
- нарисовать красочные осенние пейзажи с приложением к ним своих стихотворений;
- подготовить устные сообщения о творчестве любого поэта XIX-XX вв., одной из основных тем которого была “Человек и природа” (Ф. И. Тютчев, А. Н. Майков, А. А. Фет, С. А. Есенин и др.)
2. Поделиться своими впечатлениями о путешествии, а, вместе с тем, поразмышлять на какую – либо тему в своём путевом очерке. На конкурс – “Я – журналист!” Оформление, прилагаемые видео- и фотоматериалы поощряются особо. А также учитывается грамотность письменной речи. Желательно, посетить осенний лес. Однако принимаются путевые очерки и о других реально совершённых вами путешествиях (не забывайте о фактической стороне этого речевого жанра).
Заключительное слово учителя:
- Вот мы и завершили наше путешествие! Пожалуйста, поделитесь своими впечатлениями, предложениями. Что вы усвоили, запомнили. Что осталось неясным, непонятным? Куда бы вы хотели отправиться со мной в следующий раз? С какой целью? Почему так важно не забывать о классических образцах художественной литературы? Зачем мы всегда обращаем внимание на грамотность письменной и устной форм речи?
Т. о, наше путешествие оказалось не только увлекательным, но и плодотворным! Мы постараемся научиться создавать грамотные путевые очерки о собственных реальных путешествиях! В счастливый путь!