Основные группы односоставных предложений. 8-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 8


Цели:

  • дать понятие об односоставном предложении;
  • формировать умения различать односоставные и двусоставные предложения, находить односоставные предложения в тексте.
  • привить интерес к творчеству С.Есенина.

Цели для обучающихся:

  • знать, какие предложения называются односоставными.
  • уметь различать односоставные и двусоставные предложения.

Оборудование: раздаточный материал с предложениями из произведений С.Есенина, пословицами и поговорками, репродукция картины Ф.А.Васильева “Мокрый луг”.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания

II. Актуализация знаний

Слово учителя. В 2010 году отмечается 115-я годовщина со дня рождения С.Есенина, поэтому сегодня на уроке мы будем использовать предложения из стихотворений этого поэта.

1) Работа по вариантам: синтаксический разбор предложений

1 вариант.

Уж не будут листвою крылатой
Надо мною звенеть тополя.

2 вариант.

Люблю до радости и боли
Твою озерную тоску.

– назовите грамматические основы предложений.
– чем отличаются предложения по наличию главных членов предложения?
– чем осложнено второе предложение? Составьте схему.

III. Запись темы урока

IV. Обучающиеся пытаются сами сформулировать цели урока

V. Работа по новой теме

1. Работа в группах: исследование предложений из произведений С.Есенина

1 группа. Задача: выяснить, какой главный член предложения входит в состав грамматической основы?

2 группа. Задача: произвести синонимическую замену односоставных предложений двусоставными. Всегда ли это возможно?

3 группа. Задача: определить количество грамматических основ предложений, где встречаются односоставные предложения. Сделать вывод.

Я скажу: “Не надо рая,
Дайте родину мою”.

Прощай, родная пуща,
Прости, златой родник.

О Русь, взмахни крылами,
Поставь иную крепь!

Не бродить, не мять в кустах багряных
Лебеды и не искать следа.

Разбуди меня завтра рано,
Засвети в нашей горнице свет.

Звени, звени, златая Русь,
Волнуйся, неуемный ветер!

Не жалею, не зову, не плачу,
Все пройдет, как с белых яблонь дым.

Пишут мне, что ты, тая тревогу,
Загрустила шибко обо мне.

Мне грустно на тебя смотреть.

Синий май. Заревая теплынь.

Вижу сон. Дорога черная.
Белый конь. Стопа упорная.

Дайте мне на родине любимой,
Все любя, спокойно умереть.

Над окошком месяц. Под окошком ветер.

Гори, звезда моя, не падай.
Роняй холодные лучи.

Только мне не плачется – на душе светло.

4 группа работает над иллюстрацией Ф.А.Васильева “Мокрый луг”.

Задача: подобрать соответствующие содержанию картины 5-6 односоставных предложений. Получится ли связный рассказ?

5 группа (обучающиеся с высокой мотивацией к обучению) готовит сообщение на лингвистическую тему “Основные группы односоставных предложений”, используя теоретический материал, примеры предложений из произведений С.Есенина.

Дополнительные вопросы к предложениям:

– чем осложнены предложения, над которыми выработали?
– что вы знаете об обращении?
– определите вид предложений по цели высказывания?
– найдите сложные предложения. Определите вид связи между простыми предложениями в составе сложного предложения.
– какие художественно-выразительные средства использует Сергей Есенин в данных предложениях?

2. Работа над поэтическим текстом:

Синий туман. Снеговое раздолье,
Тонкий лимо(н,нн)ый лу(н,нн)ый свет.
Сердцу приятно с тихою болью
Что-нибудь вспомнить из ра(н,нн)их лет.

– найти односоставные предложения:
– определить, какой главный член предложения входит в состав грамматической основы;
– какой орфограмме подчинено правописание слов со скобками?
– какие еще орфограммы встретились в словах?

3. Для какого стиля характерно употребление односоставных предложений? Окончательный вывод мы с вами сделаем в конце изучения темы.

4. Речевая ситуация: попробуйте объяснить отсутствующему на уроке однокласснику, что нового вы узнали на уроке. Какие примеры можете привести, попробуйте составить их самостоятельно, запишите их.

VI. Возвращение к целям

VII. Дифференцированное домашнее задание

1 группа (для обучающихся с низкой мотивацией) – упражнение 203

2 группа – среди пословиц и поговорок выбрать односоставные предложения

3 группа – в средствах массовой информации в тексте публицистического стиля найти и выписать односоставные предложения.

4 группа – из изучаемого произведения по литературе М.Ю.Лермонтова “Мцыри” выписать односоставные предложения.

5 группа – из учебника геометрии выписать односоставные предложения.