Цели и задачи:
- познакомить с правилом правописания приставок на З-, С-, повторить правописание корней с проверяемыми и непроверяемыми гласными, вырабатывать умение находить слова с изученной орфограммой;
- развивать память и мышление учащихся, навыки связной речи;
- воспитывать любовь к природе, поддерживать интерес к русскому языку.
Оборудование:
- мультимедийный проектор,
- презентация Microsoft PowerPoint
- учебник “Русский язык. 5 класс” Л.М.Рыбченковой, О.М.Александровой и др.
Ход урока
1. Организационный момент.
Ребята, мы с вами на уроках русского языка учимся быть грамотными. Правда? Многие орфограммы нам уже известны. Как вы думаете, нужно ли своими знаниями делиться с другими? Помогать? Сегодня на уроке попытаемся помочь пятикласснику из другой школы. Готовы? Но прежде проверим, как вы сами справились с домашним заданием.
2. Проверка домашнего задания (упражнение 243).
А) Устный опрос.
- Над какими видами орфограмм вы работали дома?
- Как проверить безударную гласную в корне?
- Можно ли проверять корни с чередованием гласных?
Б) 1-й ученик - морфемный разбор слов из упражнения 243
2-й ученик – объясняет выбор вставленных букв.
3. Изучение нового материала.
Помните, в начале урока я говорила вам об ученике, которому нужно помочь? Вот он на экране (слайд 2), выполняет упражнение, делает работу спокойно, потому что знает, какую букву нужно вставить на месте пропусков. Как вы считаете, мальчик правильный выбор сделал? Обоснуйте свое мнение.
Еще нужно успеть сдать кормушку. Но вьюга все пуще сердилась.”Как же я пойду?” - беспокоился Саша. Вдруг через несколько минут ветер утих, вьюга будто сжалилась над мальчиком. Он смахнул снег с шубки и побежал в школу.
Выпишите в тетрадь слова с приставкой С.
Итак, в русском языке приставки З не существует.
Однако есть слова, в начале которых пишется буква З. Это слова здесь, здание, здоровье. (Слайд 3)Буква З приставкой не является, она входит в корень. Правописание этих слов следует запомнить.
(Слайд 4) Посмотрите еще на нашего мальчика. Он уже делает другое упражнение. Он спокоен? Почему? Перед каким выбором он стоит? Без нашей помощи ему не обойтись. Поможем? Для этого мы сами должны знать орфограмму.
(Слайд 5) На экране записаны три пары слов. Спишите их, выделите в словах корни и приставки.
Подчеркните согласные на конце приставок. Какие буквы вы подчеркнули? (З, с). Ребята, это парные согласные? По какому признаку они образуют пару? (По глухости-звонкости)
Подчеркните в словах букву, следующую за приставкой, над ней укажите, звонкая она или глухая.
Проанализируйте полученный результат и сформулируйте правило написания З, С на конце приставок. (Слайд 6)
4. Закрепление изученного.
- Вернемся к нашему пятикласснику. (Слайд 7) Зная опознавательные признаки орфограммы “Правописание З, С на конце приставок”, поможем ему. Объясните написание выделенных букв. Какие орфограммы вы вспомнили?
Юра вышел на поляну раньше всех. Как ни всматривался он, ребят не видел. Мальчик прилег на траву и увидел высоко над лесом бесчисленное количество звезд. Казалось, их беспорядочно разбросали по темному небу. Они беспокойно мигали, привлекая к себе внимание.
- Вы хорошо усвоили орфограмму? Проверим. (Слайд 8)
- Упражнение 247 (у доски)
- Запись под диктовку с попутным объяснением учениками орфограмм.
Исхудалый после болезни, бескрайний океан, раздался в тишине, исследовать местность, сидят беспокойно, бесконечные споры, чрезмерный аппетит (о написании слова сказать), неожиданно воскликнул, воспылать чувством гордости.
- Откройте тетради опорных схем и таблиц, перенесите в нее схему. (Слайд 9)
5. Рефлексия.
Мы сегодня сделали доброе дело – помогли мальчику при выполнении упражнения. Над какой орфограммой мы работали? Назовите ее опознавательные признаки.
6. Домашнее задание. (Слайд 9)
Упр.248, 249 (по выбору), 250 (обратиться к словарю синонимов).