ЦЕЛИ:
- Повторение и закреплений знаний о грамматических категориях имён существительных, формирование умений сравнивать, обобщать, анализировать.
- Развитие речи, мышления, памяти, внимания, воображения учащихся, развитие орфографической зоркости; обогащение словарного запаса учащихся; формирование навыков самостоятельной работы.
- Воспитание самостоятельности в выборе решений, интереса к предмету.
Цели реализовывалась через решение следующих задач:
ПРЕДМЕТНЫЕ: совершенствовать умение распознавать грамматические категории существительных.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ: формировать универсальные учебные действия
регулятивные:определять цель деятельности, развивать умение анализировать, сравнивать, устанавливать закономерность, составлять алгоритм, работать по алгоритму;развивать умение корректировать свою деятельность (видеть ошибки и уметь их исправить).
личностные:
- формирование умения адекватно оценивать свою работу;
- воспитывать у учащихся толерантное отношение друг к другу, уважение к мнению других.
познавательные:
- развитие внимания, мышления, памяти учащихся;
- переработка и преобразование информации, выделение главного, выделение ключевых слов;
коммуникативные:
- формировать умение работать в парах, группах;
- развивать умение слушать и вступать в диалог, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное сотрудничество со взрослыми и сверстниками; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
ТИП: обобщающий урок
ВИД: урок - игра
ОБЕСПЕЧЕНИЕ:
- карточки с утверждениями для устного выборочного диктанта;
- карточки «Реши задачу»;
- карточки для игры «Строительство дома»: фундамент, этажи, крыша;
- карточки: «Ключи» и картинки весёлых человечков для «заселения в дом».
ХОД УРОКА
1. Организационный момент;
2. Актуализация знаний:
Постановка целей и задач урока:
- Продолжаем повторять всё, что мы изучили об имени существительном. Сегодня на уроке нам предстоит выполнить большую работу – вспомнить, какими признаками обладает имя существительное. Не только вспомнить, но и на примерах показать свои знания. Итак, тема нашего урока - «Основные грамматические признаки имён существительных». Мы с вами будем строить дом «Имя существительное». Какой он будет – решать вам?
3. Повторение и обобщение:
Игра: строительство дома «ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ»:
- С чего же начинается строительство дома? Да, сначала мы с вами должны заложить фундамент.
1. Фундамент: Выборочный устный диктант
- Проверим, хорошо ли вы усвоили материал прошлых уроков. У вас на столах лежат карточки с утверждениями. Если вы согласны с моим утверждением, то прикрепите карточку на доске. Приложение 1
- Имя существительное – часть слова.
- Имя существительное – часть речи.
- Имя существительное обозначает действие
- Имя существительное обозначает предмет
- Имя существительное отвечает на вопросы какой? какая? какое?
- Имя существительное отвечает на вопросы кто? что?
- В предложении чаще всего бывает сказуемым.
- Существительные могут быть собственными и нарицательными.
- Солнце – имя нарицательное?
- Существительные могут стоять в единственном, множественном и среднем числе.
- Категория числа – непостоянная грамматическая категория существительного.
- Категория рода так же непостоянная категория?
- Имена существительные обладают грамматической категорией склонения.
- Существительные бывают только одушевлёнными.
- Существительные могут быть одушевлёнными и неодушевлёнными.
- Род существительных определяется с помощью подстановки местоимений «она», «он», «оно».
Прикрепляем карточку с изображением фундамента.
2. Первый этаж:
Раз мы строители, давайте представим стройку: работа с тематической картинкой «Стройка».
- Что вы видите на иллюстрации?
- Запишите имена существительные, которые видите на иллюстрации.
- Сколько имён существительных вы записали?
- По какому признаку вы определяли, что записанное вами слово – имя существительное?
Прикрепляем карточку с изображением 1 этажа
3. Второй этаж. «Доскажи пару»: (групповая работа) добавьте к нарицательному существительному собственное, а к собственному нарицательное, определите, одушевлённый предмет или неодушевлённый.
Москва – город
страна – Англия
Венера – планета
имя – Елена
«Мурзилка» - журнал
река – Нева
Незнайка – сказочный герой
фильм – «Титаник»
Лермонтов – поэт
герой сказки – Алёнушка
Австралия – материк
кличка собаки – Рекс
Байкал – озеро
название улицы – Советская
Прикрепляем карточку с изображением 2 этажа
4. Третий этаж. «Реши задачу»: (работа в парах) сосчитай, сколько предметов лежит в корзине, если условно предмет в единственном числе считать за 1, а во множественном числе – за 2. (предметы выписать) Приложение 2
Шла торговка мимо рынка,
Спотыкнулась о корзинку.
В этой маленькой корзинке
Есть помада(1) и духи(2),
Ленты(2), кружева(2), ботинки(2) –
Что угодно для души?
Там лежали бусы(2), ложки(2),
Перья(2), веер(1) и застёжки(2),
Зеркало(1), расчёска(1), фен(1)
И ещё, конечно, крем(1).
Всё рассыпалось, ребята,
Посчитать теперь вам надо! (22)
Прикрепляем карточку с изображением 3 этажа
5. Четвёртый этаж. «Собери родственников»: найдите и запишите слова – синонимы разных родов:
Дом (мр) – хата (жр) – здание (ср)
Глаз (мр) – око (ср) – гляделка (жр)
Кимоно (ср) – халат (мр) – одежда (жр)
Гипюр(мр) – кружево (ср) – ткань (жр)
Сладость (жр) – лакомство (ср) – деликатес (мр)
Успех (мр) – удача (жр) – счастье (ср)
Прикрепляем карточку с изображением 4 этажа
6. «Крыша»: соотнесите вопросы и падеж существительных: работа на карточках. Приложение 3
- Прекрасный у нас получился дом. Но мы с вами замечательные хозяева и посадим у нашего дома сад.
«Садоводы»: распределите слова по 3 группам склонений: слова на карточках – цветках – приклеить на доску.
4. Подведение итогов урока, рефлексия: «Заселение в дом».
- Пора нам с вами заселиться в новый дом. Чтобы получить ключи от квартир нужно сделать грамматический разбор существительных. Приложение 4
- Вспоминаем алгоритм грамматического разбора имён существительных (ученик расставляет утверждения на доске в правильной последовательности)
Обучающиеся самостоятельно делают грамматический разбор существительных, выбирают фигурку с весёлым человечком и прикрепляют её в доме или у дома и отвечают на вопросы (что понравилось?, что запомнилось? Что вызвало затруднения? Как можешь оценить свои знания? Как можешь оценить знания всего класса)
5. Домашнее задание:
Работа с контрольными заданиями и вопросами, подготовка к самостоятельной работе.
Самоанализ урока: Приложение 5