Выбранные технологии активизируют
самостоятельную, творческую деятельность
учащихся, усиливают интерес к работе со словом,
что способствует реализации ключевой идеи
концепции преподавания русского языка –
восхождению от грамотности к речемыслительной
культуре и духовности личности.
Компьютерная поддержка уроков русского языка
создаёт более комфортные, по сравнению с
традиционными, эмоционально-психологические
условия для обучения, создаёт реальные
предпосылки для повышения качества образования
вследствие обеспечения индивидуального подхода
в обучении.
Презентация (Приложение 1),
созданная по теме урока, актуализирует знания
учащихся, способствует конкретизации и
визуализации предмета речи, направляет учащихся
на диалоговое общение с текстом, предоставляет
опорный материал для работы на уроке.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
Звукозапись стихотворения на фоне постепенной смены фотографий осенней природы. Чтение стихотворения Ф. Тютчева «Есть в осени первоначальной…»
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора –
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера…,
Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто все – простор везде,-
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде.
Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко еще до первых зимних бурь –
И льется чистая и теплая лазурь
На отдыхающее поле.
– Добрый день, ребята! Сегодняшний урок я
начала стихотворением Ф. Тютчева. О чем оно?
– Как вы думаете, почему именно с этого
стихотворения я начала урок? о чем будем говорить
на уроке?
2. Тема урока
– Действительно, сегодня мы окунемся в красоту,
сказочность, неповторимость осенней природы, и
тема нашего урока – осенний пейзаж
(запись числа и темы урока в тетрадь).
– Что же такое «пейзаж»?
Учитель: Есть время года, которое
привлекает почти всех своей таинственностью,
непохожестью. Это осень. О ней слагают песни, о
ней пишут стихи и музыку.
Мы с вами говорили об этом времени года на
предыдущих уроках, и сегодня у вас на столах
лежат творческие работы, в которых вы написали
любимые стихотворения, нарисовали рисунки, нашли
пословицы и загадки об этом времени года, но,
чтобы наша книга была закончена, нужно подвести
итог всей проделанной работе. И мне бы хотелось,
чтобы вы выразили свои мысли, чувства, ощущения,
которые возникают у вас осенью.
– Как же нам это сделать? (Написать в сочинении)
– Каковы же цели нашего урока? (Чтобы описание
осенней природы было точным и выразительным, мы
должны собрать необходимый материал)
Эпиграф
– Начать бы мне хотелось со слов К.
Паустовского: «…Если писатель хорошо видит то,
о чем пишет, то самые простые слова действуют на
читателя с разительной силой и вызывают у него те
мысли, чувства, какие писатель хотел ему передать»
– Как вы понимаете эти слова? (писать нужно так,
чтобы читающий увидел, услышал и почувствовал
все то, что в этот момент видел, слышал и
чувствовал автор)
– Кто будет являться писателем в нашем
случае? (сами учащиеся)
3. Изучение нового материала (собирание материалов к сочинению)
Фотография осенней природы
Учитель: У каждого человека своя осень. Одни любят осень со спокойным тихим дождем, туманами по утрам. Другие – золотую, когда все разноцветье переливается в лучах яркого солнца. Во все времена природа привлекала к себе внимание человека, ничего прекраснее природы не существует. Люди стремятся передать эту красоту с помощью звуков, красок, слов.
Живопись
– Давайте и мы отправимся в путешествие в
осень.
Звукозапись крика журавлей (тихо), на фоне
постепенной смены фотографий осенней природы
ученик читает стихотворение наизусть
Осень – это миг уходящего лета
Это зимы грядущей рассветы.
Осень яркая, заманчивая,
Бывает грустная, обманчивая,
Золотом с берез осыпающая.
Осень – прощальный крик журавля
И в даль манящая неба синева.
Волшебница осень к нам в гости пришла
Чудесные краски она принесла.
Лишь только взмахнула невидимой кистью,
И вдруг разноцветными стали все листья.
Художники пишут осенний пейзаж
И всех приглашают на вернисаж.
– Почему осень названа волшебницей и о каких
кистях и красках идет речь?
– Что такое пейзаж? Вернисаж?
– Давайте и мы с вами отправимся на осенний
вернисаж и вспомним моменты уходящей осени.
На фоне музыки репродукции картин художников: Левитан «Золотая осень», Поленов «Золотая осень», Ю. Обуховский «Октябрь», «Поздняя осень».
– Нравятся ли картины, чем они притягивают нас?
– Что чувствуете, глядя на картины?
– С помощью чего художник сумел передать свое
настроение?
– Почему осень называют золотой?
Поэзия
– Глядя на такую красоту невозможно сдержать свои чувства. Вот поэтому настроение природы передают в своих стихотворениях поэты. Великолепно передал осеннюю красоту природы И. Бунин в своем стихотворении «Лес, точно терем расписной…» (читает учитель)
Лес, точно терем расписной-
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь, в листве сквозной
Просветы неба, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой.
– Какое настроение вызывает у поэта осень?
– Какие иллюстрации вы могли бы нарисовать к
этому стихотворению?
– Какие слова помогают описать так ярко, образно
осенний лес поэту?
– Какие краски увидел поэт, описывая лес?
– С чем сравнивает лес И. Бунин?
Репродукции картин Левитан «Золотая осень», Поленов «Золотая осень», Ю. Обуховский «Октябрь», Ю. Обуховский «Поздняя осень».
– Как вы думаете, к какой картине это стихотворение можно отнести?
Работа с синонимами
– Приведите синонимы к словам: лиловый, золотой, багряный, лазурный. Многие писатели и поэты восхищались красотой осенней природы, и мне бы хотелось познакомить вас с высказываниями мастеров слова об осени:
- «Берёзовые рощи стоят, как толпы девушек-красавиц в шитых золотым листом полушалках». (Паустовский)
- «Осень, в шубу жёлтую одета, по лесам с метёлкою прошлась». (Кедрин)
- «Берёза, словно сказочное дерево, вся золотая, красиво рисуется на бледно-голубом небе, когда низкое солнце уже не греет, но блестит ярче обычного». (Тургенев)
(Работа с выразительными средствами речи, которые используют писатели.)
Музыка
– Какие чувства преобладают осенью?
– Какое настроение создается красками осени?
– Какие звуки можно услышать осенью? (Шорох
листьев, звук дождя, ветра)
Осень настроила скрипку,
В лес незаметно вошла
И, поклонившись, с улыбкой
Вальсы играть начала.
– Многие композиторы обращались к теме осени.
Давайте и мы послушаем отрывок из муз.
произведения Вивальди «Времена года. Осень».
Закройте глаза и представьте, что вы сейчас не
на уроке, а в осеннем лесу.
– Какие образы, картины возникли у
вас?
Физкультминутка
Закройте глаза и представьте себя бабочкой, которая кружится в солнечный день над пожелтевшей листвой, порхает, играя в лучах солнца. А вот она летит между березками и теперь она незаметна среди ярких осенних листьев.
4. Осознание и осмысление рабочего материала (работа с текстом)
1) Березы и клены покрыла осень лимонной
желтизной, а листья осины разрумянились как
спелые яблоки. Стал осинник весь ярко-красный,
весь как огонь горит.
Все деревья и даже кусты разукрасила осень
по-своему, по-осеннему: кого в желтый наряд, кого в
ярко-красный. Одни только сосны да ели не знала
как разукрасить. Вот и остались сосны да ели
по-летнему темно-зелеными. И от этого еще ярче,
еще наряднее сделался лес в своем пестром
осеннем уборе. (Г. Скребицкий)
– Докажите, что перед нами текст.
– Как можно озаглавить текст? Какова тема?
– Как вы думаете, с кем сравнивает писатель
осень?
– Какую картину вы представили, когда слушали
текст?
– Как писатель дает нам почувствовать, что осень
творит с природой чудеса?
– Как вы думаете, каково отношение писателя к
рисуемой им картине?
– Все ли деревья осенью одеваются в разноцветный
наряд?
2) Вставить пропущенные буквы, объяснить написание (1 человек у доски)
Русская осень
В природе есть праз..ники. Ледохо.. . Первая зелень. Первый снег. Первые соловьи. Капель после больших морозов. И есть пора в году, когда земля надева..т самые дорогие наряды. В эти дни кажется, что з..мля начинает даже светит..ся. Вы замечали, наверно: идеш.. по лесу – свет! Думаешь, пятна со..нца, а это два ж..лтых клена стоят между елками. Теплый красный свет идет от осин. Бере..ки наполнены белым, матовым и пронзительно желтым светом. А глянет солнце – свет во сто крат умножается. В такой час чувствуешь себя на земле именинником. (В. Песков)
– О каком празднике осени идет речь?
3) Составьте и запишите предложения, используя слова.
Ковер, пестрый, листьев, из, землю, укрыл. Вся, окрестность, в лучах, утонула, ласкового, солнца. Стройные, замерли, березки, в, чарующем, под, радостную, танце, музыку, осени.
4) Распространить текст
Осенью деревья дарят зеленой елочке подарки. Осина подарила….. Клен роняет….. Ива засыпает елочку…. Нарядилась елочка, стоит в золоте, багрянце и бронзе.
Слова для справок: тонкие золотые листочки, оранжевые звездочки ,красные фонарики
– Как вы думаете, что обозначают слова багрянец и бронза в этом тексте?
5. Применение знаний и умений полученных на уроке
Работа со словосочетаниями.
Составить небольшой текст, используя словосочетания: ярко-желтый наряд, стройная березка, чудесная пора, неповторимая красота осени, радостное настроение, разноцветный ковер из листьев.
6. Итог
– Мы хорошо поработали сегодня на уроке. А что
же мы делали, какой цели был подчинен наш урок?
– Мы прослушали, посмотрели, прочитали описания
осенней природы, созданные поэтами, художниками,
композиторами. Читая или слушая любое из них, мы
ясно мысленно видели именно ту картину, которую
нарисовал автор.
– Почему?
– Вспомним, как на этот вопрос отвечал К.
Паустовский.
– Какова тема нашего сочинения?
– Можно ли осень назвать художницей? Почему?
– О чем будете писать?
– Из скольких частей будет состоять ваше
сочинение?
– О чем будете писать в каждой части?
7. Домашнее задание
– Дома вам предстоит самим написать сочинение-описание осенней природы, опираясь на иллюстрации, которые подготовили, личные наблюдения и воспоминания, на тот материал, с которым работали на уроке. В своих сочинениях вы должны описать осеннюю природу, ваши чувства, настроения.
8. Рефлексия
– Открыли ли вы для себя на уроке что-то новое?
– Что из всего сказанного, прочитанного,
увиденного особенно запомнилось?
Надеюсь, что проделанная нами работа, поможет вам
легко справиться с поставленной задачей –
написанием сочинения.
Закончить наш урок хотелось бы строками
стихотворения П. Вяземского «Осень»
(Стихотворение звучит на фоне смены картин природы)
Кокетничает осень с нами:
Красавица на западе своем
Последней ласкою, последними дарами
Приманивает нас нежнее с каждым днем.
……………………………………………
Все в ней мне нравится: и пестрота наряда,
И бархат, и парча, и золота струя,
И яхонт, и янтарь, и гроздья винограда,
Которыми она обвешала себя.
И тем дороже мне, чем ближе их утрата,
Еще душистее цветы ее венка,
И в светлом зареве прекрасного заката
Сил угасающих в ней нега и тоска.
Оценивание работы учащихся на уроке.