Ход урока
Учитель:
- Внимание, на экран!
На экране кадр из кинофильма Гайдая "Иван Васильевич меняет профессию":
Милославский:
- Положь трубку!
Бунша:
- Не положу!
Милославский:
- Ложи трубку, сказал!: Попрошу очистить царский кабинет.
Учитель:
На что вы обратили внимание? Чему вы улыбались?
Создана комическая ситуация: в речи героев допущены ошибки. Их речь нельзя назвать ни правильной, ни хорошей.
Вопрос. Какие требования предъявляются к хорошей речи?
- правильность
- точность
- ясность
- логичность
- простота
- богатство
- сжатость
- чистота
- живость
- благозвучие.
В. А в чем выражается неточность речи, её засоренность, бедность? Что мы имеем в виду, когда говорим, что речь неточная.
- Люди делают речевые ошибки.
- Таким образом, сделаем вывод - что же такое речевые ошибки?
Речевые ошибки - это проявление неточности речи, её засоренности, бедности и невыразительности.
Такие ошибки возникают в результате нарушения лексических, стилистических и грамматических норм языка.
В. Что может являться причинами речевых ошибок?
- Причинами речевых ошибок могут являться незнание точных значений слов, их стилистических характеристик, правил сочетаемости, неразличение паронимов, неумение пользоваться синонимическими возможностями языка и его стилистическими ресурсами в соответствии со сферой и ситуацией общения.
Неслучайно М.В.Ломоносов в своей "Риторике" приводит нам такой пример (поскольку суть стилистики - сказать одно и то же по - разному):
Робкая дева трепещет.
Трусливая девка дрожит.
(Ломоносов. Риторика)
В. В результате чего возникают грамматические ошибки?
- Грамматические ошибки возникают в результате нарушения грамматических норм литературного языка, т.е. нарушения правил образования слов и форм слов, а также норм словообразования.
В. Почему люди в большинстве своём не задумываются о какой-либо литературной норме, о том, что они совершают ошибки?
- Им кажется это нормой, потому что так говорят все.
Чем мы будем заниматься на уроке?
Определим цель.
Цели и задачи урока:
Ребята, сегодня нам предстоит поработать не только над классификацией речевых и грамматических ошибок.
Наша задача заключается даже не в определении этих речевых ошибок, а в умении их видеть, замечать, не допускать, как можно более в корректной форме поправлять человека и постоянно работать над своей речью, следить за правильностью речи, точностью.
В. А как вы думаете, какие ошибки чаще всего встречаются? Вы провели исследовательскую работу- наблюдение за речью граждан, жителей Северодвинска.
Ребята в течение месяца исследовали речь горожан Северодвинска: записывали фразы, услышанные в транспорте, магазине, на рынке, в гимназии, в бытовой ситуации и т. д., содержащие речевые ошибки. В этих конвертах - богатый материал, собранный вами, но распределённый по моему усмотрению. (Учащиеся класса разбиты на 3 группы. Каждой группе выдан конверт с заданиями).
Практическая часть урока.
Ваша задача - каждый, работая в группе, должен найти ошибку, исправить её, классифицировать.
I группа будет исправлять речевые ошибки, II - грамматические, III - орфоэпические.
За 10 минут все предложения нужно будет записать в исправленном виде, классифицируя ошибку.
Итак,
Двадцать девятое октября.
Классная работа.
Тема: :.
В тетради записывается исправленный вариант и классифицируется ошибка (письменно). Затем каждая группа представляет свою работу. (В каждой группе выбран командир, корректирующий и оценивающий всю работу группы)
Речевые нормы. (1 - я группа)
Он сидит сложив руки (сложа руки) | Нарушение фразеологической сочетаемости. |
Руководители предприятия настроены на деловой настрой | (тавтология) |
У меня совсем худая куртка. Погода-то совсем худая. |
(неоправданное употребление просторечных слов). |
Требуется менеджер с английским языком и компьютером. | (лексическая неполнота высказывания) |
Продаются овощи навыезд. | Нарушение лексической сочетаемости. |
Бежали за автобусом так, что пятки стучали. (сверкали) | Нарушение лексической сочетаемости |
Часы двигались с перебоями. | Нарушение лексической сочетаемости. |
Мальчик разбил половину стекла. | Нарушение лексической сочетаемости. |
Все дети в школе охвачены горячим питанием. | Неправильное употребление слова. |
Он был моим коллегой по работе. | Употребление лишнего слова. |
Итоги будем подводить в мае месяце. | Употребление лишнего слова. |
Не принимай желательное за действительное. (желаемое) | Неправильное употребление паронимов. |
Учащиеся всех групп после получения задания записывают правильный вариант в тетради и выбранный командиром ученик озвучивает ответ (учащиеся 2-х других групп могут дополнять, корректировать и т.д.)
Грамматические нормы. (2 - я группа.) (Учащийся 2-й группы подготовил индивидуальное задание - презентацию о речевых ошибках А.С.Пушкина (см. Приложение 1, слайд1)
Вступление учителя к ответам ребят:
- обратим внимание на эпиграф:
Как уст румяных без улыбки,
Без грамматической ошибки
Я русской речи не люблю!
А. С. Пушкин.
:Вот уже 16 лет, как я печатаю, и критики заметили в моих стихах 5 грамматических ошибок (и справедливо).
Остановлял взор на отдаленные громады; | останавливал |
На теме гор | темени |
Воил | выл |
Был отказан | ему отказали |
игумену | игумну |
Я всегда был им искренне благодарен и всегда поправлял замеченное место.
- Вдумайтесь, Пушкин! И тем не менее, Пушкин правил по много раз свои рукописи, добиваясь, чтоб фраза была точной, лаконичной и красивой.
Перейдем к заданию 2-й группы. (Исправление грамматических ошибок.)
Грамматические нормы.
Новое поступление чулок и носок. (чулок и носков)
Работа должна быть закончена к первому августу. (ошибочное словообразование - августа).
По плану на этом участке будут построены многоэтажные дома, напротив них будет разбит сквер. (неправильно образована форма местоимения)
Требуется диспетчерша для работы в режиме такси. (ошибки в образовании форм рода).
Кто нашел утерянный паспорт, верните за вознаграждения (ошибки в образовании форм числа).
Стало более красивее . (ошибка в употреблении сравнительной степени наречия)
Не допускать этот материал на страницы печати и телевидения. (ошибка в построении предложения с однородными членами).
Работая над сочинением, сначала составляются тезисы. (неправильное употребление деепричастного оборота).
С тех пор прошли 20 лет. (Нарушение согласования).
С двухстами рублями в кармане.(Правильный вариант - с двумястами).
Уже без двадцать восемь. (Самая типичная ошибка северодвинцев - неправильное употребление падежной формы: правильный вариант - без двадцати пяти.)
Оплатите за проезд. (Или оплатите проезд или заплатите за проезд.)
Орфоэпические ошибки. (3 - я группа).
В новых туфлях, идешь без туфель, одна пара туфель. | Все формы слова туфли нужно образовывать самостоятельно, ставя ударение. |
Творог, правы, квартал, дозвониться. | Расставляется ударение, произносится правильный вариант. |
По обеим (обоим) (сторонам, краям, лестницам). | По обеим сторонам, лестницам; по обоим краям. |
Пюре, шинель, проект, депо, модель, майонез, кетчуп. | Произносится твёрдый и мягкий вариант. |
Ты чего ревишь? Ревит и ревит. | Ревёшь, ревёт. (самая распространенная ошибка жителей Северодвинска.) |
Стиральный порошок хранится долго. | В Северодвинске большая часть населения именно в этих словах ударение ставит неправильно. |
СМП - Северное Машиностроительное предприятие - выпускает атомные подводные лодки. | Правильный вариант (эс эм пэ, а не распространённое сэ эм пэ.) |
Большой выбор тортов. | Правильно поставить ударение. |
От слов тапки, ботинки, лапти образовать формы единственного числа. | Одна тапка, один ботинок, один лапоть. |
- Теперь хотелось бы узнать, насколько эта тема усвоена вами.
Не секрет, что такого рода задания есть в ЕГЭ, а т.к. мы с вами работаем на перспективу, я предлагаю вам выполнить следующее задание.
Тест из ЕГЭ - презентация (на экране).(Приложение1)
В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
1. СоздалАСЬ
2. ДОлжностей
3. ИзогнУтый
4. ЗвОнит
В каком предложении вместо слова вечный нужно употребить вековой?
- Долгими осенними вечерами хозяин не выходил из комнаты и в неизменном халате, с вечною трубкою в зубах, сидел у окна.
- Густые заросли кустарника чередовались с вечными дубовыми рощами и березовыми лесочками.
- Среди вечных человеческих ценностей наиболее важной для него была честность.
- В районах вечной мерзлоты дома строятся по специальным проектам.
Вывод: Ребята! Цель нашей с вами работы - это не только заметить ошибку, исправить или не допустить.
Мы проанализировали, насколько опасно такое небрежное отношение к языку. Северодвинск - культурный, молодёжный город. Не хочется, чтобы дети слышали неграмотную речь. Ведь бывают даже ситуации, что иностранцы, посетившие наш город, не понимают нас из-за неправильно построенных фраз.
Можем ли мы считать эту тему законченной?
Любой грамотный, образованный человек не должен допускать ошибок. Не должен!
Д/З. В качестве домашнего задания предлагается сочинение - рассуждение "Зачем говорить правильно, когда итак тебя все понимают. "
Примечание.
Во время работы группы командир следит за ответами учащихся и оценивает их к концу урока. Также в ходе урока наиболее активные учащиеся оцениваются учителем. В конце урока тетради с выполненными заданиями сдаются на проверку.
В Приложении 2 даны варианты заданий всех трёх групп.